Газета "Не дай бог" или как политтехнологии заменили выборы в 1996 году.

Mar 13, 2018 21:40

Чтоб не забывалось.

«Не дай Бог!» - бесплатная еженедельная антикоммунистическая газета, выходившая перед выборами президента России 1996 года тиражом 10 млн экземпляров.
...
На страницах газеты публиковались известные артисты, высказывавшиеся против прихода к власти Г. Зюганова (или против социализма в России): французские киноактёры Пьер Ришар и Жерар Депардьё, звёзды популярных тогда сериалов Вероника Кастро (сериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза»), Виктория Руффо (сериал «Просто Мария»), Глория Пирес (сериал «Секрет тропиканки»), звёзды сериала «Санта-Барбара», российские деятели эстрады и кино - Андрей Макаревич, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Николай Расторгуев, Алексей Баталов, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Михаил Жванецкий и др.
...
«Читать это мерзко до сих пор. Такого насилия над сознанием людей, кажется, не было ни до, ни после. Любой человек, если он человек, содрогнется от цинизма и подлости антизюгановской пропаганды 1996 года»
«каким бы ни был Зюганов, эти журналисты за деньги занимались тем, про что можно сказать лишь одно: „Так нельзя“».
Стоит, однако, учитывать, что свою роль в той истории каждый выбирал сам и добровольно.
И если, к примеру, Евгений Киселев превращал свои «Итоги» в антизюгановскую агитку, если Виктор Шендерович писал сценарий антизюгановского «Поля чудес» на Первом канале - стоит ли удивляться теперь, что общество никак не хочет воспринимать этих людей как олицетворение свободы слова?
...
Чего стоила одна газета „Не дай Бог!“! Стоила, в том числе, и в материальном выражении. 10-миллионный тираж цветной бесплатной „частной“ газеты - это то, чего ни при каких условиях не могла бы позволить себе ни одна другая команда. Где брались необходимые для издания, да и для всей кампании безумные деньги? Официально - львиная доля работы была сделана добровольцами бесплатно или на собственные средства. Этакий порыв Минина и Пожарского. Однако, коробка из-под ксерокса с полумиллионом долларов, обыденно выносимая и вынесенная из Белого дома, приподняла краешек завесы. Достаточно сказать, что многие заработали на ельцинской кампании много больше, чем показано в официальном отчете за всю кампанию.
...
Конституция 1993 года была, как изящно выразился Г. Бурбулис, „протащена через задницу“. Даже зрелого, видавшего виды человека такое признание заставляет содрогнуться от омерзения. <…> Двадцать три часа пятьдесят пять минут в сутки по всем каналам телевидения врали о полном сил и здоровья мудром реформаторе Ельцине, а пять минут скороговоркой - информация о „реакционере Зюганове“. В каком виде подавали „того, кто мечтает вернуть нас в тоталитарное прошлое“, это мы тоже помним. И бесплатно распространенную тиражом десять миллионов экземпляров газету „Не дай Бог!“ из памяти не выкинула. Подобные тексты скоро не забываются. И вот такое массовое моральное изнасилование людей, такое зомбирование населения молодой человек должен воспринимать как триумф демократии?»
...
Словосочетание «по официальным данным» здесь очень важно, тем более что года два назад Любовь Слиска, вполне официальное лицо, говорила, что результаты выборов были сфальсифицированы и победил на самом деле Зюганов. В то же время известно, что Зюганов никак не оспаривал результаты выборов, более того - поздравил Ельцина с победой в числе первых, смиренно пришел на его инаугурацию и с тех пор практически перестал скрывать свою системность и то, что его стремление к власти носит исключительно ритуальный, символический характер, притом что сам он никаких реальных претензий на государственное лидерство не имеет.
....
После выборов Фонд эффективной политики Глеба Павловского, работавшего на штаб Ельцина, опубликовал доклад «Президент в 1996 году: сценарии и технологии победы» («Как, почему и зачем мы победили на выборах 1996 года. Наш подход к победе Бориса Ельцина»). Как писала «Независимая газета», доклад «раскрывает хитроумную технологию манипулирования общественным мнением и оригинальный механизм политического и идеологического опережения конкурентов. <…> Формула победы: привлечение ресурсов экспертов + доминирование в информационном пространстве + блокирование ходов противника + доминирование в СМИ + доминирование в элитах». В другом номере газета писала: «В руках российских политиков появилось новое могучее оружие политической борьбы - так называемые современные политические технологии. Они, разумеется, существовали и применялись и раньше. Но лишь нынешние президентские выборы полностью продемонстрировали их силу и возможности. Ибо именно современные политические технологии, применяемые профессионалами, обеспечили победу Бориса Ельцина»

Дело в том, что там был необычный проект. Газета была массовой (10 млн экземпляров), цветной (одна из первых цветных газет) очень объемной и полностью бесплатной. Как сейчас известно, ее вел "Коммерсант". И в нее было вбухано очень много сил. И даже речь не про тираж. Там были интервью с многими звездами, включая зарубежные, публиковались фотоотчеты из разных стран и т д











Андрей Колесников
в 1996 году - специальный корреспондент газеты «Коммерсант»

Таких газет больше не было. Она была размером с «Коммерсант», 8 полос, прекрасная печать, 10 миллионов экземпляров. Этим «листком» мы выстлали всю Россию. По исполнению это была яростно пропагандистская газета. Например, я ездил в Иваново, на ткацкий комбинат. И там у ткачих выяснял доподлинно, почему не надо голосовать за коммунистов. Потому что коммунисты развалили все. Они оставили ткачих без женихов. Или я ездил в Лермонтов, в школу, где с молчаливого одобрения министерства образования школьники писали у меня сочинение на тему: «Почему я не буду голосовать за коммунистов». Мы потом опубликовали наиболее яркие отрывки из сочинений. У нас, например, был корреспондент, который звонил всяким знаменитостям: Стивену Сигалу, Брюсу Уиллису. Они тоже объясняли, почему не надо голосовать за коммунистов. Но самым эффективным было его интервью с главной героиней сериала «Богатые тоже плачут». Конечно, никто не знает, дозванивался он до них на самом деле или нет. Но вся страна смотрела «Богатые тоже плачут». И когда эта девушка рассказывала про ужасы коммунистического ада, которые она, оказывается, успела где-то пережить, это действовало безотказно. Нам было весело от души. На протяжении четырех месяцев это была работа сутками напролет. И мы победили. А могли победить реально коммунисты. Представляете, сколь­ко мы процентов принесли?
(C)История русских медиа : 1989-2011

политтехнологии

Previous post Next post
Up