Покровская М.И. По подвалам, чердакам и угловым квартирам Петербурга. СПБ. 1903. С. 14:
"Санитарный врач Александровской части, д-р Прокопович, дает несколько любопытных описаний квартир, занимаемых рабочими с Невской бумагопрядильни.
Квартира помещается во втором этаже старого каменного двухэтажного дома, в котором находится до двадцати квартир. Она состоит из трех комнат и кухни. Ход через кухню. Вода доставляется из Невы в бочках, хранится в кухне в ушате. Ушат содержится грязно. Простое отхожее место на лестнице. В квартир шесть окон. Свету достаточно. В комнатах есть форточки, в кухне нет. Две голландских печи и русская. Стены выкрашены клеевой краской и носят следы сырости. Плата за квартиру 24 р. 50 к. без дров. В ней живет 29 человек: 24 мужч. и 5 женщин. В первой комнате живет 10 чел., спят на пяти кроватях, во второй и третьей по шести человек и по три кровати. В кухне семь человек и четыре кровати. На каждого живущего в квартире приходится около 0,8 куб. и 0,6 кв. саж. Плата за кровать 3 р. с услугой.
По замечанию санитарного врача, таких квартир в этом доме несколько и взята типичная."
Там же, с. 31:
"Общее впечатление, которое производят жилища петербургских рабочих, можно выразить коротко так. В них господствует сырость, грязь, темнота, духота, недостаток воздуха и света; часто нет водопровода и ватерклозета, которые составляют необходимую принадлежность каждого благоустроенного жилища. В огромном большинстве случаев там пользуются первобытными ретирадами, которые постоянно служат источником загрязнения почвы и зловония на дворах и в квартирах."
Столица! Мощь! Размах! Жили же люди! А коммунисты всё испортили, да.
Так что же получается? Не коммунисты загнали людей в общежития и бараки? И, может быть, любимчика перестроечных идиотов коллективного профессора Преображенского уплотняли не от ненависти к профессорам, а от того что жить рабочим было негде? Даже тем которые уже были, не говоря про тех, кто приехал в города работать на новых фабриках и заводах? А без новых фабрик и заводов стране наступил бы неминуемый песец, между прочим.
Но это слишком сложная "многоходовка" для булкохрустов.