ДА, ВСЕ СЕРЕЕ НАШИ КАРДИНАЛЫ

Apr 09, 2015 14:30

К концу 50-х несмотря на выверты правящей верхушки во главе с отъявленным мерзавцем страна продолжала по инерции двигаться вперед. Достаточно упомянуть такой объективный факт: в 50-е годы СССР входил в число стран с наиболее высокими темпами экономического роста наряду с ФРГ, Японией, значительно опережая темпы экономического роста в США и Великобритании. Свидетельством высоких темпов научно-технического прогресса в этот период явились такие крупнейшие события, как полет советского спутника земли, пуск атомной электростанции, первый полет сверхзвукового пассажирского самолета и ряд других технических достижений, в которых СССР опередил США.



Можно только гадать, как бы поднялся уровень жизни народа, если бы Сталин прожил еще лет 5 - 10.
Но история суровая штука: если сложилось так, то по-другому сложиться и не могло.

Под воздействием диктата чиновников и под влиянием мировой моды на "интернациональный стиль", советские архитекторы возвращаются к  эпохе 20-х. Троцкизм в архитектуре снова поднимает голову. Правда, история сделала виток и проектируемые общественные здания только похожи на конструктивистские изыски Гинзбурга, Весниных, Леонидова.



Дом-коммуна  Наркомфина арх. М. Гинзбург 1930 г.



гостиница "Юность", арх. Ю. Арндт. 1960 г.



Редакция газеты "Тurun sanomat" арх Алвар Аалто. 1930 г.



Гостиница "Золотая долина" Новосибирский Академгородок. Арх-ры И. Орлов, Н. Васильева, Г. Сафонова, Ю. Ушаков

Почему-то в истории архитектуры этот стиль не получил ни должного освещения, ни даже собственного названия. Хотя все признаки отдельного, отличного от других стиля видны невооруженным глазом. Я буду называть его «советский минимализм».
В чем-то он близок к конструктивизму, но более светел и легок, в чем-то к западному функционализму, но с поправкой на советские реалии.
Приемы характерные для советского минимализма:
           ассиметричность объемов, называемая жаргоне практиков «пластика фасадов»;
           подчиненность взаимного расположения объемов технологии;
           доминирование естественных цветов применяемых материалов (на стадии проектирования, в реальности "кабанчик", штукатурка "под шубу" или "под покраску);
           тектоника наоборот - водружение массивных объемов на тонкие опоры или намеренное заужение опорной части сооружения;
           большие остекленные плоскости;
           преобладание контрастных соотношений между горизонтальными и вертикальными элементами;
Как всякий "большой стиль" советский минимализм не замыкался в рамках архитектуры. Наоборот он пронизывал все виды дизайна от полиграфического до ландшафтного.





Примеры полиграфического и шрифтового дизайна



Пример мебели из фанерованной ДСП в минималистском дизайне.

Однако архитекторы не торопились полностью перейти на «прогрессивные» методы проектирования. Практиковался "тихий саботаж". Неприятие типизации обосновывалось желанием придать индивидуальность проектируемой жилой застройке, что противоречило «новым приемам» производства строительных работ. Проектные организации не занимались разработкой проектов зданий из крупноразмерных элементов (блоков, панелей и прочих конструкций) для условий Сибири.
Некоторые здания несли еще остатки класического наследия - пояски, рустовку, карнизы.



Жилой дом на пр. Дзержинского. Присутствуют пояки и карнизы. Планировки по 135 серии.

Помню лекции  Храненко, на которых он рассказывал как строители, прикрываясь «борьбой с излишествами», самовольно изменяли конструкции и детали без согласования с проектными организациями. Тем не менее, административное давление делало свое дело и к началу 60-х годов использование приемов заимствованных из исторических стилей, было полностью прекращено.

Если в архитектуре жилища с тех пор на долгие годы устанавливаются тенденции технологического упрощенчества и явного отсутствия архитектуры как искусства, то в проектировании  общественных зданий сохраняется небольшой люфт для самостоятельного творчества. Особенно в Москве и столицах союзных республик. В Новосибе таких зданий совсем мало. Буквально по пальцам перечесть. Все они запроектированы, по странному стечению обстоятельств, под руководством одного человека. Это Анатолий Афанасьевич Воловик.



Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН. Современное состояние. 2014 г.



Эскиз главного фасада.



Эскизный чертеж интерьеров зала каталогов.
Четко читаются все элементы стиля.

Внешне здание воспринимается большим серым сундуком, украшенным стеклянными витражами на всю высоту. Не впечатляет, но градостроительно хорошо замыкает подъем улицы Восход и держит площадь Пименова несмотря на современный шалман, который понастроен в последние лет 10.

Вторым по значимости проектом Воловика (совместно с Захаровым и Пироговым) стал Новосибирский речной вокзал с гостиницей "Обь". По воспоминаниям из 80-х помещения для пассажиров вопринимались очень хорошо. Светлые, просторные залы с панорамными виттражами в сторону Оби. Добротные панно. Не стыдно было гостям показывать. А вот гостиница, подобно всем советским провинциальным ночлежкам, была ужасная. Низкие потолки, тесные номера, узкие коридоры. Снаружи как большая хрущовка. Экономия, блин. Однако, сочетание доминантной вертикали гостиницы и горизонтальной плашки речного вокзала закладывали на перспективу неплохое начало прибрежной зоны.





К сожалению, в 2003 году здание речного вокзала сгорело. После реконструкции здесь будет очередной бизнес-центр. Пассажирские речные перевозки стали невостребованны и невыгодны.

Еще один проект республиканского значения - пассажирский терминал аэропорта "Толмачево". В связи с увеличением массы самолетов, используемых Аэрофлотом ВПП аэропорта "Северный" перестала отвечать новым требованиям, да и пассажиропоток возрос заметно. В 1963 году в строй ступил новый аэровокзал в а/п "Толмачево" с пропускной способностью 1000 пасс/час. и возможностью принимать все существующие воздушные суда.


Однажды здесь приземлился даже Конкорд



и ТУ-144.

А вот так выглядел аэропорт на стадии эскихных чертежей.





При реализации получилось тоже неплохо. Насколько может быть неплох минимализм.



Входная группа на главном фасаде.



Зал вылета.

Однако, всё это семечки! Главная фича начала 60-х это конечно же строительство Новосибирского Научного Центра СО АН СССР, более известного под названием Академгородок. Но этому я посвящу следующую публикацию.

ГПНТБ, Речной вокзал, Захаров, Толмачево, Воловик

Previous post Next post
Up