Из полемики по формационной теории Маркса, продолжение 4

Nov 18, 2014 16:47

Идеализм это ведь не вера в Бога, это только одна из форм его проявления. Идеализм это вывод бытия из идеи, что Вы здесь и делаете. Материалисты же выводят идеи из бытия. Идея состоит из уже существующего бытия и бытия, как ещё нереализованных, но уже существующих потребностей и выражает механизм реализации этих, пока ещё не реализованных потребностей. А как ещё Юм заметил, ели не ошибаюсь, это ещё где-то 16 век, что человек может мыслить только тем, что дано ему в ощущение. То есть, человек не может в принципе придумать новый способ производства, поскольку он отталкивается от реальных потребностей. Он может понимать, что ему надо и, что ему мешает сделать как ему надо. Вот это и есть идея преобразования общества. Но мало того, возникла она в голове одного человека или даже нескольких людей, или даже тысяч людей, это ничего не значит, это так и будет только идеей, практического значения на развитие общества не оказывающей. Чтобы идея овладела массами и стала реальной силой способной к соответствующим преобразованиям в обществе, производительные силы общества должны выработать весь свой ресурс развития в рамках данных отношений собственности (формации). Только реальные проблемы в экономике, реальные кризисы и ухудшения жизни побуждают массы искать из этого выход и брать на вооружение те или иные идеи. Только давайте сразу оговоримся, что мы говорим именно о закономерностях, о стихийном развитии общества в котором и разум рассматривается как элемент стихии. А задача коммунистов в частности и состоит в преодолении этой стихии и устранения, таким образом,  катаклизмов, бед и невзгод для основной массы народа при переходе в новую общественно-экономическую формацию.  То есть, никто не "додумывается" до нового способа производства, новый способ производства вытекает из потребностей в производственных отношениях того слоя населения, который только и может обеспечить дальнейшее развитие производительных сил, из потребностей нарождающегося господствующего класса. У Вас же поставлено всё с ног на голову и при этом Вы спрашиваете, " мои рассуждения противоречат законам развития?". Разумеется.
Что касается Маркса, то Вы могли бы уже заметить, что у меня есть по некоторым моментам, скажем так, некоторые дополнения и уточнения его воззрений. А по сему, я не думаю, что у Вас есть хоть какие-то основания упрекать меня в догматизме и поклонению Марксу, хотя я его безусловно очень ценю как мыслителя.
Что же касается капитализма с рабами и крепостными, то давайте тогда определимся, что такое общественно экономическая формация вообще и капиталистическая в частности.  Понятие общественно-экономической формации хотя и несколько шире способа производства, но с позиции развития производительных сил и производственных отношений это по сути одно и то же.  Диапазон изменений производственных отношений в рамках одной формации соответствует диапазону изменений отношений собственности в рамках обеспечивающих на основе этих отношений собственности господство в обществе конкретного класса. То есть, по сути, основой общественно-экономической формации являются определённые отношения собственности, определяемые как понятие (как и любое понятие в логике) не всеми их свойствами, а только основными, характеризующими данный способ производства, такими, которые обеспечивают господство в обществе конкретного класса.
Капиталистическая общественно экономическая формация это такой способ производства, который основан на отношениях юридически свободных собственников средств производства и собственников рабочей силы. Это и есть основные свойства которыми определяется понятие капиталистических отношений собственности в рамках которых только и могут развиваться капиталистические производственные отношения. То есть, юридическое освобождение собственников рабочей силы, это обязательное условие для капиталистического способа производства, это один из его атрибутов. Кроме того, общественно-экономическая формация определяется не по наличию в обществе каких-то анклавов с более прогрессивным способом производства, а доминированием конкретного способа производства в обществе в целом. И, соответственно, переход из одной формации в другую начинается именно со смены господствующего класса внеэкономическим путём, который захватывая государство, как орудие насилия, с его помощью меняет те элементы отношений собственности, которые обеспечивали господство предыдущего класса и устанавливает элементы отношений собственности обеспечивающие собственное господство.

государство, власть, политика, марксизм, socialism, marxism, policy, authority, party, communism, the state, коммунизм

Previous post Next post
Up