О выпуске грузовиков по ленд-лизу на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова

May 12, 2015 00:12

В статье Максима Шелепенкова "Сказка наоборот", опубликованной в майском номере журнала "Грузовик пресс", приводятся интересные подробности сборки импортных грузовиков на Горьковском автомобильном заводе имени В.М. Молотова в годы Великой Отечественной войны.



Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru



Помесячные данные по сборке импортных автомобилей на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова





1 квартал
2 квартал
3 квартал
4 квартал

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1941 г.
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
221
221

1942 г.
384
708
508
1988
3254
2804
1149
392
33
261
380
783
12644

1943 г.
730
996
1243
945
1900
1061
1016
1600
1600
1000
800
1000
13891

1944 г.
14758
1320
1402
1000
1600
1400
1400
1400
1100
1400
1324
302
14748

1945 г.
663
368
519
350
322
694
545
500
409
462
337
324
5493

1946 г.
472
427
220
9
1
31
5
36
0
0
0
0
1165

В статье, в частности, развенчиваются известные мифы, связаныне с ленд-лизовской техникой. Так, сборочные комплекты отгружали в СССР в соответствии с заказами, подготовленными советской стороной, которые и не думали уменьшать вплоть до кончания Второй мировой войны в сентябре 1945 года.

К этому времени поставки набрали уже такой темп и инерцию, что еще долго в наши порты на Дальнем Востоке приходили транспорты с ленд-лизовской техникой и оборудованием. Еще какое-то время требовалось на доставку этих комплектов по железной дороге на соборочные заводы страны, у которых существовали собственные заделы машиноклмплектов для обеспечения ритмичности работы конвейеров. В общей сложности в 1945 году силами пяти автомобильных заводов было собрано 39449 импортных автомобилей! Причем четверть из этого количества уже после окончания боевых действий.



Фотография из руководства по транспортировке комплектов грузовиков Studebaker US6 (с) ekabu.ru

Горьковской автомобильный завод окончательно прекратил сборку импортных машин только в 1946 году, сдав последние машины заказчику только в августе (!) этого года. Но и это не рекорд, Минский автомобильный завод продолжал сборку импортных машин аж до середины 1947 года. На этом фоне всегда было очень забавно читат одну и ту же байку о ленд-лизе, что сразу после войны в советских портах была организована сдача ленд-лизовских грузовиков обратно американцам. А они их тут же загоняли под пресс...

Никто никаких грузовиков американцам не отдавал и не собирался этого делать. Напротив, понимая ценность этих машин для как Советской Армии, так и народного хозяйства, их старались сберечь как можно дольше. Наиболее распространенные полноприводные грузовики "Студебеккер" в приказном порядке собирали по воинским частям и отправляли на специальные базы хранения, где консервировались "до лучших времен", а по факту до новой войны, которая после начала противостояния с США казалась не такой уж далекой...

СССР, Великая Отечественная война, грузовики, история, военно-техническое сотрудничество

Previous post Next post
Up