Ой. Посмотрел я все-таки новый фильм Твердовского, лет 30 парню, а четвертый уже снял. После
второго и
третьего были серьезные сомнения, стоит ли это делать, но все-таки решился. И таки да, снова он меня оставил с крайне противоречивыми ощущениями.
Потому что как художник, как рассказчик, как виртуоз игры на струнах зрительской души Твердовский безусловно растет. "Конфекренция" вышла хоть и мучительной, местами мельчащей и пошлящей - к примеру во всех сценах соприкосновения бывших заложников Норд-Оста (кино целиком и полностью о них) с "левиафаном", с государственной машиной, так презираемой молодым режиссером. Но в то же время местами и потрясающе изящной, глубокой и просто душераздирающей картиной. Полотно очень больших и глубоких эмоций, это да. В этом смысле можно простить Твердовскому даже неприлично избыточную вступительную сцену где на протяжении 6(!) минут зритель может любоваться только желтым пылесосом, который капец как медленно ползет по ковролину театрального партера.
Жаль только, что приходится констатировать, что столь же стремительно растет Твердовский и как моральный урод (да, зачатки и этого "таланта" я ранее фиксировал в предыдущих его фильмах). Большой вопрос насколько этичным в принципе было браться за этот материал всего 17 лет спустя, когда почти все заложники (4 дня просидевшие в том театре) и родственники погибших всё еще живы. Нужна ли им была эта шоковая терапия, всё это столь подробное, мокументальное проговаривание страшных событий. Но уж совсем за гранью было брать легко идентифицируемую героиню (из театра через окно туалета сбежали две женщины, одна из них при падении переломала ноги, об этом много тогда писали и говорили) и выдумывать ей такую адскую историю. Вешать на нее такой непосильный грех - который героиня фильма 17 лет и пытается безуспешно замолить. Потому что сбежать-то - сбежала, но в театре бросила двух маленьких детей, одного из которых бармалеи убили, а вторая теперь ненавидит мать за ее малодушный поступок просто лютой, тоже явно избыточной ненавистью. Да, драматургически это колоссальной мощи поворот, да, этическое уравнение страшное, но конечно очень интересное, и с его помощью говорить о страхе как о таковом (а в основном о нем Твердовский в "Конференции" говорить и хочет) очень сподручно. Но что ты не можешь ровно это же уравнение разыграть в вымышленных декорациях? Как можно для какой бы то ни было художественной задачи так оклеветать живого человека??? У меня это прям в голове не укладывается. Ведь далеко не каждый, как я, полезет подымать списки жертв теракта на Дубровке, будет убеждаться что детей ни Зиновьевой ни Кононовой среди них нет. Да пусть бы это даже правдой было - кто ты такой, щенок, что бы судить живого человека, что бы пытаться препарировать его страхи и раскаяния, моделировать как должен был бы звучать его немой крик нечеловеческого отчаяния, длящийся уже 17 лет? Как по мне, это просто за гранью.
6/10
https://www.kinopoisk.ru/film/1301899/*