В подарок аудиофилу

Jul 18, 2009 21:22

РОК-СБОРНИК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ И ТЕСТИРОВАНИЯ АУДИО-ТЕХНИКИ




ПРОЛОГ
Угадай с трех раз, какой вопрос мне задают чаще всего, когда набираются храбрости? Правильно: "Олег, какие бы ты альбомы рекомендовал для проверки аудиотехники на вшивость?".

Самый простой и банальный ответ - пользоваться эталонными классическими и джазовыми альбомами, которые есть в коллекции каждого аудиофила (такими, как "Superbass 2" или хотя бы "In the Digital Mood" оркестра Гленна Миллера). Мало того, джазовые и классические лейблы с радостью штампуют пачками специальные аудиофилические сборники сомнительной художественной ценности, но зато безграничной красоты звучания.

Действительно, рок-музыка считается малопригодной штуковиной для определения технологического уровня аудио-систем - почему так, я подробнее расскажу ниже. Но вот какая закавыка - 99% слушателей целыми днями слушают именно рок. Мало того, современные hi-fi и hi-end аудиосистемы настолько тонко заточены под аудиофилические жанры (акустика, джаз, симфоническая и камерная музыка, опера), что зачастую не справляются с элементарным рок-материалом. Потому и назревает проблема создания идеальной тестовой рок-коллекции.
Официально полноценной компиляции эталонных рок-стандартов в природе нет, и скорее всего никогда не будет - по той простой причине, что авторские права на самые популярные в массах рок-альбомы принадлежат десятку различных лейблов, и между собой они вряд ли когда-либо договорятся. Остается взять решение проблемы в свои руки.

Эту компиляцию я вынашивал несколько месяцев, тщательно перебрав почти всю свою коллекцию. Мало того, уже после того, как все тринадцать треков были отобраны, я проверил, нет ли возможности заполучить их в более продвинутых мастерингах, после чего заказал несколько из этих альбомов в последних японских или MFSL версиях. Это отодвинуло обнародование сборника еще на пару месяцев.

НЕМНОГО СКУЧНОЙ ТЕОРИИ
Так почему же рок-музыка непригодна для тестирования аудио? Проблема в том, что аудиофилия не оперирует абстрактным понятием "качество звука". В ходу более осязаемая категория - "натуралистичность звука". То есть каждый инструмент, голос и общая звуковая сцена должны максимально точно соответствовать своему живому, сценическому или студийному аналогу.
Если ты знаешь, как должен звучать саксофон, тромбон или виолончель - ты тотчас определишь непорядок в системе, неаккуратно обрабатывающей какой-то из инструментов.
Рок-музыка же в противоположность живым жанрам - продукт искусственной электрической и звукоинженерной индустрии. Электрогитара может звучать миллионом самых разнообразных и непредсказуемых способов, и делать какие-то выводы о качестве своей системы на основе ее тембров и гармоник невозможно в принципе.
В стандартной рок-группе есть два живых инструмента - голос и ударные. Но и они в подавляющем большинстве рок-записей обработаны до неузнаваемости. Поэтому ряд аудиофилов предпочитает рок-записи начала шестидесятых годов, когда возня со спецэффектами и сведением многоканального исходника были еще в диковинку, и звук доходил до слушателя в более-менее первозданной форме.

К сожалению, сами по себе рок-записи шестидесятых в основной своей массе записывались тяп-ляп, и каких-то эталонных образцов в той эпохе было создано не так много, как нам хотелось бы.

С семидесятыми годами проблема еще большая - все настолько увлеклись перепродюсированием и многослойными аранжировочными конструкциями, что естественность звука в большинстве случаев была практически похоронена. Наглядный пример - альбомы Queen, которые с точки зрения любого аудиофила звучат просто катастрофически.

В середине восьмидесятых произошло поворотное событие - стали появляться полностью цифровые рок-записи, возникла возможность без кровавых жертвоприношений добиться феерического качества звука, которой тотчас же воспользовались наиболее продвинутые музыканты и звукоинженеры. Но малина длилась недолго.
В начале девяностых цифровой звук начал рыть себе могилу - как только началась "война за громкость" (loudness war). Итогом ее стало то, что 99% поп и рок-ассортимента, изданного на CD за последние пятнадцать лет безжалостно обработаны компрессором. Цель - достичь громкого, мощного, эффектного звука. Цена - скукоживание динамического диапазона до мизерных величин, а в наиболее запущенных случаях - раздражающий клиппинг (искажения и помехи на пиковых сигналах). Потому-то в нашем сборнике крайне мало записей последнего периода - все они звучат как полированные и тупые братья-близнецы.

Оценить уровень компрессии сигнала несложно. Для начала надо заметить, что измерение пикового сигнала тебе ничего не даст - почти у всех компакт-дисков он в районе 99 децибел. Лучше всего воспользоваться измерениями RMS мощности - функциональной психоакустической величины. Это делает ряд программ (таких как mp3gain или iVolume).
У добротных "олдскульных" CD средняя RMS-мощность альбома - в районе 91-93 децибел. Если этот показатель превышает 98 децибел - беда. Для примера: у пресловутого "Death Magnetic" Metallica этот параметр равен 102,2 дБ.

Все же я не считаю динамическое сжатие абсолютным злом. Это зло относительное. Некоторые записи действительно слегка оживают после подтяжек, но многие столь чувствительны, что их сгубит малейшая неосторожность. К тому же приходится признать, что ряд последних излишне громких ремастерингов древних рок-артефактов хоть тресни звучит интересней, чем старые сырые издания.

ЧЕМ НАС КОРМЯТ
Делая данную подборку я сам удивился - насколько же мало рок- и поп-альбомов, которые можно было бы назвать безупречными с точки зрения саунда. Основная проблема, которая на корню губит подавляющее большинство записей (если не считать рассмотренной выше динамической компрессии) - скверная передача вокала. На двух третях записей вокал присвистывает, глохнет, слипается с инструментами, расплывается в аморфную массу, либо звучит противоестественно. Причем самое обидное, что зачастую звукоинженеры и продюсеры похабят пение именно выдающихся певцов - того же Фредди Меркьюри или Джеффа Бакли. Виной тому в большинстве случаев перепродюсирование. Голос Меркьюри, прежде чем дойти до пластинки перезаписывался и перенакладывался десятки раз, причем все это делалось с пленки на пленку на аналоговых магнитофонах. До добра такие игрища никого и никогда не доводили.
Потому - как то ни парадоксально - с точки зрения аудиофилии многие демо-записи рок-групп звучат качественней (читай "правильней"), нежели их полноценные альбомы.

THIS IS THE ULTIMATE AUDIOPHILE SAMPLER
Пора переходить к практике. Но сперва о том, зачем вообще нужен этот сборник. По-сути подавляющее большинство аудиофилических дисков используются вовсе не для того, чтобы проверить, насколько хорош твой звук. Скорее это инструмент для наглядной демонстрации твоей аудиосистемы друзьям (или продавцом - покупателю). Набор фокусов, которые должны впечатлить слушателя, который в эту секунду оказался меж двух колонок. Практическая ценность их условна. Тем не менее мы постараемся выжать максимум практической пользы из этой компиляции, которую я выкладываю в формате FLAC (без потерь), и ты ее можешь скачивать, пока читаешь комментарии к каждому из треков.

01.
YES "ROUNDABOUT" (1972)
["Fragile", Mobile Fidelity Sound Lab, 2006, UDCD 766, США]
Громкость альбома по RMS: 94 дБ.
Один из тех поразительных случаев, когда чрезвычайно насыщенное инструментами, и при том крайне энергичное звуковое полотно подается идеально отчетливо и динамично. Трек смикширован без сучка и задоринки от начала и до конца с практически ювелирной точностью. Его можно использовать просто для гордой презентации твоей свежекупленной системы заскочившим на огонек друзьям-меломанам.

02.
PINK FLOYD "US AND THEM" (1973)
["The Dark Side of the Moon", Mobile Fidelity Sound Lab, 1988, UDCD 517, США/Япония]
Громкость альбома по RMS: 86,7 дБ.
Альбом, который наверняка люди чаще всего таскают с собой в магазин при покупке системы. Продюсирование еще более гротескное и комплексное, нежели в случае с Yes, и в ряде треков качество микса уже на грани критичности. В первую очередь с этой точки зрения интересен трек "Us and Them". Дело даже не в том, что в нем есть два соло на саксофоне (что по-любому любопытно с точки зрения оценки звучания). В нем еще есть "взрывные" куплеты, которые комкаются и слипаются при прослушивании на слабой аппаратуре. И также в этой записи очень насыщенный музыкальной информацией басовый сегмент, который является не таким уж и легким испытанием для напольных колонок, а на полочниках он так и вовсе еле угадывается. В идеале этот трек должен звучать очень тяжело, но эта тяжесть должна полностью быть контролируемой и мелодичной даже на самых низких нотах.

03.
DIRE STRAITS "THE MAN'S TOO STRONG" (1985)
["Brothers in Arms", Universal, 2006, UICY-6604, Япония]
Громкость альбома по RMS: 92,2 дБ.
Вторая после Pink Floyd рок-группа, чье имя приходит мне на ум при одном только слове "аудиофилия" - конечно же Dire Straits. А, может, даже первая. Прецизионно прописанный альбом "Brothers in Arms" содержит один трек, который просто какой-то рай для аудиофила - это "The Man's Too Strong". Здесь и акустика, и прочувственный вокал, и клавишные, и в качестве бесплатного бонуса - разбросанные там и сям резкие звуковые всплески. Идеальный образец для раскрытия динамического диапазона системы.
Момент, на который надо обратить особое внимание - поведение клавишных. Они не должны расплываться бесформенно по всему фону (как на многих дешевых и несбалансированных системах), они должны быть аккуратно вписаны в микс, обладать собственным точно очерченным звуковым пространством.

04.
ELVIS PRESLEY "FEVER" (1960)
["Elvis is Back", BMG, 2005, BVCM-37088, 24-битный мастеринг, картон, Япония]
Громкость альбома по RMS: 95,5 дБ.
Вот и то, о чем я говорил во вводной части - образец звукозаписи самого начала шестидесятых, когда все писалось живьем и потому при аккуратном ремастеринге и достойной аппаратуре ты сможешь пообщаться с Элвисом с глазу на глаз. У меня есть некоторые претензии к этому релизу - слышны неровности ленты и звук слегка приглушен, скорее всего с целью снизить уровень пленочных шумов. Но и того что мы имеем более чем достаточно, чтобы сымитировать дома сцену с живым Элвисом по центру.

05.
LED ZEPPELIN "YOU SHOOK ME" (1969)
["Led Zeppelin", Atlantic, 2003, WPCR-11611, картон, Япония]
Громкость альбома по RMS: 94,5 дБ.
С точки зрения аудиофилии все альбомы Led Zeppelin звучат в лучшем случае посредственно. Единственное радостное исключение - дебютный альбом, записанный за смехотворную сумму практически на коленке. Потому он звучит крайне натуралистично и естественно, несмотря на все перегрузки и пленочные шумы. Живая сцена воссоздается даже на аппаратуре среднего класса, а на большой громкости и с соответствующим аппаратом раскрывается не по-детски.

06.
DIAMANDA GALAS "ARTEMIS" (1986)
["The Divine Punishment / Saint of the Pit", Mute Records, 1988, CDSTUMM 33, Англия]
Громкость альбома по RMS: 90,9 дБ.
Один из камней преткновения аудиофилии - передача женского вокала. Здесь я столкнулся с массой проблем, ибо перебрал десятки записей, но ничто меня ни капельки не впечатлило в этой очень деликатной сфере. Пока меня не осенило - ну, конечно, Диаманда Галас! Все возможные диапазоны женского голоса и в предельно минималистичном антураже. Думаю, лучшей демонстрации и не подобрать.

07.
SLAYER "LIVE UNDEAD" (1988)
["South of Heaven", American Records, 50-51011-6040-2-7, Европа]
Громкость альбома по RMS: 93,1 дБ.
Задолго до тех пор, когда Рик Рубин начал поганить клиппингом альбомы Red Hot Chili Peppers и Metallica, он создал пластинку, которая и по сей день остается эталонной в сфере всех тяжелых металлов. "South of Heaven" для металлиста такая же первоочередная тестовая пластинка, как "Обратная сторона Луны" для классик-рокеров. Идеально сбалансированный саунд с фантастически прописанными барабанами и тяжелой, агрессивной и в то же время мягкой и предельно аккуратной звуковой палитрой.

08.
PRIMUS "MY NAME IS MUD" (1993)
["Pork Soda", Interscope Records, 492 257-2, Европа]
Громкость альбома по RMS: 94,8 дБ.
В целом довольно невзрачно прописанный альбом - и вокал и ударные не выдерживают критики. Но! В песне "My Name is Mud" звучит самый фантастический электрический бас, который когда-либо бороздил дорожки компакт-дисков. Ультимативное испытание на вшивость для массивных напольных акустических систем.

09.
DAVID BOWIE "FIVE YEARS" (1972)
["The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars", EMI, 2007, TOCP-70144, картон, Япония]
Громкость альбома по RMS: 94,1 дБ.
Образец удивительного пиетета по отношению к вокалу со стороны авторов ремастеринга. Скромный и ничем особо не выдающийся голос Боуи здесь живет полноценной жизнью, и несмотря на то, что он зачастую прячется в глубине аранжировок, абсолютно рельефный. С точки зрения прописывания голоса для поп-альбома - это живое назидание для армии звукоинженеров-халтурщиков.

10.
THE DOORS "L.A. WOMAN" (1971)
["L.A. Woman", Warner, 2007, WPCR-12721, картон, Япония]
Громкость альбома по RMS: 92,9 дБ.
Наглядная демонстрация того, какие чудеса может творить современная техника со старым материалом в руках мастера. Альбомы The Doors сами по себе всегда звучали весьма и весьма недурственно, но после того, как Брюс Ботник пересвел их с нуля, мы получили в распоряжение совершенно поразительный документ - аудиофильски играющий артефакт далекой эпохи.
В процессе тестирования этой записи (данный альбом я регулярно прихватываю с собой на всевозможные прослушивания) выяснилось, что она крайне капризна к масштабам системы. На полочных колонках она раскрывается слабо - то ли не хватает размаха, то ли критично наличие свободы для нижних частот. Кажется, и то и другое.

11.
DEEP PURPLE "SOLDIER OF FORTUNE" (1974)
["Stormbringer", Warner, 2007, WPCR-12267, 2006, картон, Япония]
Громкость альбома по RMS: 97,8 дБ.
Когда к тебе в гости нагрянет фэн Deep Purple (а он нагрянет обязательно), учитывай тот факт, что далеко не все пластинки британских хард-рокеров выдерживают аудиофильскую критику. Простейший способ показать свою систему - воспользоваться альбомом "Stormbringer", самым эффектным и аккуратным с точки зрения звучания их произведением.
"Soldier of Fortune"  в этом отношении просто подарок - акустическая гитара, сладкий но крепкий вокал и атмосферный фон "Хэммонда", собственно ради таких моментов люди и тратятся на hi-end аппаратуру.

12.
FRANK BLACK AND THE CATHOLICS "STUPID ME" (2000)
["Dog in the Sand", Cooking Vinyl, COOKCD 200, Европа]
Громкость альбома по RMS: 97,5 дБ.
Редчайшая для рок-индустрии двухтысячных реализация мечты аудиофила - натуральный продукт без пищевых добавок и красителей. Альбом "Dog in the Sand" записан живьем на двухдорожечный аппарат и без наложений и обработок прямиком отослан в тираж. То есть, слушая его, ты практически присутствуешь непосредственно на камерном перфомансе профессиональной рок-группы. Без лишних посредников! Несмотря на поджатость диапазона (RMS 97,5 дБ), в записи осталось очень много воздуха, и на большой громкости она начинает дышать полной грудью.

13.
BECK "PAPER TIGER" (2002)
["Sea Change", Mobile Fidelity Sound Lab, 2009, UDCD 780, США]
Громкость альбома по RMS: 91,2 дБ.
С этой пластинкой произошло настоящее чудо. Дело в том, что я столкнулся с натуральной пыткой, когда пытался подобрать для этой компиляции хоть какой-нибудь образец современного технологического рока - электрического, сэмплированного и максимально оторванного от старомодного саунда 60-х/70-х, которого у нас и так переизбыток. Ничего не устраивало. В конце концов я нашел единственную абсолютно идеальную работу такого рода - "Sea Change" Бека Хансена. И уже собирался выложить ее вместе с остальными треками, как вдруг обнаружил, что в июле должен выйти новый мастеринг именно этой самой пластинки на Mobile Fidelity Sound Lab! Это был знак выше. Пришлось подождать пару месяцев, и вот теперь мы имеем возможность послушать идеал саунда двухтысячных. Теперь альбом уже не зажат как оригинал - средняя громкость понижена на 5,2 дБ, это очень существенно. И данная версия играет воистину фантастически. Любопытное наблюдение: это, похоже, самый первый релиз 2000-х годов, переизданный аудиофильским лейблом.

ВНИМАНИЕ! Если ты хочешь составить этот сборник самостоятельно, скачав или купив указанные альбомы, ты можешь потерпеть полное фиаско в том случае, если будешь использовать какие-то другие, менее удачные издания тех же самых пластинок! Однако в природе могут обитать и более качественные версии использованных треков.
 

rock and roll

Previous post Next post
Up