Современный страйкбол огромен, многогранен и перенасыщен предложениями. Неофит от страйкбола может выбрать любое шароплюйное удовольствие на свой вкус и цвет - от полудрищевых воскресок с несознанкой и бункерами в кармане до "элитных" милсим-игрищ с дресс-кодом на пару тысяч евро. Где-то между этими полюсами зависли игры для сотен игроков с сервисом, техникой, затейливыми сценариями, пиаром в сети и тысячными взносами. Однако, высокая коммерциализация страйкбола вкупе с его безумной популяризацией привели к вымыванию ряда игроков и целых команд из нестройных рядов страйкбольного сообщества и возникновению целого ряда непубличных и достаточно закрытых направлений страйкбола, преследующих более специфические, нежели обычное шарометничество с набитием фрагов, цели.
Одним из таких направлений стали так называемые рейдовые игры или переходы.
Что же такое рейдовые игры? Рейдовые игры - это игры, где для выполнения задачи надо совершить марш по пересеченной местности из некоей стартовой точки до места выполнения задачи. Рейдовые игры не бывают однодневными, так как подразумевают очень большие временные отрезки на преодоление маршрута, которое может в ряде случаев занимать несколько дней.
Рейдовые игры отличаются от обычных страйкбольных игр в первую очередь географией и тем, что называют "геймплей". Если для большинства страйкбольных событий большой полигон, где надо долго ходить от мертвяка до точки и мало стрелять, но много ходить, смерти подобен и вызывает лишь проклятия в адрес организаторов, то в рейдовых играх само понятие "полигон" сильно размыто, так как до него еще надо добраться. Собственно, в самом марше к полигону и есть смысл игры, так как от правильного планирования и организации марша зависит очень и очень многое.
На мой взгляд, рейдовые игры отличает еще их максимальная приближенность к реальности. В силу специфики сценарии рейдовых игр имитируют выполнение неких специальных задач некими специальными подразделениями, так как ни авиацией, ни артиллерией, ни бронетехникой мы не обладаем, а задачи как правило сводятся к выходу группы в некую точку с организацией там опорного пункта/наблюдательного пункта/уничтожения охраняемого объекта/уничтожением вражеской группы/недопущением вражеской группы к некоему объекту. Подобные задачи также требуют проведения целого комплекса мероприятий, аналогичных таковым у реальных групп специального назначения, действующих в сходных условиях - проведения разведки, скрытного перемещения, маскировки ночевок/биваков/базовых лагерей, уклонения от обнаружения противником, местным населением и так далее. Стрельбы в рейдовых играх мало, однако скучно на них не бывает - зачастую попытки установить контакт с противником приносят гораздо больше адреналина, нежели перестрелка. Некоторые сценарии подразумевают лимит на респ - убиваться о противника, как это принято на обычном страйкболе, нередко просто бессмысленно. Лишь выработка правильной тактики и ее реализация могут обеспечить победу. И всегда есть шанс, что можно вообще не увидеть противника до окончания игры: например, одна сторона смогла упредить другую в выходе на полигон, избежать перехвата и "уничтожить" ключевой игровой объект, и все, игра окончена - смысла в дальнейших боевых действиях согласно сценарию нет.
Чтобы принять участие в рейдовой игре, мало одного желания. Для 99% страйкбольных игр не требуется какое-либо особенное снаряжение - достаточно привода, магазинов к нему и разгрузки для переноски этих самых магазинов, мамашиного бутерброда и пакета шаров. Для участия в рейдовой игре всего этого явно недостаточно. Не, можно конечно явиться в 4 утра перед стартом с бронежилетом в одной руке, банкой пива в другой и рюкзачком со спальником на нем, но шансы на успешное прохождение маршрута будут невысоки. Рейдовые игры подразумевают использование самого различного снаряжения, обеспечивающего комфортное пребывание в поле в течение суток и более, а также целого комплекса дополнительного оборудования, способного выручить игрока в случае возникновения различных нештатных ситуаций, от которых никто не застрахован.
В целом, для того, чтобы принять участие в рейдовой игре, надо иметь:
- рюкзак емкостью от 60 литров и более;
- спальный мешок;
- туристический коврик;
- совместимое с рюкзаком разгрузочное снаряжение (совместимое - это такое, которое не мешает пользоваться всем функционалом рюкзака);
- средство приготовления пищи (печка для сухого горючего, газовая горелка);
- индивидуальную аптечку;
- аварийный набор (комплект вещей, необходимых для выживания в нештатной ситуации).
Лишь правильный выбор снаряжения и умение им пользоваться обеспечат море удовольствия от перехода, ненастроенный рюкзак или же неверный выбор обуви (или и то, и другое вместе) превратят ваш рейд в сущий кошмар.
Помимо снаряжения, участие в рейдовой игре требует совершенно иного мышления и самоощущения участника. Идущий в рейд игрок должен на порядок серьезнее относиться к собственному снаряжению, быть очень внимательным в выборе одежды и обуви, уметь оценивать погодные условия и подбирать экипировку, чтобы не замерзнуть, не перегреться, не промокнуть или наоборот быстро высохнуть, не нести лишнего, не перегрузиться и не забыть ничего важного. На самом маршруте игрок должен концентрироваться на совершенно иных, нежели в обычном страйкболе, вещах. Здесь неуместна тяга типичного страйкболится к "напострелять", здесь нужно сосредоточиться на выполнении задачи, которая для большинства рядовых игроков состоит в четырех правилах: собрать волю в кулак, не отставать, держать темп и не становиться обузой для группы. На маршруте тяжело всегда, а когда ты нагружен приводом, магазинами, пиротехникой и прочим бесполезным для обычного туриста хламом - тяжело в особенности. Но в самих больших нагрузках, в преодолении сложного ландшафта надо находить свое удовольствие, иначе рейд станет для вас самоистязанием. Половина удовольствия от рейда - в преодолении возникающих на твоей дороге трудностей, и высокая мотивация и правильный настрой помогают не страдать, превозмогать и офигевать, а просто идти.
Страйкбол - игра командная, а на рейдовых играх это командная игра вдвойне. Идешь не ты один, идет группа, и задача стоит у группы. Если кто-то начинает всех обгонять, нарушать свое место в походном порядке, проявлять неповиновение командиру группы, халтурно выполнять свои обязанности в бою, отказываться от какого-либо группового имущества и вообще вести себя как охреневший засранец, его деяния отразятся на выполнении задачи всей группой. Если же вся группа работает как единое целое, тогда и успех гарантирован. Вопрос взаимного уважения и психологического комфорта в группе стоит не на последнем месте, если вас кто-то раздражает, то лучше не идти с этим человеком в одной группе - иначе плохо будет не только вам двоим.
Где проходят рейдовые игры? Это самый сложный вопрос, на мой взгляд, так как это направление страйкбола пожалуй наименее популярно и наиболее редко встречается на просторах необъятной. Насколько мне известно, родоночальником этого направления стала команда А-344 из Ростова-на-Дону и Михаил "Турист", ее командир. Его позывной говорит сам за себя. В свое время он и его парни ездили на московские Открытия Сезона и у них была традиция - проходить пешком последний отрезок пути до полигона в Подосинках, причем отрезок весьма не маленький по всем параметрам. Правда, о какой-либо боевой составляющей речи тогда еще не шло. Потом А-344 в Москву ездить перестала, но в 2010-м традиция была реанимирована в виде игры "Майский переход" в Краснодарском крае, который и сейчас является крупнейшей рейдовой игрой в России. Стоит заметить, что Майский переход - мероприятие закрытое, и попасть на него можно только по приглашению организаторов.
Попытки делать подобные игры предпринимались в Самаре и Тольятти, местные команды ходили по Жигулевским горам, но упор делался не на игровую составляющую, а на выносливость и способность в минимальные сроки пройти определенную дистанцию. Вроде бы что-то подобное устраивали и команды из Карелии, но я не могу говорить с уверенностью, ибо не в курсе. Возможно, кто-то где-то также проводит собственные рейдовые игры, но я, к своему стыду, просто не име никакой об этом информации.
В Москве организацией подобных игр занимается наша команда
ODA-577, в нашем активе - участие в
Майском переходе и организация двух Осенних переходов (
Осенний 2014-го и
Осенний 2015-го гг.) и одного летнего (
Июльский переход), и мы не планируем останавливаться на достигнутом, так как мы только приобретаем необходимый опыт, учимся на своих и чужих ошибках и стремимся к совершенству в организации подобных мероприятий, а также увеличению количества их участников, ведь больше людей - шире игровые возможности.
Пожалуй, этого будет достаточно для введения в то, что мы называем рейдовыми играми. Если этот пост был информативен и интересен читателям, в следующей части я попытаюсь рассказать, как подготовить рейдовую игру и как подготовить свою команду к участию в рейдовой игре. Пишите в комментариях, продолжать ли мне графоманствовать, или лучше завязывать с этим бесполезным делом - не щмогла так не щмогла.
До встречи на маршруте!