В жизни каждого мужчины рано или поздно наступает момент, когда на дворе вторник, и он пишет о фильме, посмотренном в воскресенье. Для меня такой момент еще не наступил - сегодня всего лишь понедельник. Но о фильме все-равно расскажу.
РОК ВОЛНА
THE BOAT THAT ROCKED (2009)
Великобритания, 129 минут, цветной.
Режиссер: Ричард Кертис
Каждый из нас, кто жил в Великобритании в середине шестидесятых, прекрасно помнит это славное время: "Би-Би-Си" круглые сутки по кругу гоняет в радиоэфире прогноз погоды и литературные чтения, в то время как вся страна сгорает от неутолимой жажды слушать рок-н-ролл. Кто им поможет, бедным? Пиратские рок-радиостанции! Что такое рок мне сегодня рассказывать лень, а вот о пиратском радио можно поведать подробнее, хотя проще - ей богу - сходить на этот очаровательный фильм.
Итак, стихийные коммерческие нелегальные радиостанции круглосуточно вещали на всю Британию, скрываясь от властей в самых неожиданных местах - в первую очередь на борту ржавых судов неподалеку от нейтральных вод. Похоже, явление было воистину массовым - в фильме говорится, что аудитория пиратского радио в 1966-1967 годах составляла 25 миллионов британцев (то есть 25 миллионов человек, в переводе на общепринятую систему счисления). И это не только удовольствие, но и кузница кадров. В фильме не говорилось о том, что величайший диджей всех времен и спряжений Джон Пил свой авторитет поднабрал на таких же пиратских волнах - но старший диджей "Рок волны" (по, возможно, случайному совпадению) удивительно на него похож своей седеющей бородкой.
Если тебе попадала в руки пластинка The Who 1967 года под названием "Sell Out", будет несложно представить, как звучал радиоэфир нелегальной станции - он воспроизведен на дорожках диска с дотошным комизмом. Но проще - ей богу - сходить на этот очаровательный фильм.
Сюжет киноленты скуп на сложности и выкрутасы - на борт судна прибывает юнга (кстати, абсолютно бессмысленный для фильма персонаж), которого знакомят с миром секса, наркотиков и рок-н-ролла. Ржавое корыто населено исключительно мужским коллективом, который озабочен лишь тем, чтобы стричь с рекламодателей купоны, а на вырученные деньги нести в мир свет и просвещение - с корабля во все стороны на тысячи миль разносятся звуки The Kinks, The Who, The Turtles, Procol Harum, The Rolling Stones, The Troggs, Cream, Beach Boys, Отиса Реддинга, Джими Хендрикса и еще множества столь уважаемых артистов, что даже я не знаю кто они такие.
Где-то в недрах британского правительства зреет движение сопротивления, которое всеми юридическими силами пытается прекратить незаконные трансляции, но нашим героям по барабану, ибо у них есть бездонные бочки выпивки, такие же бездонные холодильники с консервами Heinz и вал приходящих с берега пластинок великих артистов (не великих в то время в рок-н-ролле, кажется, не было). А также - как и в любом рок-фильме - присутствуют орды поклонниц, легион почитательниц и впридачу - толпы фанаток.
По-большому счету это фильм-безделушка - набор гэгов и юморительных нестандартных шуточек. Уморительных и нестандартных в основном потому, что посвящены теме, редко возникающей на большом экране. Это кино об инфантильных мужиках-переростках, весь инфантилизм которых является то ли причиной, то ли следствием того, что они ничего не делают, кроме как поклоняются рок-н-роллу и работают в его славу. Говорить о каких-то высочайших художественных откровениях бессмысленно, но здесь наберется охапка сцен, которая заставит корчиться в муках смеха даже тех, кто к рок-музыке равнодушен так же, как рок-музыка равнодушна к ним. К примеру, воплощенный на экране контраст между Рождественским ужином в рок-н-ролльном кубрике и в особняке британского министра заставит самого хардкорного выпускника МГИМО отречься от всех своих карьерных убеждений. И если такое случится (хотя бы в параллельной вселенной), то кино свою миссию выполнит.
Конечно, есть и другие способы убедиться в величии глупых рок-н-ролльных идей, но проще - ей богу - сходить на этот очаровательный фильм. И прекратить повторять по три раза одну и ту же фразу.
Вердикт: