БЕЗ СПОЙЛЕРОВ

Apr 26, 2009 15:30

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. СХВАТКА (2009)

Россия, цветной.
Продолжительность: не длинный
Режиссер: Федор Бондарчук



Критики объявили второй части «Обитаемого острова» такую безжалостную вендетту, будто Бондарчук младший как минимум изнасиловал и убил их бабушку (как максимум - сделал то же самое, но в обратном порядке). Захотелось убедиться самому - неужели кино настолько запредельно плохо, что теряешь веру в человечество.


После просмотра задумался. Похоже, без насилия Бондарчука над бабушкой не обошлось, ибо сам по себе фильм не заслужил тех проклятий, помоев и угроз, которые идут в его адрес до востребования. Да, это трэш. Да, это аляповатый, безвкусный фестиваль антиутопического китча. Но такие фильмы составляют огромный древний и совершенно самостоятельный жанр, у которого всегда была, есть и будет армия поклонников (навроде меня).

Начнем с того, что Большую Кинофантастику на российских просторах не снимали со времен экологической космической одиссеи «Через тернии к звездам». А это было - если мне не изменяет память - еще во времена правления Екатерины Великой. Да, конечно, чуть позже на экранах промелькнула «Кин-дза-дза», но называть ее научно-фантастической кинолентой было бы преступлением против здравого смысла (эта милая сказочная кинопритча не имеет никакого отношения к тому, чем славится научная фантастика - к космическим осьминогам с лазерными пушками и к полуобнаженным мутанткам с Сатурна, пожирающим сексуальных партнеров).

Сразу признаюсь - комикса, по которому снят «Обитаемый остров» я не читал. Хотя, если быть честным - читал я эту книгу, но было то по малолетству, и память не сохранила никаких следов былого прочитанного, окромя общего ощущения, что Стругацкие - не мое. Эскапизм, к которому вынуждала прибегать советская действительность, диктовал свои условия - крайне хотелось читать фантастику о как можно более далеких мирах и временах, дабы и духу там не было советской действительности. Потому я баловался Лемом, Шекли и Брэдбери. Стругацкие же постоянно тыкали мордой читателя в эту самую советскую действительность - поначалу одобрительно, затем примирительно, и в конце концов - обличительно. Весь эскапизм как рукой снимало - нехорошо как-то получалось.

Потому мне абсолютно по барабану, что думают об этом фильме книголюбы, зачитавшие «Остров» до озоновых дыр. А ведь они составляют половину толпы, линчующей Бондарчука младшего. Следом за ними с вилами и факелами следуют синефилы, ненависть которых аргументируется просто отлично: «да, мы знаем, что русское кино только встает с колен, но не в этот раз. Почему «Питер FM» можно пересматривать многократно, а «Обитаемый остров» с трудом тянет лишь на один просмотр с пивком?». Извините, дорогие мои, но мне трудно перетирать вопросы киноискусства с человеком, который на досуге в семьдесят шестой раз пересматривает «Питер FM». Кажется, эти зрители - инопланетяне, их мотивация лежит далеко за пределами моих жизненных ориентиров.

Вот что действительно зло - так это разбиение одной, не самой раздутой книги на две кинополовинки. Когда такой фокус провернули с «Параграфом 78» я страстно желал тому провала, ибо знал - не дай бог, «Параграф» окупится, вся совковая индустрия ломанется резать фильмы на куски, заставляя зрителя покупать два, три, четыре билета на один и тот же фильм. А там, глядишь, придем к абонементной подписке на киноальманахи. «Обитаемый остров» надо было пускать одним фильмом. Да, он вышел бы слегка длинноватым, но там найдется что ампутировать - в конце концов весь сюжет это прямо какое-то циклическое роад-муви: герой убегает, его ловят, опять убегает, его ловят, он опять убегает… и так раз четыреста. Без одной-двух пробежек сюжет бы ей-богу ничего не потерял.

Как чисто экранное действо «Обитаемый остров» - обе его части - срабатывают на том уровне, который интересует исключительно поклонников увесистой фантастической лапши - наподобие «Эквилибриума» или «Хроник Риддика», и общенациональный к нему интерес не только вреден, но и скоротечен - в этом я убедился, сидя сегодня в битком набитом зале. Битком набитом пустыми креслами.

Но это хорошее, правильное кино. Я знаю, что диаметр сюжетных дыр превышает сам сюжет. Я знаю, что это невыносимая глупость бытия, когда изрешеченный автоматной очередью человек еще делает последние, печальные и трагические шаги. Да, всю вторую серию персонажи непрерывно истерически орут, будто рекламируют слуховые аппараты. Но там же есть гигантские ржавые самолеты, будто на угольном ходу! Огромная дырявая субмарина, уютно расписанная черепами!! И красочный, согревающий душу небольшой атомный взрыв!!! Разве не ради этих маленьких радостей инопланетяне подарили землянам секрет синематографии в XIX веке?

Вердикт: 

кино тяжело но достойно

Previous post Next post
Up