Каждый раз гуляя по улочкам Москвы, я интуитивно выискиваю различные исторические архитектурные элементы, и со временем, чтобы найти той или иной объект, приходится много стараться. Но особый интерес у меня всегда вызывали стеклянные кирпичи Фальконье, которых осталось в столице единицы. И вот в Музее архитектуры долгожданная выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященная истории изобретения и применения оригинального строительного материала - стеклянного кирпича.
Портрет Гюстава Фальконье. Около 1900. Фото: Жак Люшер. Архив Шато де Ньон.
Фальконье - уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX - XX веков. На выставке представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки - все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии.
Свое название кирпич получил по имени изобретателя - швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (1845-1913). Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, создал материал, занявший место в мировой строительной практике на полувековой период. Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни.
Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений.
В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900-1910-е годы.
Хроника распространения фальконье в Европе
Стеклянные кирпичи модели №7 с разными вариантами запайки. Конец XIX в. Производство: Швейцария. 1-2 - Музей архитектуры им. А.В. Щусева. 3-4 - Коллекция Н.Андреева.
Стеклянные кирпичи модели №8. Начало ХХ в. Производство: Blumenthal I Steck Warszawa. Коллекция Н.Андреева.
Стеклянные кирпичи модели №8. Конец XIX в. Производство: France+Belgique 8, Франция. Коллекция Н.Андреева.
Стеклянные кирпичи: 1 - Заводского производства. 1920-е. Завод Pfanner, Германия. - 2. Модели №5. 1900-е. Завод Адлерхюттен, Пенциг, Германия. - 3. Модели №11. Начало ХХ в. Завод S.Reich&Co, Австро-Венгрия. Все: Коллекция Н.Андреева.
Стеклянные кирпичи переработанной модели №7. Начало ХХ в. Производство: Maxime Silberberg, Varsovie, Польша. Коллекция Н.Андреева.
Хроника распространения фальконье в Российской империи
Стеклянный кирпич модели №9. Начало ХХ в. Производство: Россия. Коллекция Н.Андреева.
Стеклянный кирпич модели №8 (1). Конец ХIХ в. Производство: Blumenthal I Steck Warszawa. С Фабрики Г.Ф. Леппенберга, арх. А.И. Ковшаров (Санкт-Петербург, Каменноостровский пр-т, 18). 1899-1901. - Стеклянные кирпичи модели №9: 2-4. Начало ХХ в. Производство: Россия, торговый дом «М. Франк и К».Из Доходного дома А.М. Стрелина, арх. Д.А. Крижановский (Санкт-Петербург, Суворовский пр-т, 30). 1913-1914. - 5,6. Начало ХХ в. Производство: Стекольный завод товарищества на вере «А.З. Гуревич и наследники», село Лезавичи, Псковская обл. Из Доходного дома И.И. Басевича, арх. А.И. Зазерский (Санкт-Петербург, Пушкарская ул., 7). 1912. Все: Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Стеклянные кирпичи модели №9 (1-2). Из Доходного дома М.А. Егорова-Андреева, арх. Д.А. Вернер (Самара, Некрасовская ул., 61). 1911-1913. Коллекция Н.Андреева. - Каркас форточки с остатками пружинного механизма (3). - Стеклянные кирпичи модели №9 (4-6). Из Тамбовской обл., Мичуринск. Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Все: Начало ХХ в. Производство: Россия.
Стеклянный кирпич модели №9: 1. Из Доходного дома Е.Е. Привалова, Арх. Э.К. Нирнзее (Москва, Садовническая ул., 9а). 1908-1909. - 2,3. Из собственного доходного дома архитектора И.С. Китнера (Санкт-Петербург, Прядильный пер., 7). 1903-1904. - 4. Из флигеля доходного дома П.И. Кольцова (Дом-сказка), арх. А.А. Бернардацци (Санкт-Петербург, Английский пр-т, 21-23). 1909. - 5. Из Доходного дома П.А. Скопника, арх. Г.А. Гельрих (Москва, ул. Спиридоновка, 27/24). 1906. Все: Начало ХХ в. Производство: Россия. Коллекция Н.Андреева.
Стеклянные кирпичи модели №9: 1. Начало ХХ в. Производство: Россия. Из Москвы. Коллекция Н.Андреева. - 2, 3. Кирпич и Осколок кирпича модели №9 с клеймом Юлиуса Берлейна. Начало ХХ в. Производство: Юлиус Берлейн, Москва. Из Саратова, пр-т Кирова, 18/32. - 4. 1930-е. Производство: завод Нечаева-Мальцева, Гусь-Хрустальный. Из Государственного архива РФ (Москва, Б. Пироговская, 17). 2-4 - Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
На выставке также показаны различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло. Эти строительные материалы стали приметами нового времени - бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры.
1,2 - Оконные призмы «Люксфер». Начало ХХ в. Производство: Luxfer Prism Glass Company, США. - 3. Стекло «Монье» с проволочной сеткой. Производство: Россия. Патент «Стекло Франка и Арно Шуманов». 1902.
Стеклянная черепица: 1. Модель В19. 1890-е-1900-е. Производство: Франция. С дачи Марии Бродской, арх. В.А. Домбровский, Ф.А. Троупянский (Одесса, Фонтанская дор., 165). - 2. 1900-е. Производство: АО Мальцовских заводов, Дятьковский завод, Брянская обл. Из Севастополя.
Напольные призмы: 1. 1900-е. Клеймо: Prismatic. Производство: Техническая контора «Генрих Мольденгауер», Москва. - 2. Тип 2b. 1900-е. Производство: Hayward Brothers, Англия. - 3. 1900-е. Производство: завод Дютфуа. Из Москвы. 4-6. 1910-е. Производство: Россия, торговый дом «М. Франк и К». 7. Прессованный стеклоблок. 1910. Производство: Россия, патент Кепплеръ.
Переработанный стеклянный кирпич модели №8 (1). Сделан по технологии изготовления бутылок на конвейере из двух сплавленных частей. 1950-е. Производство: Каменец-Подольский, УССР. - Стеклоблок квадратный (2,3). 1960-е. Производство: СССР. Из клуба завода «Каучук», арх. К. Мельников (Москва, ул. Плющиха, 64). 1927-1929. Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Инсталляция «Беда». Т. Ковалева, А. Киртанова. 2023.
Осенью 2019 года в здании Государственного Архива РФ (Большая Пироговская ул., 17) началось варварское уничтожение исторических окон и их замена на пластиковые стеклопакеты. Все попытки активных граждан и музея архитектуры остановить эти работы были тщетны. Но, благодаря помощи сотрудников архива, музею удалось спасти часть фальконье, а именно 44 стеклянных кирпича модели №9. В 2022 году история спасения продолжилась, и в музей перебрались сотни чудом спасенных фальконье, просто эти годы они хранились на территории другого подведомственного архива.
После 1918 года в России и к концу 1930-х годов в Европе линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено и оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.
Но искусствовед из Петербурга Никита Андреев возродил утерянную в 1930-х технологию Фальконье - ручное производство стеклянных кирпичей. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий - дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.
Пример восстановления утраченного наследия. Фальконье фирмы NWGlass.lab в доме Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. Фото 2023.
Стеклянные кирпичи моделей №5,7,8,9. Экспериментальные прототипы. 2021-2022. Производитель NWGlass lab, Санкт-Петербург.
Ключевыми экспонатами выставки стали современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополняют архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9.
Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный ювелирный партнер - бренд
Epic Jewellery - представили капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями (аметистами, цитринами, топазами и другими), ограненными в стиле фальконье. Огранка была разработана специально для проекта. Но меня все эти изделия не вдохновили.
Стеклянные кирпичи Фальконье - это еще одна деталь исчезающей Москвы. Поэтому в конце обзора приведу адреса некоторых зданий с стеклоблоками системы Фальконье в Москве:
- Дом Московского политехнического общества при Высшем техническом училище (Малый Харитоньевский пер., 4);
- Госархив на Большой Пироговской, 17 (уничтожены в 2019 году);
- Доходный дом 1914 года (Чистый пер., 8, с.2);
- Саввинское подворье (Тверская ул., 6);
- Дом Стуловых (М. Знаменский пер., 8);
- Доходный дом 1914 года (Кривоарбатский пер., 12).
- Доходный дом Ф.А. Лорие 1914 года (Звонарский пер., 5);
- Доходный дом Ломакиной постройки 1909 года (Ул. Гиляровского, 20, с.2);
- Доходный дом Нейштадта (Большая Ордынка, 9/4)…