...а мне непременно подавай красивые припевы!

May 04, 2010 18:41

Это, наверное, какое-то сугубо отечественное извращение - разделять западную рок-музыку на "умную" и "легковесную". Иногда мне кажется, что те, кто оперирует подобными категориями, вообще не слышал того, о чём рассуждает. Либо слышал, но когда-то кем-то высказанное чужое мнение на этот счёт въелось в мозг с эффективностью гипнотического блока, и не оставляет никаких шансов самостоятельной оценке.

Особенно это хорошо заметно, когда сравниваешь два сорта статей в "Classic Rock" - переводные с английского и написанные нашими авторами. Вот пример:

"Музыка Whitesnake, пожалуй, имеет блюзовые корни, но с неким привкусом напыщенности, не позволяющим воспринимать их всерьёз. Всё звучит и выглядит карамельно красиво - как леденцовый петушок на деревенской ярмарке. Дэвид Кавердейл, как провинциальный актёр, играющий на грани фальши, много и бесцельно передвигался по сцене... Как бы то ни было, Whitesnake - эхто признанные классики софт-кок-рока (щито?)..." Фрагмент из статьи Бориса Литвинцева о том, какой он умный и идеологически выдержанный "руссо туристо облико морале" фестивале "Download". (Classic Rock (русское издание). - 2009. - 6. - с. 69).

Кстати говоря, Whitesnake у наших хард-роковых олдфагов всегда были "паршивыми овцами" - особенно после того, как выпустили безымянный альбом 1987 года.

Полагаю, можно даже не рассказывать, что тот же Борис Литвинцев написал про сет Steel Panther. Хотя догадаться несложно.

А вот благодаря английским авторам того же "Classic Rock" я с приятным удивлением узнал, что, оказывается, и Slade с Uriah Heep достойны серьёзной оценки рок-прессы.

Если верить тем же отечественным рок-энциклопедиям, "...в середине 70-х Roxy Music уже всерьёз обвиняли в профанации жанра арт-рок, в поверхностности музыкальных композиций и отсутствии чётких стилистических границ..." Кто обвинял? Наши советские музыковеды, или вечно всем, кроме панка и indie, недовольные нигилисты из "NME"?

Точно также все, как слепые, ведущие слепых, друг за другом, как попугаи, повторяют: дескать, первый альбом Genesis был "сырой и слабый". А вы послушайте сперва, а потом болтайте!

Правда, иногда и это не помогает.

Однажды я поставил вроде бы неглупому и даже имеющему начатки музыкального образования персонажу "Fanny Adams" The Sweet. Как-то так вышло, что этот персонаж Sweet до этого не слышал. Хотя из совковых рок-энциклопедий знал, что они исполняли "облегчённый поп-вариант хард-рока". На основании чего полагал, что удостоившаяся подобной характеристики музыка интереса не представляет. ОК, поехали. "Set Me Free", стремительный прототип современного speed-metal (правда, с вау-вау в проигрышах и безо всякого месилова по железу). Навязчивый рифф-молох "No You Don't", с безумными финальными пробежками виолончельного смычка по гитарным струнам из левого канала в правый (заметьте, это была не просто психоделическая шиза, как у Джимми Пейджа, а вменяемая составляющая аранжировки)... На ярком мотивчике "Rebel Rouser" чувак опомнился, и заявил, что да, это, конечно, интересно, но настоящих полёта души и (да! да!) духовности, таких, как у Led Zeppelin, тут к сожалению, нет. Заявил, он это, как хорошо выученный урок, глядя в пол, и явно спасая от разрыва некий драгоценный шаблон. Мне стало немного не по себе - как будто рядом оказался настоящий зомби.

Справедливости ради следует заметить, что не на всех "интеллектуальная" оценка какого-нибудь явления оказывает столь лоботомирующее воздействие. Скажем, одна милая девушка по прослушивании старенького винила Herman's Hermits сказала: "Странно. Отличная музыка. А Илья Кормильцев про них высказывался, как про попсовых пижонов и ретроградов, которые продолжали конформистки кривляться в своих приталенных пиджачках, когда вся прогрессивня молодёжь в рваной джинсе шла на студенческие митинги..." Ну, вы поняли. Советский Союз.

И вообще, я всегда вот что могу сделать: сравнить Led Zeppelin, и, скажем, Kiss. А что? Обе группы - формата квартета, обе играют хард-рок. Только у Kiss я слышу прекрасные сдвоенные гитары и уверенные распевки на 4 голоса, а эти ваши Led Zeppelin... Ну вы, опять-таки, надеюсь, поняли...

Впрочем, тема Kiss и "умненьких рок-журналистов" заслуживает отдельного раскрытия. Камрад idollisimo, если эта подборка понадобится для "Kiss Russia" - я только за. Итак:



Где-то на рубеже веков музыкальный обозреватель Всеволод Баронин опубликовал любопытную подборку цитат из старых совковых статей про великую и ужасную группу Kiss под общим названием "Вы бывали когда-нибудь на лесопилке?" Изучая современную прессу, я врубился, что пора бы делать вторую часть. Грамотности и объективности у большей части наших "журналистов" за прошедшие годы не прибавилось, а такая "горячая" тема, как тема Kiss, выявляет сей факт подобно лакмусовой бумажке.

"...Вне всяких сомнений Kiss - самая узнаваемая, бутафорская, наглая, бездарно-безвкусная... словом - самая американская рок-н-ролл-банда на Земле... самая парадоксальная из американских рок-банд, снискавшая всемирное обожание даже вопреки безголосости своих вокалистов, незамысловатости своей музыки, наивности своего эпатажа..."

Чувствуете, как комсомольским дерьмецом-то потянуло? Это накатала некая NINON, разумеется, для ныне несуществующего (и поделом!) питерского журнала "Fuzz", (апрель 1999). Почему - разумеется? Да потому, что только "КонФузз" на моей памяти был способен цельный разворот поливать грязью очередных "тупых американцев" от Manowar до Marilyn Manson, а на обложку ставить гламурных педиков вроде Сегодня Ночью или Братья Грим.

Издание, в котором до недавнего времени работал я, тоже отличилось. Собственно, после опубликования им концертного репортажа, который по сути репортажем не является, а является потоком сознания некого шибко умного эстета, я и задумался всерьёз о смене места работы - дабы с такими вот "эстетами" не путали:

"Cвоей невероятной популярностью в советской средней школе американская глэм-группа Kiss обязана прежде всего милитаризированному мышлению советских модельеров. Присобачив на школьную форму старшеклассников нарукавные шеврочнички, они, видимо, предполагали, что этот полувоенный атрибут приучит мальчиков к мысли о неизбежности ношения уже настоящего военного мундира. Но школьники, разумеется, находили шеврончику иное применение, раскрашивая и расписывая его шариковой ручкой в меру своей продвинутости (и испорченности). И короткое, разделяемое на две равные части иностранное слово KISS подходило для этих целей идеально. А то, что учительницы приходили в ужас, глядя на две подозрительно знакомые буквы, стилизованные в виде зигзагов, конечно, только усиливало удовольствие. "МарьИванна, да это просто группа такая", - на голубом глазу оправдывался очередной хулиган в ответ на упреки очередного завуча в пропаганде фашизма. Самое смешное, что хулиган легко мог бы положить Марь-Иванну на обе лопатки (с какой целью?! - BN), объяснив ей, что ужасный демон Джин Симмонс - на самом деле родившийся в Хайфе венгерский еврей Хаим Витц, вся родня которого погибла еще до его рождения в концлагере...(оцените особую прелесть последнего пассажа! Жертвы выхухолокоста негодуэ! - BN)".

А что о самом концерте-то? Да так, как обычно:

"Музыка-то у "Киссов" - довольно скучная и стандартная. За 35 лет успешной карьеры - буквально один запоминающийся хит, и тот не хардроковый, а диско - "I Was Made for Lovin' You". Но этот маленький недостаток карьере группы ничуть не мешал и не мешает. Потому что понятно, что не в музыке дело. Как не за музыкой шли в "Олимпийский" солидные мужики и тетки (многие - ведя своих взрослых детей), составлявшие костяк аудитории (хотя попадались и совсем юные фанаты, и даже с расписанными лицами). Они шли не просто вспомнить школьные годы, а закрыть зияющую дыру, острый информационный голод, что не могли тогда заполнить те самые мутные фотки и перезаписанные катушки-кассеты. Возвращаясь из "Олимпийского", многие, наверно, чувствовали как после свидания, назначенного через сайт "Одноклассники" - удовольствие сомнительное, но облегчение огромное".

Михаил Визель "Трёхгрошовая Рок-Опера" (http://www.zvuki.ru/R/P/18204)

В общем и целом - репортаж, ради которого на концерт можно было бы и не ходить. Пресловутый "информационный голод" этот материал уж точно не удовлетворяет.

Казалось бы, ситуацию могут поправить международные журналы. Но, увы! Появление у нас русских версий "Rolling Stone" или "Metal Hammer" ещё не означает, что авторы в их русских редакциях будут равняться на Джеффа Бартона. Вот впечатляющий пример самоанализа и самодиагноза одного нашего дядюшки, откомандированного в Доннингтон-парк и испытавшего там культурный шок:

"...Я и в школьные годы-то не был (не состоял, не участвовал) ярым поклонником Kiss - на фоне любимых Led Zeppelin, Джими Хендрикса, Deep Purple, Black Sabbath, ну и так далее - Kiss казались слишком легковесными музыкально - где-то между Slade, Sweet и Bay City Rollers, и при этом слишком падкими на внешние эффекты, такими мишурными, хлопушечными и конфеттишными... (Уфф... Оригинальная пунктуация и орфография вкупе с длиной предложений оставлены мной без изменений. И это печатное издание... - BN). Ты видишь шоу живых Kiss, и, разумеется, отдаешь себе отчет в том, что все, что происходит на сцене - отрепетировано, технологически отработано, доведено до автоматизма, превращено в безотказный конвейер развлечения, но отчего же, несмотря на скепсис, кожа на руках то и дело покрывается мурашками, а душа замирает от восторга?.. Понятное дело, что это все не про музыку - это все про зрелище, чистое, 100-процентное развлечение с претензией не менее, чем на место в вечности. Ну что же, стрекоза, застывшая в январе сто тысяч лет назад, тоже по-своему прекрасна..."

наш старый знакомец, "руссо туристо, облико морале" Борис Литвинцев, репортаж о фестивале "Download 2008" для 7-8 номера российского (что существенно!) "Classic Rock" за 2008 год.

Чем-то мне подобное состояние напоминает полицейского из старого ч\б клипа на песню Боба Фулера "I Found't The Law". Там музицирующая группа и её танцующие поклонницы сидят в двух камерах друг напротив друга, а по коридору между ними прохаживается коп. Периодически его тоже тянет поплясать, но он тут же себя одёргивает - дескать, по чину не положено...

"Прогрессивный журнал о рок-музыке" (щито?) "In Rock" (2009. - 5. - с. 34-36) тоже вписал в историю пару умных строк. На сей раз по поводу альбома "Sonic Boom":

"Подобно счастливым семьям, все выпустившие новый альбом рок-ветераны в некоторых своих проявлениях совершенно одинаковы. Не исключение и Kiss. Чтение комментариев по поводу "Sonic Boom" - это сплошной "день сурка", и выделяет группу на фоне товарищей по жанру разве что откровенно зашкаливающий уровень бравады и похвал самим себе..."

Я сам люблю иронию и сарказм. Но у автора этого материала Михаила Владимирского оные растягиваются на полтора журнальных разворота. Особенно радует глубина следующего умозаключения:

"...пристрастие к записи "live in studio" можно объяснить и экономией студийного бюджета..."

Применительно к Kiss эта сентенция особенно смешна.

Когда Джин Симмонс на вопрос журналиста "То есть музыка вас совсем не интересует?" отвечает: "Не более, чем вас как журналиста интересует интервью, которое вы берёте...", не спешите оплакивать утрату очередного кумира. А лучше взгляните ещё раз, с чего Лайза Пакули (Rolling Stone, май 2008) это интервью начала. Предшествующие вопросы: а) "После стольких лет вас не бесит, когда на лицо наносят грим?" б) "Как я понимаю, за образец вы взяли персонажей из комиксов?" в) "Однажды вы заявили, что переспали с четырьмя с половиной тысячами женщин. Прямо-таки ведёте учёт?" и г) "Вашей главной целью в 70-х были деньги, секс или слава?" Очень музыкальные вопросы, верно? А главное, оригинальные.

"Можно вам задать глупый вопрос?" - "Да. Но ответ тоже будет глупый..."

И это ещё американский "Rolling Stone". А в российской редацкии вообще, судя по всему, работают ребята простые, как упразднённая монета в три копейки.

"...Дряхлеющие борцы за брутальный рок-примитивизм...", или "...Почему бы не замутить очередной старперский тур?..." - из какого контекста, как вы думаете, выдраны эти фразы? Из анонса московского концерта группы. Заметьте, за этот анонс они получили аккредитацию, а не по ебалу. Впрочем, судя по самому репортажу (в треть анонса размером), подписанному другим именем, сам автор этого хамства аккредитации таки не получил, и это справедливо.

Мораль: чуваки, хватит корчить из себя умников (грамотно писать сначала научитесь...). Расслабьтесь и попляшите. Рок-н-ролл и должен быть легковесным, падким на театральные эффекты, мишурным, хлопушечным и конфеттишным. А за умной музыкой ходят в консерваторию. Причём одно другому не мешает.

жизнь, музыкальная журналистика, идиоты, люди, музыка, интеллектуалы, самообман, идиотизм

Previous post Next post
Up