В Москве очень много пишут и говорят об инклюзивном обучении, любят вешать соцагитку о "городе равных возможностей", о равенстве, о братстве, о мире во всём мире и прочая, прочая, прочая. Ярко, эффектно, и, увы, бесполезно. Трепятся часто и почти ничего не делают. Возможно, год спустя что-то изменилось, но я, откровенно говоря, слабо в это верю.
Считаю, что нетерпимость - это наша национальная черта. Мне не хочется пускаться в антропологические дебри и рассуждать, результат ли это кровопускания прошлого века или позапрошлого или настоящего... Думаю, худшее ещё впереди. Важен факт - русское общество не толерантно никогда.
Проявляется это на всех уровнях. На обывательском - человек с особыми потребностями - непременно объект негативного внимания людей вокруг. Сейчас уже, конечно, пальцами не тычат, но переглядываются и прешёптываются обязательно. В лучшем случае... Ну так, это и понятно, редко встретишь на улицах Москвы человека со особыми потребностями, потому что он часто просто не имеет физической возможности выйти из подъезда, пройтись, проехать по улицам столицы. Ну и потом - у нас здоровое общество! Ураааа! Жить стало лучше товарищи, жить стало веселей! Урааааа! Ураааа! Олимпиада! Урааааа! Не отдадим наших детей американцам! Ураааа! Ещёёёёё! Урааааа! Это всё к вопросу о шовинизме на государственном уровне. Как правило, ко всем отчётным, праздничным, выборным датам расцветает лицемерная показуха касательно доступности всех социальных инструментов для людей с особыми потребностями.
Если "особый" ребёнок появляется на детской площадке, надо видеть дикую реакцию большинства родителей. Это не то чтобы, нетерпимость, это просто охота на ведьм...
Я прожила в Москве 31 год. Из них - училась 16 лет. За эти многие году учёбы в хороших местах, только в университете с нами училась девочка, которой необходима была коляска. Проучилась меньше года. Надо ли говорить, что каждый день для нее был испытанием, хотя бы только потому, что не было ни пандусов, ни больших лифтов, ни широких коридоров и дверей в аудитории. И это не просто какой-то институт - это университет из первой тройки. И это было в двухтысячных двадцать первого века. О каком инклюзивном обучении можно вести речь? Группа коррекции, интернат, зажмуриться, отвернуться, оскорбить...
Сейчас я живу в Виннипеге, нестоличный, не очень большой город. Здесь на каждом шагу пандусы, широкие двери, туалеты, транспортные средства для людей с особыми потребностями. Любой музей, колледж, торговый центр, присутственное место, клиника, фестиваль, спортивный центр, детская площадка, библиотека - доступны для людей с особыми потребностями. В уставе каждого садика и школы прописано - что они принимает всех детей, любых детей.
В одном из садиков, где я работаю есть несколько детей с особыми потребностями разного уровня. Я ни разу ни видела какой-либо дискриминации по отношению к таким детям ни со стороны детей, ни со стороны взрослых. Инклюзивное обучение - не миф, оно возможно. Я не знаю, как в других местах, но в этом садике устанавливаются постоянные пары - взрослый и "особый" ребёнок. Один мальчишка нуждается в постоянной опеке, он к тому же совсем не говорит. У него в садике постоянный партнёр, который ему помогает. В данном случае - это двадцатичетырёхлетняя девушка. Она мне рассказала, что уже четыре года с этим мальчуганом, окончила несколько специальных курсов. Скоро ему идти в школу, она надеется, что и в школе будет его партнёром. Просто потому, что она к нему привязалась. Просто потому, что ей это нравится. Это самый обычный городской садик при самой обычной школе. В которые, кстати ходит много детей из неблагополучных семей.
Я не знаю, сколько еще столетий понадобится российскому обществу, чтобы приблизиться к подобному уровню социальной зрелости. Я - выросшая в российком соцууме- инфицирована вирусом нетерпимости. Надеюсь, мой ребёнок "получит прививку".