В ГМИИ им. А.С. Пушкина выставка «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством», демонстрирующая разнообразие и многогранность художественной жизни Европы и России во второй половине XIX - начале XX столетия.
Ольга Розанова. Постройка дома. 1913. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
В период с 1860-х по 1916 год в России искусство стало ареной столкновения разнообразных идейных и творческих концепций. Русская живопись открывала новые художественные явления Европы, и во взаимодействии с ними переосмысляла себя - формировала свой современный язык, созвучный мироощущению эпохи глобальных перемен. Эта выставка своего рода «азбука» для изучения становления нового русского искусства. Естественно, что представлять в обзоре я буду картины наших художников, и совсем мало французских, т.к., во-первых, все показанные картины французов из коллекции ГМИИ - мы и так их знаем, а во-вторых, русское искусство - это наша ценность, которую нам еще познавать и познавать.
Предыстория. В 1860-1870-х годах молодые русские художники получили возможность провести несколько лет за границей (в основном в Париже) как пенсионеры Академии художеств. Они в своих работах сосредотачивались на тех эпизодах парижской жизни, которые позволяли раскрывать характеры, психологические и социальные типы.
Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа. 1876. Холст, масло. ГТГ.
Иван Крамской. В роще Мёдон близ Парижа. 1876. Бумага, акварель, белила. ГТГ.
Илья Репин. На дерновой скамье. 1876. Холст, масло. ГРМ.
Место встречи - Париж. В 1860-е годы Париж после реконструкции барона Османа превратился в современный мегаполис, пронизанный авеню и бульварами, которые привели городскую среду в движение и превратили уличную жизнь в нескончаемый спектакль. Современный образ жизни, воплощением которого стал Париж, был очень важен для актуального искусства того времени. Неслучайно приезжие русские художники стремились запечатлеть Париж в его разнообразных состояниях. В течение десятилетий русские художники закаляли в Париже свое умение, учились свободно и современно мыслить. Александр Бенуа, для которого этот город стал второй родиной, писал: «Париж, так называемый город легкомыслия, на самом деле город мучеников искусства, фанатических тружеников, город безумной отделки, строго, до полного выявления проведенных идей».
Илья Репин. Дама, играющая зонтиком. Эскиз. 1874. Холст на картоне, масло. ГТГ. - Леон-Максим Февр. Русская парижанка. 1891. Холст, масло. ГМИИ.
Мария Якунчикова-Вебер. Париж зимой. 1893. Бумага, пастель, уголь. - Николай Тархов. Площадь Сент-Мартен. 1901. Картон на холсте, темпера. Обе: ГТГ.
Константин Коровин. Париж утром. 1906. Холст, масло. ГТГ.
Пленэризм. В 1880-1890-е годы пленэрная живопись, покорившая Европу, распространилась и в России. Что бы ни было теперь «сюжетом» полотна, главным действующим лицом картины оказывался солнечный свет, пронизывающий пространство.
Виктор Борисов-Мусатов. Майские цветы. 1894. Холст, масло. ГТГ.
Валентин Серов. У окна. 1886. Холст, масло. ГТГ.
Пуантилизм. От Сёра до Малевича. На выставке это самый интересный раздел, на мой взгляд, конечно. Поэтому представлю его почти полностью. Во второй половине 1880-х годов во Франции возник новый художественный метод живописи - пуантилизм (от фр. point - точка). Около 1884 года Жорж Сёра, чтобы избежать в своем творчестве субъективности и эмоциональности импрессионизма, решил более строго следовать научным законам восприятия - мастер стал работать мелкими раздельными (отсюда еще одно название этого направления - дивизионизм) мазками чистых спектральных цветов.
Жорж-Пьер Сёра. Форт-Сансон, Гранкан. 1885. Холст, масло. Эрмитаж.
Характер законченной стройной теории этот метод получил в 1899 году в книге Поля Синьяка «От Делакруа к неоимпрессионизму». Благодаря пропаганде Синьяка пуантилизм быстро распространился во Франции, Бельгии, Италии, Германии и России. Художников привлекали научная точность и простота данного метода, ассоциирующегося с новой современной оптикой и одновременно открывающего возможности живописного эксперимента.
Поль Синьяк. Песчаный берег моря в Сен-Бриаке. 1890. Холст, масло. ГМИИ.
Анри-Эдмон Кросс (Делакруа). Вокруг моего дома. 1906. Холст, масло. ГМИИ.
Пуантилизм стал важным этапом осмысления техник и стратегий искусства в творчестве многих русских и нерусских художников.
Виктор Борисов-Мусатов. Деревце. 1896-1898. Холст, масло. ГРМ.
Наталия Гончарова. Пейзаж (Пуантель). 1907-1908. Холст, масло. ГТГ. - Диего Мария Ривера. Пейзаж. 1911. Холст, масло. ГМИИ.
Давид Бурлюк. Гилея. 1907. Холст, масло. Собрание семьи Кривошеевых.
Анри Лебаск. После купания. 1906-1907. Холст, масло. ГМИИ. - Роберт Фальк. Лиза на солнце. 1907. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Николай Тархов. Париж. 1903. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых.
Казимир Малевич. Пейзаж. Около 1906. Картон, масляно-восковая темпера. ГРМ.
Владимир Бурлюк. Пейзаж с домом. 1907-1908. Картон, дублированный на холст, масло. Собрание Манашеровых.
В 1904 году в Сан-Тропе, где работали Синьяк и Кросс, приезжает молодой Анри Матисс. Но использование раздельного мазка, чистого спектрального цвета приводит Матисса к принципиально иным результатам уже в русле нового течения, которое осенью 1905 года получит название «фовизм».
Анри Матисс. Вид Коллиура. 1905. Холст, масло. Эрмитаж.
Андре Дерен. Просушка парусов. 1905. Холст, масло. ГМИИ.
Символизм. На рубеже XIX-ХХ веков актуальным для ряда живописцев оказался и французский символизм. Эта идея декоративной гармонии проскальзывает и в отдельных произведениях русских художников, формально далеких от эстетики символизма. Так, побывав в 1910 году в Испании, Петр Кончаловский, мечтавший, по его собственным словам, овладеть искусством упрощенного синтетического цвета, создал медитативный интерьер, отчасти перекликающийся с декоративными решениями Гогена и Матисса. Благодаря творчеству символистов в изобразительное искусство активно внедряются утопические идеи и образы, отвлеченные от реальности и нарратива.
Петр Кончаловский. Комната в Испании. 1910. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Борисов-Мусатов. Гармония. 1899-1900. Холст, масло, темпера. ГТГ.
Виктор Борисов-Мусатов. Венки васильков. Этюд. 1905. Холст, масло. ГТГ.
Виктор Борисов-Мусатов. Весенняя сказка. 1905. Бумага, акварель, карандаш. ГТГ.
Для русских художников, склонных к рефлексии и визуализации отвлеченных идей, творчество символистов стало важным этапом в процессе освоения новых методов французской живописи.
Анна Голубкина. Пленники. 1909. Мрамор. ГТГ.
Павел Кузнецов. Акация в песках Бухары. Дерево пустыни. 1909. Холст, темпера. ГМИИ. - Мария Якунчикова-Вебер. Сен-Клу. 1898. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Ван Гог и вангоговский след. Фигура ван Гога для художников стала образцом творческого горения и самопожертвования, пристальной саморефлексии и ценности каждого личностного переживания. Так для Петра Кончаловского соприкосновение с опытом ван Гога стало поворотным моментом. Во время путешествия в Арль в 1908 году он буквально перевоплотился в мастера, символически сблизился с ним в живописной технике и темах работ.
Петр Кончаловский. Девочка из Арля. 1908. Холст, масло. Частное собрание.
Александр Куприн. Пейзаж (Терраса). 1910. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Ощущение диалога с ван Гогом демонстрирует и Василий Рождественский в картине «Игра в бильярд». Здесь и тесная композиция, и резкие эффекты света, и мотив стола, который, напоминает колоду гроба, свидетельствуют о силе недавних впечатлений.
Василий Рождественский. Игра в бильярд. 1900-е. Холст, масло. Елецкий городской краеведческий музей.
Продолжение в следующем блоге -
После импрессионизма. Часть 2.