Культурно-конное путешествие по Айастану с базой "Апага-Гомер".

Aug 02, 2013 02:08



Исторически так сложилось, что на майские праздники я никогда никуда поехать не могла, по крайней мере последние несколько лет своей рабочей карьеры. Именно поэтому в этот раз, уже избавленная от необходимости все праздники корпеть за рабочим компьютером в душной бронекабине, я решила подойти к вопросу о майском досуге основательно. Выбор пал на 10-дневный конный поход по Армении от Апага-тур, при условии набора группы в 10 человек цена автоматически снижалась с индивидуальных 27500 до 25700, в стоимость входит страховка от несчастного случая и групповой трансфер из/до аэропорта Еревана на базу. В прогнозах погоды стойко значились проливные дожди, в связи с чем организаторы заранее обговорили с нами возможность сойти с маршрута и вернуться на уютную базу досрочно. Ехали кроме меня из традиционной компании Настя clouddberry, Маша и Даша. Кроме отдыха я рассчитывала посмотреть как все устроено на давно работающей, популярной базе с целью обмена опытом.

Двое членов нашей группы, девушки Юля и Люба, умудрились перепутать день прилета и прибыли в Ереван на день раньше, зато к нашему воссоединению успели основательно обегать небольшой в общем-то исторический центр города и пожить в местном молодежном хостеле. Мы тоже попросили водителя автобуса дать нам пару часов на хотя бы поверхностное ознакомление с безусловно заслуживающим большего внимания городом. Прямо в аэропорту вновь прибывших встречает красавица-гора Арарат, нависающая, кажется, прямо над жилыми кварталами.






Кроме Арарата из достопримечательностей "Каскад" - лестница, совмещенная с музеем современного искусства, Площадь Республики и кварталы разнообразных жилых и административных зданий из живописного розового туфа, материала вулканического происхождения, из коего много чего понастроено по всей Армении. В городе множество милых магазинчиков - серебро ручной работы, сладости, сухофрукты и, конечно, продукция местных вино-водочных предприятий. В последний день думали было где-то покушать, но после обильной экологически чистой кухни базы "Гомер" на ум ничего, кроме фаст-фуда не приходило почему-то. Видимо, в организме москвичей привязанность к глютамату натрия превалирует над здравым смыслом.
По выходным в городе функционирует огромная барахолка Вернисаж, в основном рассчитанная на невзыскательных туристов - магнитики, гранатики, живопись, глина, вышивка и резьба, из более интересного - старинные фотоаппараты, значки, монеты.











После марафона по городу и легкого шоппинга - мы не преминули купить местного гранатового вина "на ужин за знакомство" и уже традиционную фляжку коньячка на маршрут "здоровья ради", все погрузились в автобус и продолжили путь на базу. Новый комфортабельный микроавтобус бодро мчался, насколько позволяло дорожное покрытие, мимо еще одной природной достопримечательности Армении, озера Севан, городка Дилижан и селения Енокаван, после чего дорога стала стремительно подниматься в гору и выгрузились мы уже на высоте порядка 1300 метров над уровнем моря. Приехали уже в темноте и сразу к ужину - надо отдать должное поварам, уйти живым после их трапезы мало кому удается, народ все больше выкатывается из-за стола круглыми колобками. А ведь еще надо умудриться добраться до своего коттеджа, который может быть расположен отнюдь не на первой от ресторана линии и до него возможно придется лезть в гору по ступенькам, одышливо пыхтя и проклиная себя за неумеренность. Кормят на базе отменно - соления, варения, маринады, гриль и свежеиспеченный в тандыре лаваш соседствуют с травяными чаями и домашним вином. Домики тоже оказались выше всяких похвал - каменная кладка без отделки, деревянная мебель и инсталлированная прямо в разноцветный туф сантехника радуют глаз приехавшего отдохнуть на природе горожанина.
Вечер продолжили в нумерах под аккомпанемент надрывающихся под окном лягушек - отдали должное гранатовому вину и сухофруктам, девчонки Лена и Света оказались компанейскими, начинание нашей сплоченной компании поддержали - тут же нашлись общие темы и интересы. Все как на подбор водники, походники, комсомолки и спортсменки.
С утра осмотрели базу - большая территория, штук 12 больших двухэтажных коттеджей, общая гостиная и зона отдыха в административном здании, ресторан, где утром накрывается шведский стол для завтрака, днем обильный бед с национальным колоритом, а вечером просто убийственный для диеты и фигуры ужин.
Конюшня отличается от человеческого жилья в невыгодную сторону - сырая и недостроенная, напоминает пресловутые Авгиевые конюшни, поэтому лошади совершенно справедливо предпочитают нахождению в ней пастись в табуне на воздухе. Впрочем, некоторое приложение рук и чуть больше свободного времени у конюхов могли бы сделать ее вполне сносной.






В первый день в поход не поехали, хотя изначально планировали - впрочем, это позволило неуверенным еще раз переоценить свои силы и от похода вообще отказаться, заменив его радиальными выездам с комфортной базы, а всем остальным проверить общую физическую подготовку пешим треккингом на водопад после обеда. Лошадок поделили - Насте достался вертлявый иноходец Алык, Маше гнедой красавец Окро, что означает "золото", Даше под ее рост вороной полукровный Буцефал, Любе с Юлей и Лене что поспокойнее, а мне - что осталось, постоянно трясущий башкой гнедой Рахш. Симпатичный и шустрый, но короткокорпусный и от этого жутко тряский. В общем-то конь как конь, но фотографировать мешал изрядно потом весь дальнейший маршрут. Амуниция при ближайшем рассмотрении оказалась не совсем тем, чем на фотографиях - странной конструкции псевдовестерн не имеет нормального желоба под позвоночник, в результате многие лошади работают с шишками на спине. Нагромождение мокрых рваных войлочных лоскутов под седлом, призванное изолировать позвоночник от пагубного воздействия седла, излечению потертостей и намятостей тоже не способствует. Говорят, что из такого седла труднее выпасть начинающим, однако из обычного драгунского полочного седла они тоже не слишком часто падают, а лошади при этом остаются целыми. Еще один недостаток такого седла открылся позднее, уже при путешествии с полной загрузкой в виде вьюков.






А пока мы весело скакали по зеленому лугу, шокируя начинающих слишком резвой на их взгляд ездой. Лошади пока еще не знали, что им предстоит вьючный поход, поэтому с удовольствием припускали на прямиках галопом. После обеда, как я уже говорила, устроили тест-драйв уже своим мышцам и суставам, а заодно и обуви. Спуск к водопаду оказался изрядно крутым и каменистым, особенно впечатлил лаз через пещеру и каменистая довольно узкая тропа над обрывом, с которой открывалась панорама окружающих деревню гор.











Вечером собирали вьюки, с трудом отрывая от сердца и откладывая в кучку ненужного множество милых сердцу вещиц. Нет, объем вьюков с легкостью позволил бы взять кого-нибудь с собой "зайцем", но стоило пожалеть лошадей, многие из которых не отличаются богатырскими размерами. Теплое, противодождевое, сменная обувь напротив грузились в первых рядах. Обозрели выдаваемую нам с собой провизию - казалось, ее хватило бы на полк солдат в марш-броске до Китайской границы, однако упаковалось все довольно компактно.
Утром довольно шустро позавтракали и погрузились, не превысив обычного лимита времени, все же походники и прочие спортсмены, а не какая-то там кучка изнеженных домохозяек. Выехали с богом, глотнув фирменной настоечки хозяев "на ход ноги", пересчитанные поголовно и выданные под расписку неизменному апаговскому инструктору Арману. С указанием не приводить с собой лишних людей, коней и прочую живность. За этим всем чуть было не позабыли живность в походе нужную - пса Арчука привез сам хозяин, догнав нас на джипе уже в пути.
Неожиданности подстерегали нас уже в самом начале пути - за зиму широкую наезженную дорогу завалило буреломом, пришлось обходить поверху - тут-то и обнаружилось, что с седел не прикрепленные ничем вьюки так и норовят укатиться непосредственно в обрыв. Хорошо еще настоящего обрыва не случилось рядом, все удавалось благополучно подбирать и инсталлировать обратно на пологую заднюю луку, и так раза 3-4. По итогам пострадали только пенки, нещадно изодранные суровой кавказской растительностью. Во время лазания по заваленному лесу меня посетила мысль, что вероятно конные путешественники по Алтаю занимаются этим постоянно и злорадно порадовалась выбору региона для похода.






Впрочем, больше ничего непредвиденного и экстремального до конца похода так и не случилось. Мы размеренно ездили по проторенным маршрутам от точки А до точки Б, в нужных местах по графику приваливались перекусить и устраивались переночевать, никаких особо обозначенных подъемов и отбоев к счастью не было. Вечерами сидели группкой энтузиастов, некоторые наши сотоварищи предпочитали режим ночным посиделкам, другие оставили здоровый образ жизни до возвращения домой. Интересное на маршруте заключалось в общем совсем не в верховой езде - по пути нам попадались множественные свидетельства раннего приобщения армян к христианской культуре, местами разрушенные до состояния погребенного джунглями Ангкор-Вата, местами вполне неплохо сохранившиеся, как например Макараванк, покрытые сплошной резьбой по мягкому туфу величественные памятники истории.






Кроме рукотворных памятников истории на нашем пути встречались и природные, заслуживающие более внимательного изучения - в один из вечером мы отправились в пешую вылазку к медвежьей пещере, медведя не встретили, но зубоскалили, что зря - тогда тягучий подъем от пещеры на холм с палатками показался бы гораздо короче. Попутно полазили немножко по скалам.






На точке возле медвежьей пещеры мы провели две ночи, на второе утро погода наконец вспомнила, что по прогнозам ей положено испортиться, и испортилась, правда пока только примериваясь, напугать нас хорошенько или пока повременить. Седлались уже под мелким противным дождиком, надевали припасенные плащи и резиновые сапоги. На первый раз принятые меры помогли - через пару часов развиднелось, вышло солнце, а мы остановились на обед у четы милейших старичков. Точнее на чашечку чаю, плавно перетекшую в соленья, суп из баранины, сыр, сливки, какие-то еще национальные кушанья и закуски и, конечно, непременную домашнюю настойку.


Привал сделали возле какого-то леска, неподалеку от жилища гостеприимного дедушки - пока позволяла недопортившаяся погода, поскакали немножко по окрестным холмам, попутно научив спортивных Юлю и Любу ездить галопом. Не так, что "все поскакали и я за ними", а по-взрослому - устроили практически настоящие скачки по отмашке, в коих любин Монблан вспомнил свое происхождение от чистокровного папаши и сделался прямо конь-огонь.
На следующий день природа природа решила, что дала нам вполне достаточную отсрочку и непогода разыгралась с новой силой, мою видавшую виды палатку начало подтапливать. Чтобы не видеть этого кошмара, я переместилась вместе со спальником под тент, поближе к источнику пищи и прочего согревающего, употребляемого перорально.






На сем наш поход довольно бесславно завершился - путем голосования было принято решение вернуться на базу на присланном за нами ГАЗ-66. Я в голосовании не участвовала, как воздержавшаяся - с некоторых пор я не настаиваю на возвращении с маршрута, даже если мне невообразимо мокро и противно, чтобы потом не слушать попреков более стойких товарищей. Но вот следующий мой дебильный поступок нельзя объяснить ничем, кроме умственного помешательства - вместо того, чтобы поехать на базу верхом, в компании Маши и Насти, я зачем-то уселась в машину, о чем потом жалела каждую последующую минуту в удушливом дизтопливном дыме и зубодробительной тряске. А ведь после памятного путешествия на пароме "Эрке" я, помнится, зарекалась от путешествий на транспорте, снабженном дизельными двигателями. В дороге развлекались комментированием периодически проявляющихся в тумане фрагментов пейзажа и видеосъемкой остающейся позади размокшей ухабистой дороги.
База вынырнула из тумана на исходе третьего часа путешествия в кузове грузовика, уютно светясь окошками ресторана и общей цивилизацией. Вскоре подтянулась и конная часть эвакуирующихся из похода. После традиционно сытного ужина заселились в свои прежние коттеджи, забрав из кладовки оставленные на хранение вещи.
Раннее возвращение на базу сыграло на руку нашей культурной программе - на следующий день, после экзистенциальной верховой езды в тумане, мы съездили на экскурсию - посмотрели монастыри Гошаванк и Агарцин и городок Дилижан, в котором обнаружилась стилизованная под старину улочка с магазинами сувениров и маленькой гончарной мастерской.










Последний день на базе посвятили импровизированным скачкам с парными и групповыми заездами, свет правда был не очень, да и мастерство оператора фотокамеры оставляло желать лучшего, поэтому картинка в основном выглядит как "желтая точка догоняет коричневую точку", а всадников можно опознать по различной цветовой гамме их костюмов, как на настоящих скачках. Вновь обращенные ездящие галопом не отставали от мэтров, остальные дефилировали мимо фотографа в удобном для них темпе, благо мелких и апатичных апаговских лошадей не приходится насильно удерживать от желания скакать бешеным карьером, как это зачастую бывает с их более горячими собратьями.


Отдых всем хорош, кроме того, что имеет тенденцию быстро заканчиваться. Радушно попрощались с гостеприимными хлебосольными хозяевами и погрузились в микроавтобус. Перед аэропортом договорились с водителем за небольшую дополнительную плату заехать еще в три монастыря, Севанаванк на одноименном Севане, Гарни и Гегард. В общем программу по монастырям хоть и не выполнили полностью в кратчайшие сроки, как пятилетку в четыре года, но кое-что посмотреть успели.










другие города, конный поход, по ту сторону границы, поездки, путешествия

Previous post Next post
Up