1 июня 2014 года в Мурманской области потерпел катастрофу вертолет Ми-8АМТ авиакомпании «Спарк-авиа». В результате крушения в озере Мунозеро вертолета, на борту которого находились 18 человек, лишь двоим удалось выжить. Среди погибших - генеральный директор ОАО «Апатит» Алексей Григорьев, глава администрации города Кировска Андрей Звонарь, командир экипажа Алексей Товпенко, вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоморохов и заместитель министра природных ресурсов и экологии региона Александр Алхимчиков.
Потерпевший крушение 01.06.2014 в озере Муозеро (Мурманская область) вертолет Ми-8АМТ (регистрация RA-22423) авиакомпании «Спарк-авиа». Cнимок 02.06.2014 (с) МЧС России
Обращает на себя внимание, что вертолет принадлежал компании ЗАО «Спарк-авиа», аффилированной с ОАО «Санкт-Петербургская авиаремонтная компания» (СПАРК), специализацией которой как раз является ремонт вертолетов семейства Ми-8. В настоящее время неизвестно, что послужило причиной катастрофы - ошибка пилотирования, погодные условия или техническая неисправность. Но понятно, что потеря вертолета, техническое сопровождение которого осуществлял СПАРК, не добавляет уверенности в качестве услуг этой компании.
Министр транспорта РФ Максим Соколов поручил Росавиации и Ространснадзору сформировать соответствующие комиссии и провести внеочередную проверку организации летной работы и обеспечения безопасности полетов в авиакомпании "СПАРК-авиа". По факту крушения возбуждено уголовное по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц").
В свою очередь сотрудники Северо-Западного следственного управления на транспорте СКР провели следственно-оперативные действия в офисе компании-эксплуатанта «СПАРК-авиа» в Санкт-Петербурге в рамках расследования обстоятельств падения вертолета. «Следователи провели выемку документов по делу падения вертолета Ми-8 в Мурманской области», - сказал он. По его словам, на данный момент задержанных по этому делу нет. Следственные действия уже закончены.Как сообщили в Следственном комитете РФ, во время обыска была изъята техническая документация, а также личные дела пилотов и техников, следовавших на вертолете
Ранее компания «СПАРК» неоднократно подозревалась и даже прямо обвинялась в предоставлении некачественных услуг и коррупционных практиках. Так, осенью прошлого года Пентагон инициировал
расследование по факту затягивания сроков ремонта афганских вертолетов и завышения стоимости ремонта машин на 16,4 млн долл. Пентагон также подозревает наличие коррупционных связей между владельцем СПАРК Юрием Борисовым и бывшим куратором вертолетных контрактов Пентагона Норбертом Вергесом.
Еще ранее, в 2004 году предполагаемые
связи Юрия Борисова (на тот момент имевшего литовское гражданство) с тогдашним президентом Литвы Роландосом Паксасом стали формальной причиной импичмента последнего.
Владелец ОАО «Санкт-Петербургская авиаремонтная компания» (СПАРК) Юрий Борисов (с) "Экспресс-Неделя"