Лет пять уж, с тех пор как последний раз пересматривал
"Догвилль", собираюсь пересмотреть и его чудесный сиквел - и вот перед тем как смотреть "Американское чтиво" (которое, как мне показалось, будет играть на схожем поле) сделал это наконец.
Почему-то все последние 20 лет было принято скорее поругивать этот фильм, чем хвалить, и я честно говоря не понимаю почему. Да, во второй раз роскошный трюк с декорациями (точнее практически полным их отсутствием) так ошарашивающе не работает. Кроме того по сравнению с (действительно величайшим) "Догвиллем", его младший брат более ироничен - история про восторженную идеалистку, под дулами автоматов обучающую основам демократии и выражению гнева только что получивших свободу рабов - сюжет "Мандерлея" практически комедийный. И это конечно априори лишает фильм возможности подарить тот очищающий катарсис, какой мог испытать даже не самый чуткий зритель при просмотре "Догвилля". Но история в любом случае же великолепная, придумана потрясающе изящно и хитро, к тому же повторить такую в наши "проснувшиеся" времена (тем более белому режиссеру) просто невозможно.
Здесь же, к слову, начинается и новый этап в фильмографии фон Триера. Если раньше он пытался (и в отличие от большинства режиссеров более чем удачно) быть чем-то вроде этакого морально ориентира, нравственного компаса западному обществу - трилогия "Золотое сердце" и не только - то именно здесь в "Мандерлее", дав сеанс коллективного психоанализа целой расе, маэстро по-настоящему распробовал сладкий вкус хорошей провокации. И всё последующее творчество, вплоть до последнего его
"Джека" было уже именно только об этом. Такого фон Триера - сатирика-провокатора - я тоже обожаю, и в том числе за это, за такую вот новую инкарнацию великого режиссера, я благодарен "Мандерлею". :)
9/10
https://www.imdb.com/title/tt0342735/*https://www.kinopoisk.ru/film/22597/