28.03.2012 "Война и Мир", опера Прокофьева в театре Станиславского

Mar 31, 2012 20:20

28 марта был на премьере "Войны и Мира" Прокофьева.
Надо ли говорить, что спектакль технически и музыкально сложный... Но в целом он получился однозначно выше обычного оперного уровня Стасика и даже чуть получше постановки БТ 2006 года.
В общей концепции постановки, как я понял, нет большого упора на внешние эффекты. Сценография А.Тителя и Вл.Арефьева в целом лаконична и ораториально-статична.
Дизайн, в к-ром развертываются оба акта оперы, оформлен инженерной конструкцией из белых подвижных панелей в виде огромной коробки во весь, мягко говоря, немаленький объем внутреннего пространства сцены МАМТа. Режиссеры захотели по толстовски обойтись без пестроты и особо яркого многообразия, но все же (слава богу)с применением нескольких остроумных режиссерских ходов, без которых эту сценическую версию ВиМ Тителя считать достойной в художественном плане было бы нельзя , имхо.

В начале оперы огромная стена с проецирующейся на ней весенней листвой выдвигает из своих недр пару козырьков, на которых находятся Болконский и Наташа Ростова с Соней.
Их взаимный дуэт-терцет происходит на примерной высоте 5-ти и 10-12-ти метров...Ячейка девушек находится на оч большой высоте... (картина не для слабонервных)... Прямоугольный козырек О,5 м шириной (сзади плотно закрывшаяся сразу дверь-стена). И на нем стоят Наташа и Соня и что-то поют на уровне высоты бельэтажа над залом! ...
Я все время боялся как бы не сорвались, даже не мог сосредоточиться на музыке...
У Дм. Зуева высота была ниже: несколько метров над сценой....

Раздвигается стена. Начинается бал 1акта. Перед нами громадный ослепительно белый параллелепипед, уходящий, как я уже говорил, внутрь сцены МАМТа во всю ее глубину. Это зала для сцены бала, где проходит первое дефиле всех действующих лиц "мирного" акта. (нота бене: нет никаких кирпичных стен, грязных "реалистичных" изнанок и тп)
Но как бы самого бала все нет и нет.... Затянувшееся ожидание бала или наоборот "афтепати"..
Лакеи натирают полы надетыми на ноги щетками(как на роликах) и хаотично расставляют под разными углами ампирные стулья (их гораздо больше чем действующих лиц на балу) по всей площади сцены до линии горизонта...
Александр 1 с весьма минималистичной для царя свитой элегантно вальсирует между ними, прибыв на бал. (хотя нет, не вальсирует, а что-то танцует... какой танец не определил) Виктор Дик был блестяще загримирован и имхо вполне похож на исторического императора в молодости.
Затем все персонажи поют, выясняют отношения, Андрей и Наташа тоже танцуют свой вальс среди этих стульев.
Декоративное художество со стульями, возможно, символически иллюстрирует духовную пустыню "большого света".
Затем, к поредевшим стульям добавляются спущенные с потолка на пол хрустальные люстры.
2-я половина 1-го акта (сцены со старым князем Болконским, соблазнение Курагиным Н. Ростовой и ее отравление, сцена второго бала и страдания Безухова) всё проходит в антураже этих брошенных на пол помпезных люстр, претендующих на аллюзию с кладбищем кораблей, выброшенных на берег.

Во 2-м акте действие развертывается на живом фоне огромной массовки - армии и народных масс.
А.Титель хотел создать визуально неисчислимый людской океан, перспективно уходящий в дымку как на панораме Бородинской битвы.
Этот эффект практически достигнут режиссером. Правда, оценить его по достоинству возможно только с центра бельэтажа, а не из партера (соболезную всем недалеким випам, сидевшим в 1-х рядах оного)
Как еще один положительный момент можно отметить, что живой океан был не топорен, а постоянно эволюционировал, высокоорганизованно и художественно изменялся, деформировался в разных экспозициях для разных сцен. Больше всего удивило даже не число массовки в несколько сотен человек одновременно (хотя такого числа участвующих я не видел никогда ни в одном спектакле), но то что это кол-во людей как-то управлялось и перестраивалось чуть ли не с точностью северокорейских ритуальных парадов.
Из всех сценических эффектов меня наиболее потрясло быстрое превращение русской армии во французскую во 2-м акте.
Здесь под прикрытием световых эффектов происходит какое-то уникальное перестроение, где волнующиеся военные массы, не сходя точки зрения общей картинки с места, превращаются вдруг из одной армии в другую. Очень крупномасштабная иллюзия.
Дэвидом Копперфильдом выступили художник по свету Дамир Исмагилов и хореограф этих головоломных перестроений (кто - мне неизвестно).

О музыкальной стороне.
Трактовка дирижером темпов, полифонии музыки Прокофьева очень понравились. Стало даже немного стыдно за некоторых дирижеров БТ. В постановке "В и М" в БТ п/у Ведерникова было очевидно хуже с музыкальной стороной..
Выпукло и ясно прорисовал дирижер Ф. Коробов мелодику Прокофьева во всех самых тонких и лучших моментах оперы. Напр. хорошо получилась цветущая перетекающая полифония дуэта 1-го акта, с к-рой обычно проблемы..... Знаменитый вальс 1-го акта, многие арии и хоровые эпические места тоже запомнились высокой культурой исполнения.

Прокофьев в ВиМ показал, что он не только "формалист", а мастер широкой "горизонтальной" гaрмонии.
Соль оперы - её главное Largo: ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах" (она же - хоровой финал и элемент в некоторых лейтмотивах Болконкого)
Дмитрий Ульянов (Кутузов) исполнил коронную арию, как и всю партию, на мой взгляд, на первоклассном уровне.
И это был уровень уже совсем не "Стасика", а скорее Ла Скала и Метрополитен в их лучшие времена
.
После спектакля у меня навязчиво крутились отрывочные мелодические фразы арии: "Вся усеяна русская земля ...неприятеля костьми...Белокаменной матушке Москве..."
"Покорствовать Россия не привыкла!!" и тд Гениальная, могущественная музыка и трактовка ее была правильная...
Один только минус: текст этой арии должен в обязательном порядке даваться титрами как скрижали Моисея. И вообще титры (на русском) в таких операх нужны обязательно...
Между прочим, Дмитрия Ульянова считал раньше (судил по его спектаклям) обычным рядовым басом. Периферийная звезда, думал (да еще я вообще не поклонник баса как голоса)..
И вдруг в последнее время Ульянов стал с ураганной скоростью расти.
Вершина его творческого роста - исполнение короля Рене в недавнем спектакле "Иоланта" в Испании п.у. Курентзиса в театре Реал, к-рое транслировалось по Меццо.
То было исключительное исполнение арии короля Рене.. Ульянов как бас там же (в Иоланте театра Реал) "сделал" своего коллегу по спектаклю - матерого и маститого МЕТовского и Мариинского баса Уилларда Уайта.

Следующее открытие премьеры и герой вечера №2 - князь Болконский (Дмитрий Зуев).
Молодой человек замечательных внешних и артистичеких данных, идеально подходящих образу кн. Болконского. У него стильное и умное пение, хотя голос по объему небольшой, но техника хорошая и мелодекламация..в которой есть актерский самоконтроль, непоказное внутреннее достоинство...
Дмитрий Зуев может петь, "рефлексируя", не просто тупо озвучивая ноты. Особенно прозвучал его внутренний мир в финальном дуэте с Наташей в сцене Андрея в Мытищах.

Единственное замечание Дмитрию: в последней сцене ему бы больше подошло быть босиком, а не в войлочных калошах (к тому же совсем не сочетающихся с цветом его белой пижамы) Понятно, босиком, конечно, не комфортно (там же еще вальс даже есть в отрывке), но искусство требует жертв.
Вообще в плане костюмов, у него было всё блестяще, особенно в сцене с Кутузовым он был разодет в самую лучшую военную форму этой постановки...

Итог: Дм Зуев - большое открытие и главное актерское украшение премьерного спектакля. И вокально он тоже достоин этой партии.

Герой номер №3 - приглашенный солист Николай Ерохин (Пьер Безухов)
Баритональный тенор красивого тембра, очень хорошо резонирующий в зал. Его пение было примерно на четверть громче других, даже когда он пел пиано и пианиссимо, а самое главное - это его исключительно ясная дикция..

Вместе с тем, художники недостаточно хорошо разработали грим, костюмы и образ Безухова в этой постановке, особенно в в 1-м акте (в отличие от первых двух героев премьеры).

Наталья Петрожицкая (Наташа Ростова) показала, что называется, во весь рост свой сильный голос, технически справилась с этой партией... но такого идеального совпадения со своим образом, в отличие от вышеназванных артистов, у нее не было.

Остальной уровень солистов был нормальный средне-стасиковский, выделить особо кого-то трудно...
Да, шикарно сделанная маленькая комическая роль была у повара Наполеона (Вяч. Войнаровский), грамотно и ярко исполнил роль старого князя Болконского Леонид Зимненко.

Минусы и мелкие эстетические недочеты.

Образ Наполеона получился на три с минусом. Костюм не сидел, артист выглядел расхристанно как какой-то кучер, а не лощеный император.
Далее иногда была визуальная путаница между Наполеоном и маршалом Даву. В некоторых сценах я даже не разобрался кто из них кто.
Наконец, я категорически не согласен с тем, что Наполеона в сцене отступления французов закутали в женский платок (как Гитлера на плакате Кукрыниксов "Потеряла я колечко"). Это жирный эстетический минус постановщикам.

Разграбление французами Москвы тоже показано немного условно и примитивно, без должного размаха.

Недоработка спектакля самая главная это , имхо,.. пожар Москвы.
Сделан он вообщем сильно (световое решение), но недостаточно сильно. Зарево нужно было еще усилять и усилять. И дать элементарную видеопроекцию языков пламени на весь объем сцены, а не только красный свет.

Спектакль завершился продолжительными аплодисментами и поклонами, партер почти весь аплодировал стоя..

Война и Мир, театр Станиславского

Previous post Next post
Up