Я уже писал, что в этом году, 11 декабря, мы делаем зимний бал по книге "Фигуры котильона числом 224". Бал мы так и назвали "Русский котильон", и ориентируемся в танцах и костюмах на 1830-й год. В это время уже вышли почти все интересные нам книги, и написана нужная нам музыка.
Группу мы создали (https://vk.com/winter1830), но в связи с конференцией, до 10 октября наполняться она не будет. Вместе с тем - пора начинать готовиться, и прежде всего, следует рассказать о танцах.
Танцы того времени были очень простыми, и допускали много импровизации как в фигурах, так и в шагах. Почти все они известны современным танцорам, но, перечитав источники, мы выяснили, что есть много деталей, на которые обычно не обращается внимание, а именно они позволяют максимально приблизиться к духу эпохи. Поэтому я предполагаю написать несколько статей о танцах того времени, и надеюсь, что они будут интересны не только участникам нашего бала.
[ПОЛОНЕЗ]Сегодня я хочу немного рассказать о полонезе - танце, которым в те времена не только открывали балы, но и просто любили танцевать. Бывали даже балы, состоящие из одних полонезов - и неужели вы думаете, что люди несколько часов просто ходили колонной по залу?
Конечно нет.
Полонез начала XIX века имел ряд особенностей, которые позже были утрачены: 1. Шаг. Мы придерживаемся описания Петровского, который писал: "Он составляется ... из трех только шагов, которые выделываются левою и правою ногою, сколько разов понадобится. Начиная с правой ноги, подвигается она впереж к 4-й позиции, 2) приставляется левая к первой и 3) отставляется опять правая к 4-й позиции. Как польской не терпит прыжков, то по сему и не должно ни слишком подниматься, ни слишком сгибаться, или приседать; но слегка на 2-м шагу впервой позиции подниматься и опускаться, в остальных же двух шагах ноги должны быть вытянуты." - Л.Петровский. Правила для благородных общественных танцев. 1825, с. 55
2. Движение в колонне. Важное отличие заключается в том, что в полонезе можно было ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Первая пара что-то делает, а остальные стоят в колонне и их ждут.
3. Фигуры. В сочетании с предыдущим пунктом, часто они выполняются так: Первая пара разворачивается лицом к остальной колонне и начинает делать фигуру со 2-й парой. Затем с 3-ей, а в это время разворачивается 2-я. И так далее, как в контрдансах. Один из популярных вариантов - колонна расходится в стороны, формируются шеренги по 2 пары, после чего, дойдя до верха зала, четверка берется за руки, идет кругом, и затем этот круг разворачивается лицом к остальной колонне. Дойдя до низа колонны, четверка снова идет кругом и вновь разворачивается, уже лицом к голове колонны. В целом такие фигуры очень напоминают контрдансы. Большое их количество описано в немецких источниках.
4. Одновременное исполнение. Встречаются фигуры, когда все дамы, либо все кавалеры, танцуют одновременно. Самый простой пример - все дамы в колонне берутся за руки, все кавалеры делают то же и расходятся к стенам.
5. Круглый польский. Обратимся снова к Петровскому: "Когда танцующий в первой паре делал какую-либо фигуру, все с охотою ему последовали, и если восклицал: круг! все брались за руки, делая оный в такой обширности, сколько их в зале поместиться могло." (с.58). Мы, конечно, будем использовать и такие фигуры тоже.