Продолжаю писать о танцах русских балов начала XIX века, в связи с нашим зимним балом
"Русский котильон". Сегодня речь пойдет о контрдансах в России, и в частности об экосезах.
Вероятнее всего, никакого отношения к Шотландии они не имеют, а потому в качестве иллюстрации я помещу сюда картинку с шотландцами:
Факт номер 1: Контрдансы в России танцевали.
Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания: мемуары, романы (пользуясь случаем, передаем привет Льву Николаевичу Толстому), журналы, ноты и прочее и прочее. Их называют экосезами (и существует очень много вариантов написания этого слова), франсезами (не путать с французской кадрилью), англезами, и, наконец, "контредансами" и "контретанцами". У некоторых есть свои названия (например, Матредур), большая же часть - безымянна.
Факт номер 2: все контрдансы танцевались в колонну.
Колонна могла состоять из 4-х участников, пары могли стоять лицом друг к другу, возможны еще варианты, но главное - колонны.
Факт номер 3: Никакую внятную классификацию предложить не удастся.
Можно долго пытаться искать различия в схемах и на основе этого строить предположения о названиях. Или, например, изучать музыку... но всё это будут домыслы. Фактически же, можно утверждать, что к 1820-м, с определенной долей вероятности, доминировали экосезы, всё остальное же называлось по другому либо чтобы подчеркнуть какие-то различия с общепринятой схемой, либо просто потому что так захотелось.
Факт номер 4: культура контрдансов заимствована.
Есть много намеков, что контрдансы пришли к нам из Европы. Музыка Монимаска, переводы немецких книг, все это говорит о проникновении культуры. Но всегда нужно помнить, что приходя в другую страну, танец может измениться.
Может показаться что:
1. Экосезы играются на 2/4, состоят из 4-х (у немцев иногда из 6-ти) колен, причем последние два - это продвижение вниз и вверх по колонне.
2. Англезы - это те же экосезы, которые играют на 3/8, а в двух последних коленах - вальс. Варианты - вниз и вверх по колонне, вокруг 1-2-3 пары, с чужой дамой и прочие занятные идеи.
Но это может быть не так:) И есть ряд намеков, которые говорят, что и в те времена люди не всегда понимали, в чем разница, и есть ли она. Например, в "двойных экосезах" Йогеля пары стоят лицом к лицу, и танцуют Chaine des dames, как во французской кадрили.
Петровский, описывая экосез, так и назвал главу: Экоссез, Ecossaise или Anglaise, а автор "Собрания фигур для котильона" поступил еще проще, озаглавив раздел "Contre dance", и поместил в нее всё подряд.
Что касается шагов, то Максин и Петровский, описывая экосезы, пишут, что чаще всего они исполнялись на шассе-жете-ассамбле. Увы, при этом они ничего не говорят, как быть с англезами и музыкой в 3/8, зато Петровский указывает, что в третьем-четвертом колене могут использоваться, например Glissedes croisees или pas Zephire.
Фигур может быть от 1 до нескольких, и в конце может быть финал. В любом случае, первая пара начинает фигуру и "учит" ей другие пары.
Фигура может исполняться на 2 или на 3 пары.
На первый взгляд выглядит сложно? Возможно. Но вероятнее всего люди просто не беспокоились: Шаги - любые; Фигуры - задаст первая пара. Просто танцуй и наслаждайся жизнью. Всё остальное - чтобы было не скучно.
КАК ЭТО БУДЕТ У НАС?
Мы будем придерживаться наиболее простых версий:
- Фигуру задает первая пара, все остальные их повторяют. Перед началом танца будет время для согласования схемы с партнерами.
- Танцоры могут использовать любые шаги и связки, которые позволяет музыка.
- Танцы на музыку в размере 3/8 мы считаем англезами, и предполагаем в них вальс.
- Финалов не будет.
- Возможны непривычные построения.