Отчет о краеведческой экспедиции "Лестница в небо" серии "Енисейская Одиссея" клуба ВездеходOFF.
Текст: Антон Ратушняк, экипаж "Нива"
Ну что ж. На Караколы-то мы, конечно, поднялись, и мало того - даже спустились. Но сегодня нам предстояло еще вырваться из горного ущелья, заливаемого дождем уже третий день подряд.
Дни: [
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]
Предвидя ситуацию на бродах, народ начал готовиться. Проливали разъемы электрики WD-шкой и еще какой-то таинственной нанобрызгалкой. Земи сооружал отбойник воды для решетки радиатора из картона и много-много скотча, я водрузил на место свой импровизированный шноркель из водопроводной пластиковой трубы. Убрали повыше все более-менее ценные вещи и документы, перегрузили для пущей оперативности поближе стропы, шаклы, другой такелаж и выдвинулись. Оп-па! А ведь тут два дня назад не было брода! А теперь есть:
Путь преграждает бурлящий поток. Может машины будем на всякий пожарный между собой связывать?
Но решаем попробовать так.
Патруль вперед!
Ну, не так уж и страшно, как кажется. Все проходят спокойно. Через метров двести следующий бурлящий поток, только тут и до дождей был хороший по глубине брод. А сейчас - что-то даже лезть сюда не хочется - за бродом дорога затоплена еще метров на пятьдесят - везде вода.
Опять проверяющий Патруль вперед - ух ты, вот это да! Тяжелую машину ощутимо переставляет на стремнине - но тем не менее вылезает на более-менее мелкое место - позавчерашнюю дорогу вполне удачно. Все в легком шоке, который как известно "по-нашему".
Мгновенно достаются веревки и машины увязываются между собой по принципу впереди более тяжелый, за ним более легкий. Первой после Патруля пошла пара Шевик (Патриот) - Красный. На середине легкий Красный всплыл и его понесло по течению, пока натянутая Патриком стропа не выставила его на путь истинный. Оба вышли на противоположный берег.
Следующими шли две объемные буханки. Олег, шедший первым, занырнул в брод, прошел метра 4 и заглох. Саня на своем автобусе, уже наполовину оказавшийся в воде, быстро смекнул, что к чему, дал заднюю и начал вытаскивать себя и заглохшего собрата на берег. Но положение было не слишком удачное - не было места для хоть небольшого разгончика и сил не хватало. Многие, в том числе я, как-то не сразу поняли, чем на самом деле это все чревато. Просто стояли разинув рты и пялились на происходящее. А тем временем, Олеговскую буханку начало ощутимо двигать течением, да и водичка, бьющаяся в борта подводной лодки начала поступать в салон. Первым вышел из оцепенения Бегемот и подогнав свой Ровер начал вытаскивать тонущих. Места ему тоже было мало, так как мы слишком близко и плотно прижались своими машинами к броду. Сорвались с места и быстренько разогнали по поляне свои пепелацы, чтобы дать место. Потихоньку, помаленьку оба утопших были вытащены на исходную.
Пока выясняли, что там с машинами, вброд пошли я и Терранчик. Привязал еще одну страховочную веревку сзади, чтобы если случись что, было быстрее и сподручнее тащить меня на берег. На том берегу на подстраховке стоял Патриот, на этом Ровер. И мы поползли. Спокойно так, аккуратненько, и в то же время достаточно быстро.
Увлекаемый Теминым Терранчиком выполз на середину реки, где меня ожидаемо сдвинуло в сторону от курса и я погреб на какие-то кусты ниже по течению. В этот же момент веревка натянулась и правильное направление было восстановлено. Вылез на мелкое (всего-то пол колеса) место. Полная машина пара, но водоподготовка была проведена не зря - не глохнет, все работает четко.
Ко мне, в начале переправы, к фаркопу привязали длинную стропу, чтобы передать ее на этот берег - отсюда машиной страховать переправляющихся. Но сила течения была такова, что Влад, оставшийся на том берегу не смог удержать ее в руках и теперь она развевалась по потоку, привязанная к машине и натянутая как струна. Стропу наконец-то выбрали и отвязали и я смог выбраться на сухое.
Мистраль и Патриот Земи прошли достаточно спокойно, хоть и выглядело со стороны жутковато.
Для пущей надежности прочихавшиеся буханки пошли вброд привязанные к Роверу, который уверенно их отбуксировал.
Двинули к следующему броду, который оказался еще серьезнее предыдущего. По дороге сюда некоторые из наших машин плюхались тут с волной на капот. Сейчас поток гулко ревел, посредине виднелся жуткий бурун воды, прямо над тем местом, где нужно было ехать.
Долго стояли обсуждали, примерялись к оптимальной траектории. Устроили немного суеты с передачей страховочной стропы на другой берег с первопроходцами. Она нам кстати так и не пригодилась. Но это к лучшему.
Вторыми шли Земи с Мистралем. Всегда думал, что Мистраль достаточно тяжелый, но поток думал иначе - на середине переправы его приподняло и боком потащило в сторону. Раздался громкий хруст: "Бум, шкварк!" - это Мистраль подвеской и брюхом ровнял валуны на дне. Впереди идущий вытянул его на берег. Какие-то повреждения снизу, но видимо некритичные, хотя удары были такими, что, как серпом по тем самым... Ну, вобщем, очень неприятные.
Теперь я. Ну, с богом, поехали!
Охренеть!!! Ох, ё!!! Газу, газу, Темыч!!! Держать руль!!! Волна захлестнула на лобовое и крышу!!! Дальше ненормативная лексика про себя. Вот и середина с буруном! Ох, тебя за ногу!
Всплываю из пучины, как заправская подлодка. Машина боком, ее тащит потоком! По инерции пытаюсь рулить, но толку от этого, когда колеса не касаются дна. Меня несет на те же самые камни, в которые минуту назад впоролся Мистраль. Внутри все сжалось, жду охрененного удара, и... проплываю над валунами, вообще ничем их не зацепив. Вот это номер! Еще мгновение, и я, благодаря Терранчику, уже на берегу. Так бы уплыл, блин, в Катунь. Нда...
Выдыхаю адреналин, и иду смотреть на переправу других.
Вобщем, я даже и не знаю, что дальше писать. Это надо было просто видеть, словами не передается. Переплыли все удачно.
Что у нас там дальше? А, ну вы уже догадались - следующий брод. Тоже интересный - выхода из него не видно, река разлилась на несколько рукавов, и куда рулить, собственно, не очень ясно. Хорошо еще течение не такое сильное и глубина явно меньше, чем в предыдущем.
Ведущий с Красным суется первым и скрывается за поворотом. Докладывает по рации - брод длинный, конца пока не видно, но есть неглубокие места для передышки, так что выдвигайтесь.
Потихоньку пошли, идем нормально, даже не всплываем. На каком-то мелком месте приостановились - ждем. Ведущий до сих пор на берег не выбрался. И тут по рации: "Полундра! Красный утоп!"
Как, что, где!? Куда щемиться? Чем помочь?
Патруль уже на всех парах спешит на помощь. Расступаемся.
Штурмует оставшуюся глубокую часть брода. Бежим туда по воде, смотрим. Красный стоит под самым выходом, носом по течению, вода почти до капота.
Аккуратно достать его оттуда - задача не легкая. На том берегу уже во всю суетятся наши спасатели, прилаживая веревки и раскидывая валуны в стороны. Из Красного в эфир Вика передает SOS: "Мальчики, быстрее, нас тут сильно топит!"
Еще минута-две и Красный на берегу.
Все остальные пролазят этот участок относительно спокойно. Вылезаем из машин, Красные сливают воду, отжимают вещи. Был залит и помер в том числе ноут. Что же произошло? Скорее всего, на выходе из брода были огромные валуны, через которые Патриоту пришлось лавировать и скинуть накат. В этот момент Красного подхватило потоком и понесло вниз, до куда хватило веревки, а потом на натянутой веревке развернуло носом к волне.
Слова Дениса, пилота "Красного":
Подъезжаем, значит, к броду. Широкий такой, большой, вроде не сильно глубокий. Технология переезда бродов уже отработана ранее, я на привязи за патриотом Шевиков.
По рации: «Красный готов?» «Готов!».
Заезжаем в брод, я еду сам, вернее не еду, а плыву по диагонали к тому берегу, довольно глубоко. Смотрю - Шевики подъезжают к берегу, думаю вот сейчас натянется веревка и меня вытащат. Но тут Шевики на берегу поворачивают налево, веревка провисает, и меня еще сильнее сносит под куст. В это время веревка натягивается и начинает сильно тянуть в бок, но я стою на месте. Беру рацию, говорю, что меня в бок не вытащить, надо переставлять патриот и тянуть прямо. Смотрю Миша засуетился, отцепил веревку от патриота, и патриот стал переезжать на другое место.
Я тут решил попробовать сам включил пониженную и блокировку, фиг вам колеса вращаются, камушки шуршат, но авто стоит на месте. На берегу суета, откуда-то появился Патруль. Посмотрел в правое боковое зеркало вода бьется о борт почти под боковое стекло дверей, проверил взглядом, что рация и телефоны на панели приборов, мотор работает на холостых ровненько - вроде все хорошо.
Смотрю Вика привстала над сиденьем, ого! А в салоне-то вода уже под сиденье подбирается, поскольку сидел в сапогах даже и не чувствовал, что вода прибывает. Вика в рацию: «Мальчики быстрее, нас топит!» - за что получила замечание - нечего наводить панику. Вижу на берегу сделали сцепку из Патруля и Патриота и вытянули меня на берег как пробку. Открываю двери сливаю воду, бук, про который я совсем забыл, что он стоит у меня за сиденьем, весь мокрый. Пока все переезжали этот брод девчонки с Патруля и Оля с Патриота помогли вычерпать всю воду и маленько просушиться.
А бук оживили только в городе, теперь дома трудится.
Досталось и Олегу - во время штурма брода он очень неудачно приложился головой о стенку Уазика.
Последний брод прошли спокойно, хоть я и зацепился чем-то об камни на на дне, но совсем чуть-чуть.
За бродом стояла "шишига", которая ехала в сторону озер. Ее водитель пугал нас еще одним бродом впереди, в котором вода пошла ему в кабину. Но нас уже сложно было чем-то таким напугать. Пока рассаживались по машинам, трогались, "шишига" полезла в поток. Кто-то крикнул в рацию "Ё! Кажись "шишига" встряла!"
Офигеваем, вылазим и смотрим - точно стоит посреди брода, маслает колесами. Ни вперед, ни назад. Как будто повис на каком-то валуне. А водичка по кабине хлещет изрядно, между делом потихоньку стаскивая и разворачивая грузовик.
Что делать? Попытаемся вытащить. Патруля задним ходом в брод, страхуем его с берега Патриотом. Зацепили. Тянем-потянем, а репка сидит крепко.
Не с первого раза, но "шишу" удалось стронуть с места и вытащить ближе к берегу.
Но так как поток был достаточно бурный, и машину уже изрядно стащило, вытянуть его на берег не получилось. Водила попробовал ехать своим ходом, но видимо сцепление и движок были хорошо залиты, при попытке тронуться он чихал, кашлял, но ехать никуда не хотел.
Поупражнявшись еще минут пять, водитель "шишиги" все-таки успокоился и, поблагодарив, побрел в деревню за трактором.
Вот такие туристы! Понаехали тут на своих джипиках, размесили броды - теперь в них шишиги тонут! :-)
Через некоторое время мы выбрались на нормальную дорогу, на которой уже были мосты через реку и попыхтели на Элекмонар. По дороге все-же было полно разливов, глубоких луж и море больших и маленьких камней. Тем удивительнее было встретить двигавшийся навстречу ПАЗик с туристами. Но на поверку ПАЗик оказался не таким простым, а полноприводной модификацией, которая когда-то выпускалась в ограниченных количествах. В паре километров от деревни у меня что-то подозрительно застучало в районе заднего моста. Оказалось что поломался пополам болт, крепящий заднюю реактивную тягу с кузову, и мост как говорится "обрел еще одну степень свободы". На удачу у меня была с собой запасная тяга и тот самый милый каленый болтик на 14, который видимо морально охренел от таких поездок. Произвели полевой ремонт и выбрались на асфальт. Закупились подыссякшими продуктами и направились в Чемал.
Побродили по местному подобию поселка Жемчужный на Шира, полюбовались красотами Катуни
И направились в монастырь на о. Патмос.
По дороге для нас большим открытием было местное радио "Чемал". Кто будет проезжать там, рекомендую - по полной окунулись в атмосферу 90-х годов, с соответствующей музыкой и радио-рекламой.
Сходили в монастырь по длинному качающемуся подвесному мосту, особенностью которого являются резиновые качающиеся в разные стороны ноги после того, как проход по мосту уже завершен.
Групповое фото после тяжелого дня:
Скульптуры в скале, на которой стоит монастырь:
Евражка:
Посетили мегазлую ГЭС аж на несколько сот киловатт:
Послушали рассказы о монастыре и ГЭС:
После всех событий текущего дня захотелось отдохнуть, расслабиться. Для этого умотали дальше по асфальту на юг, где нашли уютную полянку, на которой и заночевали.
Завтра штурмуем Ороктойский перевал.
Дни: [
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 - 15 - 16 ]
Самые яркие события дня в короткометражном ролике. Настоятельно рекомендую к просмотру. В HD и с хорошим звуком.
You can watch this video on www.livejournal.com