"Эсав"/"Esau" [2019]

May 01, 2022 23:43


Недавно плевался по поводу до неприличия убогого дебюта одной из лунгинских учениц, полез в фильмографию самого Лунгина, а я оказывается пропустил его крайний фильм. Как-то он почти одновременно с "Братством" вышел, буквально через пару месяцев. Ну и не знаю, может лучше бы и не заметил, не расстраивался бы лишний раз. "Эсав" конечно несравнимо лучше той богомерзкой "Сучилищи" и даже лучше помянутого его собственного "Братства". Но по сравнению с теми потрясающе глубокими, пронзительными картинами, которые Лунгин снимал в 90-00-х, всё это какая-то откровенно беспомощная халтура.
Есть в фильме конечно и сильные стороны, в основном связанные с актерскими работами - Лунгин не в первый раз снимает в Израиле (был у него странный "Дирижер" в начале десятых), но в этот раз ключевых артистов он не привез с собой, а набрал на месте весь цвет израильской актерской школы. Тут и Ашкенази, и Иванир, и Шира Хаас. Плюс как всегда блистательный Харви Кейтель в довольно необычной роли. Плюс Пересильд и Раппопорт. И все они в принципе очень даже хороши.
Но в целом, что это за натужная, надуманная притча, кокетливо осовременивающая, но тут же и безжалостно перевирающая, выворачивающая наизнанку общеизвестную библейскую историю о братьях-близнецах Исаве и Иакове - хз. Имена более менее сохранены, но и те как будто напутаны - Авраам с Сарой были не родителями братьям, а дедом с бабкой. Преференции родителей (отец намного больше благоволит условно старшему Исаву, мать младшему Иакову) и ключевая история с мошенничеством о праве первородства перенесены в фильм довольно точно - что собственно и дает основание видеть тут не просто совпадение имен, а именно ту ветхозаветную историю, искать дальнейшие параллели. Но в остальном всё шиворот-навыворот. Почему в этой версии Исав бежит из дома на 30 лет, хотя было ровным счетом наоборот - Иаков бежал, боясь мести за обман с первородством, и вернулся спустя десятилетия аккурат перед смертью отца. Зачем из Леи, навязанной Иакову по сути тоже обманом, второй женой в нагрузку к желанной Рахили, тут сделали такую роковую фем фаталь, из-за которой промеж братьев и нет мира - использовали бы уже тогда имя и образ хоть той же Рахили, всё как-то логичней было. Почему братья, чье благосостояние измерялось и в ветхом завете и в пятикнижии только стадами скота да землями для его выпаса, вдруг стали пекарями и всё теперь вертится вокруг хлеба. Ну и так далее...
В общем, слишком много почему, я пока смотрел, у меня мозг поминутно закипал - а почему это так, а то эдак, где логика в этом всём или художественная необходимость, всё вверх ногами. Так что если и была где-то в этой притче своя правда и своя глубина, то изнасилованный библейский текст, с которым она перемигивалась от начальных титров и до финальных, разглядеть их просто не дал. Имхо незачем вообще было сюда приплетать всех этих иудейских патриархов, если у тебя фильм совсем о другом. А то одно раздражение у зрителя вызываешь.
upd: в защиту Лунгина подсказывают, что "Эсав" - экранизация романа известного израильского писателя Шалева Меира. Но сути это в принципе не меняет. Даже если это не Лунгин перемудрил с лишними, только отвлекающими параллелями и аллюзиями - у меня же не к нему претензии. :) А к тому, что в итоге вышло, самому произведению, которое играет не по правилам, путает там, где этого совсем не надо было.
6/10
https://www.imdb.com/title/tt6458566/*
https://www.kinopoisk.ru/film/1144638/


Павел Лунгин, 6/10, Харви Кейтель, Шира Хаас, Ксения Раппопорт, Марк Иванир, Юлия Пересильд, Лиор Ашкенази

Previous post Next post
Up