Jul 25, 2007 19:30
Никогда не имел предрасположенности к литературе фэнтезийного жанра. Больше десяти лет назад по настоянию тогдашней подружки продрался через "Властелина Колец". Нет, всё понял, но не зацепило. Причём как до этого не цепляло, так и сейчас не цепляет.
Долгое время не понимал - почему? Какая разница, в каком антураже происходит действие, если оно интересно выписано? Потом задумался. А действительно - какая? Ведь в некоторых случаях фэнтези-антураж никак сюжету не помогает. То есть, пользуясь принципом "бритвы Оккама", без него легко можно обойтись.
Но это не главное. Главное, что отталкивает меня от этих произведений - застывшие миры, в которых происходит действие. То есть проходят тысячи лет, эпоха сменяет эпоху, рушатся империи, тонут в пучине вод материки - а общество никак не меняется. Как с мечами бегали, так и бегают. Ну, допустим, это мир магических принципов - так пускай он и развивается в магическом направлении. Но именно никакого развития я и не вижу! Даже у какой-нибудь Урсулы Ле Гуин в "Волшебнике Земноморья" (а это, вроде как классика жанра) маги лишь лелеют старые принципы - никакого поиска, никаких открытий... Эй, а как этот мир вообще пришёл к каменным домам, железным мечам и волшебным книгам? А никак - таким его некие высшие силы создали, таким он в Лету и канет.
Часы - механические, песочные, да хоть солнечные - простое приспособление. Однако их нечасто встретишь в произведениях жанра фэнтези. Время там если не остановилось, то тупо прокручивается в сорванной резьбе. Ничего нового - кроме того, что сможет подгрести под себя удачливый персонаж.
Толкиена у нас начали издавать в середине 70-х. Никакого ажиотажа не было. Ну, ещё одна сказка ещё одного английского писателя. Средней руки, кстати, сказочка. Тогда люди (по-крайней мере, мои соотечественники) глядели в будущее, мир пребывал в развитии, и в большом объёме фэнтези было неактуально. Сейчас развитие фактически прекратилось (а кое-где произошёл откат назад), и будущее перестало быть интересным. Главное - набить своё гнёздышко тем, что можно урвать у настоящего. Отсюда и популярность всех этих книжек про вечную борьбу добра и разума и драматических боёв главного героя с собственной головой. Отсюда - пришедшие на смену военно-патриотическим играм пьяные выезды на природу с ковыряльниками.
фэнтези,
регрессивные процессы,
стагнация