Когда-то термин «феодализм» использовался для того, чтобы обозначить общественное устройство старого-доброго Средневековья. Однако со временем наши знания об историческом процессе так приумножились, что стало понятно, что подобный строй является скорее правилом, нежели исключением, что он естественен, и в него склонно возвращаться общество при любых потрясениях и цивилизационных провалах. Сходства столь очевидны, что гомеровский век, ставший следствием катастрофы бронзового века, порой также именуется терминами «малое Средневековьем» или же «греческие Тёмные века». Не согласны с этим только сторонники вульгарно-прогрессивистского подхода, воображающие феодализм чем-то вроде технологического прорыва, который никак не мог присутствовать в Древнем мире. Однако они спорят исключительно с реальностью: столь отчётливо и бесконечно эпоха, которую изобразил в своих поэмах Гомер, напоминает времена, наступившие много позднее на руинах Западной Римской империи. Мы видим картину феодальной раздробленности, нескончаемого междоусобия, которое прерывается только на время совместных набегов, таких как поход на Трою. Но и на войне никакого согласия между царями не наблюдается, они ругаются, своевольничают, верховная власть Агамемнона номинальна, он лишь первый среди равных, Ахилл запросто, поссорившись с ним, прекращает своё участие в войне.
Вся война рассыпается на отдельные стычки и акции, в которых могучие герои, подобные рыцарям, сражаются закованными в броню и вооруженными по последнему слову, а простолюдины бьются, сбившись в фалангу. Войска царям предоставляют их вассалы, от этой обязанности старающиеся уклониться, откупившись, так, Агамемнон от одного из вассалов получает в уплату кобылу; для штрафа за уклонение от службы имеется даже специальный термин θωή. Троянская война начинается на первый взгляд из-за пустяка, однако личный мотив является здесь лишь casus belli, причём типичнейшим для феодальной эпохи. Конфликт тех времён это нередко личная ссора двух вождей, которую они решают при помощи народов и армий, своей дружины, «братвы», которую приводят с собой; военные действия чаще всего напоминают обычный грабёж, Роберт Виппер удачно употребил для обозначения этой деятельности слово «наѣздъ», сразу же вызвавшее у вашего покорного слуги правильные ассоциации, впрочем, оказалось, что в те времена это слово ещё не имело нынешнего значения. Правят феодалы из укреплённых замков, некоторые из которых подобно нашему Кремлю в будущем станут цитаделями возникших городов: это Акрополь в Афинах и Кадмея в Фивах (более того, и кремль, и акрополь становятся нарицательными словами для обозначения такого рода укреплений). Эти владыки своевольно правят своими землями: Менелай, например, способен и готов многих переместить с той её части, которую предлагает Одиссею, чтобы тот сделался его вассалом. Вольнонаёмных работников, фетов, феодалы по возможности пытаются прикрепить к земле, сделать зависимыми, снова и снова задерживая им выплату и таким образом принуждая оставаться при себе бесконечно долго. Вожди легендаризируют своё происхождение, с этой целью их придворный аэд Гомер изображает своих нанимателей детьми и внуками богов. Эта мифология, как водится, предназначена для пускания пыли в глаза простолюдинам, а вот других аристократов не впечатляет, так, Минос высмеивает Тесея, утверждающего, что Посейдон его отец, а Ахелой начинает поносить мать героя в ответ на уверения Геракла, что он сын Зевса.
Однако наши знания об этом периоде, разумеется, не слишком полны, иначе его и не именовали бы «Тёмными веками». Другое дело, что из-за отдалённости гомеровского века от нас, а также отсутствия с ним прямой родственной связи, нам легко признать те или иные его аспекты надуманными. Всё не так с обычным Средневековьем, историческая ткань которого тоже нередко полна прорешен и заполнена весьма условно, однако принять, а иногда даже задуматься об этом намного сложнее. Более того, сам термин в наши дни стал считаться неполиткорректным, и полагается считать Средние века не упадком, а просто «другим» временем (видимо, примерно как умственно неполноценных называют «особыми»).