Станция МЦД "Зеленоград-Крюково" - конечная на третьем диаметре. Одна из немногих, где прошла настоящая реконструкция, теперь здесь современная станция со всеми удобствами для пассажира. Станция впечатляет масштабом, здесь два внушительных павильона по обе стороны железной дороги, конкорс и три островные платформы. Я прекрасно помню эту станцию до реконструкции, так как в детстве периодически ездили с родителями и бабушкой до этой станции на дачу. Не очень приятное было место, а когда выходишь в город, то тебя со всех сторон еще окружали палатки и различные магазинчики и торгаши. В общем это была классическая железнодорожная станция, пришедшая к нам еще из другой страны, и которая как днище корабля, со временем заросла различными ракушками - палатками. Сейчас это все убрали и уже практически полностью закончили работы по возведению здесь станции МЦД. Да, как это обычно у нас бывает, крупные транспортные объекты открываются не в 100% готовности. Где-то это действительно оправдано, так как нужно поскорее запустить хотя бы базовые части, а остальные открывать по мере их готовности. Здесь как раз такой случай. Основная часть была готова к моменту открытия станции в новом обличье, но на объекте все еще шла стройка. Фотографии, которые я сегодня покажу, сделаны после открытия нового диаметра, осенью прошлого года. Мне было интересно, в каком состоянии откроют такой огромный объект, смогут ли его закончить полностью. Естественно не смогли. Но с другой стороны интересно будет посмотреть на эту стройку в динамике, съездить туда сейчас по прошествии почти года и поглядеть на изменения. Справедливости ради надо сказать, что основные элементы были готовы еще год назад, так что сегодня мы увидим довольно большую часть. И начнем сегодня изучать станцию с павильона (башни) со стороны улицы Ленина.
Заглянем немного в прошлое. Станция открылась в рамках открытия железной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга в далеком 1851 году. Вот роскошное фото из 1862 года. Тогда железнодорожный транспорт был экзотикой и передовым транспортом, поэтому фотографы любили делать снимки современных на тот момент станций и платформ. Это примерно то же самое, чем занимаемся мы сейчас, фотографируя обновленные городские вокзалы. Времена меняются, а привычки - нет. =) Справа деревянное здание - это непосредственно вокзал или пассажирское здание, таких было два по обе стороны от дороги. На заднем плене кирпичное здание с названием станции на фасаде - это водоемное здание (хотя для водонапорной башни, как мне кажется оно маловато), однако пишут, что здесь действительно был резервуар с водой, в одной из башен. В любом случае два кирпичных здание напротив друг друга, в них располагались технические помещения. Очень прикольно сделано ограждение платформы. Оно деревянное, как и само покрытие платформы. Архитекторами станции стали Константин Тон и Рудольф Желязевич. Тон автор двух столичных вокзалов и общей архитектурной концепции, а вот проекты промежуточных станций делал Желязевич, так что в большей степени это его проект.
Вот фото начала прошлого века, тут мы видим здание уже с другой стороны. За ним видна платформа и люди на ней.
1915 год, еще одно фото с видами станции. Обратите внимание, что платформы здесь идут со смещением. Справа на переднем плане одна платформа, а соседняя идет от кирпичного здания вглубь кадра. Также мы видим деревянный навес или как сейчас принято говорить - погодный модуль. В торце платформы лесенка на уровень земли, также виден настил, по которому можно было перейти на соседнюю платформу. Два здания вокзала по обе стороны были сделаны как раз для того, чтобы пассажирам не надо было бегать через железку, на каждой платформе был свое здание со всей современной на тот момент инфраструктурой. Очень круто.
Станция пострадала во время Великой Отечественной войны. Её захватили немцы и удерживали в течении 10 дней, используя кирпичные здания как оборонительные сооружения. Оба здания, что мы видели на фото выше, были разрушены. Кроме этого был разрушен железный пешеходный мост, построенный тут в 30-е годы, собственно он и запечатлен на этом фото. Недалеко от этого места немецкие войска были остановлены и отсюда началось контрнаступление под Москвой. Про деревню Крюково даже есть песня, но не факт, что пелось там именно про это Крюково, так как деревень с таким названием в Подмосковье было предостаточно. Когда с запуском МЦД РЖД переименовывал станции, переименовать хотели и "Крюково". Однако общественности удалось отстоять название, добиться того, чтобы станции дали двойное название "Зеленоград - Крюково" На мой взгляд - это очень разумное решение. С одной стороны есть упоминание Зеленограда, который, естественно перерос Крюково и стал самостоятельной единицей, а с другой, историческое название, связанное в том числе с важными событиями ВОВ было оставлено.
Послевоенная станция уже не так красива и помпезна. 1954 год, из интересного здесь, пожалуй только фонари на платформе.
Конец 60-х. Платформы обновили, добавили подземные переходы. Вот здание касс и накрывашка над подземным переходом.
1977 год. На платформах типовые остекленные павильоны.
1978 год. Здание вокзала, дошедшее до наших времен - это послевоенная постройка начала 50-х, к сожалению от изначальных сооружений XIX века ничего не осталось. Автор этого типового здания вокзала (такие сооружения встречаются на ряде станций на протяжении дороги из Москвы в Питер) - архитектор Игорь Георгиевич Явейн. Больше всего мне он запомнился своим проектом Курского вокзала, который не был реализован. Вообще Явейн профессиональный транспортный архитектор, на его счету более 100 проектов вокзалов.
Хорошо, что хоть это здание решили оставить, а не снесли его, как это любит делать наш железнодорожный монополист.
1980 год. Тут интересно сделан кассовый павильон, одна из стенок выложена стеклоблоками, модным на то время материалом.
90-е. Как и у любой другой станции, здесь появились палатки.
Также 90-е. Здесь мне понравились таблички с названием станции и летящие на крыльях высокоскоростные поезда.
Ночное фото. Тут видны павильоны на платформе, похоже стекла уже поменяли на что-то другое и они смотрятся не так воздушно, как изначально.
Еще из этой же серии фото. Здесь у нас входной павильон. Такие павильоны, с установленными турникетами, дожили на многих станциях до наших дней.
1
Ну что, давайте начнем изучать обновленную станцию "Зеленоград - Крюково". Начнем со схемы, как же хорошо, что на этой станции она есть, не на всех станциях пассажиров балуют подобным, как это не печально. Карта немного развернута относительно реального положения, сделано наверное это было для удобства. Итак конструктивно у нас тут две башни сходов по обе стороны железной дороги. Над железкой расположен конкорс со сходами на три островные платформы. Только одна платформа здесь обслуживает МЦД, вторая платформа предназначена для скоростных поездов из Питера, а третья - это по видимому для дальних электричек. Интересно обилие выходов, их тут аж 9 штук. Но это нормально, так как станция крупная и перекачивает через себя большое количество пассажиров. Северная башня стоит на Крюковской площади, а южная на улице Ленина. Около каждой башни сделаны остановки для многочисленных автобусов. Кроме того, из одной башни есть выходы на уровень эстакады, там тоже сделаны остановки для общественного транспорта. Интересное решение. Сам вокзал и остановки ОТ создают в этом месте довольно крупный транспортно-пересадочный узел. А мы начнем изучать станцию с южного входа, там где выходы 1-6.
2
Раньше инфраструктура на станции "Крюково" выглядела примерно так. Для прохода на ближайшую со стороны Новокрюковской улицы платформу до сих пор, как я понял, можно пройти через вот такой павильон с турникетами.
3
Слева классическая палатка пригородных касс, где можно купить билет. На момент открытия движения по МЦД, эти кассы были закрыты и пассажиров обелечиваться гнали в новое здание вокзала.
4
Сбоку еще один павильончик с турникетами. Конечно на фоне новой инфраструктуры эти отголоски прошлого смотрятся ужасно.
5
Вот как раз новый павильон выхода со станции. Прошлой осенью там еще шли отделочные работы.
6
Павильон интересен прежде всего своей конструкцией, у него выходы и входы расположены на двух уровнях. Нижняя часть павильона состоит из двух частей, чуть выше переходный мостик, а вверху мы видим две надстройки по обе стороны эстакады. Соответственно и входов наверху тоже два. Там на эстакаде есть автобусные остановки - эти выходы как раз и сделаны для того, чтобы доставлять пассажиров от автобусных остановок вниз на станцию МЦД... или к остановкам на нижнем ярусе.
7
Около входа в вестибюль на уровне земли, установлены билетные автоматы - это атавизм, когда все будет готово, автоматы переместятся под крышу.
8
Над входной группой, сделан козырек и он идет дальше к остановкам автобусов, создавая навес "сухие ноги". Нужно сказать, что павильон на этой стороне железной дороги входит во вторую очередь реконструкции, поэтому на момент открытия станции тут готовность была существенно ниже, чем северной входной башни. Но зато можно посмотреть за развитием объекта в перспективе. Надо будет приехать сюда еще разок, как раз все будет доделано.
9
Детальки. Интересно, что для крепления подсистемы на колоннах использовали резьбовые шпильки, которые вкручены в металл колонн, как мне кажется проще было бы тут использовать технологию с приварными шпильками - это гораздо быстрее с точки зрения монтажа. Хотя, может быть, шпильки тут не вкручены в резьбовые отверстия, а идут насквозь, тогда это менее трудозатратно.
10
Вдоль навеса установлены павильоны остановок. Так как Зеленоград - это Москва, тут и остановки московского стандарта.
11
Стройка - это всегда грязь и неудобства, но отрадно, что работа идет, а транспорт уже подвозит пассажиров к зданию МЦД. Для крупных транспортных объектов - это единственный вариант реконструкции, так как закрыть такую крупную станцию чревато транспортным коллапсом.
12
Пространство от остановок до старого здания вокзала скорее всего застелют плиткой и получится такая привокзальная площадь.
13
Отсюда хорошо видно, что с этого бока у павильона тоже есть выход, предположу, что есть он и с противоположной стороны, просто на момент моего приезда он был еще не открыт. Здесь также сделан навес, чтобы можно было комфортно добраться до остановок автобуса.
14
Конструкции навеса довольно массивные, это из-за того, что держится он на всего одном ряду колонн, идущих по середине.
15
Работа кипит.
16
Очень здорово, что оставили старое здание вокзала. Зная любовь РЖД к уничтожению собственной истории, это удивительно вдвойне.
17
На фасаде здания вокзала красуется старое, историческое название станции.
18
Здание подновили... но как смогли. Железные двери и пластиковые окна не добавляют ему историчности.
19
Вид на площадь со стороны старого вокзала. В момент моего приезда там доделывали люки и на заднем плане уже видны паллеты с плиткой для мощения.
20
Вид на павильон с задней стороны. Кстати ближайшая к нам береговая платформа не обслуживает поезда МЦД, поэтому тут старая навигационная табличка. Попасть на платформу можно через турникеты, слева от входного павильона, мы их видели в самом начале.
21
Но вернемся назад к главному входу в павильон, зайдем и посмотрим, что там.
22
Станция крупная и пассажиропоток здесь соответствующий, поэтому входных групп сделали несколько, помимо основной, центральное, есть еще одна сбоку, и с другой стороны также есть вход, его мы видели только что с улицы. Хотя входные группы разные, но обе они обозначены, как вход номер 4.
23
Для тех, кому мало, вот еще несколько лайтбоксов с навигацией. =)
24
На самом деле эти дублирующие лайтбоксы нужны для ориентирования пассажиров, входящих в здание вокзала. Как всегда, по-классике, для того, чтобы подняться в конкорс можно использовать лестницу (она, кстати довольно широкая с разделителем потоков по середине), эскалатор и лифт.
25
Тамбур лифта находится немного в глубине. Вот он слева. Интересно, что для обозначения лифта повесили два лайтбокса, хотя вот этот со стрелочкой, я бы повесил около входа, чтобы указать пассажирам направление к лифту.
26
Из окошка можно увидеть старое здание вокзала.
27
Отделка здесь довольно богатая, на стенах камень, на потолке треугольные декоративные панели и такие же треугольные светильники. В этом месте небольшой перепад и к лестнице добавили пандус для маломобильных граждан. Слева отсюда еще одна входная группа, та, что мы видели с улицы.
28
В целом отделка довольно неплохая.
29
Так как на станции еще кипела работа, тут можно было встретить, например, рабочие чертежи. Мне они были интересны с точки зрения планировки. Вот входной павильон. Получается, что входных павильонов здесь два, по одному с каждой стороны эстакады, а я сначала подумал, что это единое здание под эстакадой. В любом случае, тут хорошо видна компоновка.
30
Правая башня для пассажиров, а вот в левой маленькой расположены технические помещения.
31
Кроме двух ниток эскалатора напротив входа, здесь есть еще один, он расположен слева от входа. Под эскалатором выделили место под билетные автоматы. Их самих еще нет, но зато уже есть розетки. Розетки сделаны встроенными в короб, в котором идут провода. Удивительно, но в данном случае использование короба - это верное решение. Количество и расположение автоматов со временем может меняться и чтобы не переделывать розетки и не кидать удлинители, можно просто поменять расположение розеток в коробе - это удобно и практично.
32
Этот эскалатор предназначен для подъема наверх, на эстакаду к автобусной остановке.
33
Интересно, что здесь всего один эскалатор и работает он, разумеется на подъем.
34
35
Эскалатор привозит нас на промежуточный этаж. Здесь расположили еще билетные автоматы, отсюда же будет осуществляться переход через улицу Ленина. Это будет (вернее он уже на данный момент есть) надземный пешеходный переход, проем под него виден на заднем плане справа.
36
На этом уровне есть проход к лестнице идущей от уровня земли до уровня конкорса.
37
Кроме автоматов, здесь можно купить билеты и в кассах, здесь есть несколько окошек. Слева в глубине, если не ошибаюсь, вход в лифтовый тамбур. Здесь, на промежуточном этаже останавливается лифт, который мы видели на первом этаже. Справа виден еще один эскалатор, он едет до уровня конкорса.
38
Поглядим на это место с другого ракурса, с основного эскалатора.
39
Кроме перехода через ул. Ленина, здесь можно выйти и на эстакаду, как гласит лайтбокс. Этот выход был закрыт, его мы посмотрим, когда будем смотреть уже готовый вариант станции. О завершении работ по станции буквально на днях сообщил Собянин.
40
Поднимемся еще выше, на уровень конкорса. Получается, что если вам не надо на переход и у вас уже есть билет, то можно сразу от входа по этому эскалатору подняться непосредственно в конкорс.
41
Тут достаточно просторно и с первого раза не очень понятно, что и где расположено. Но эта проблема довольно успешно решается лайтбоксами навигации. Итак, мы на верху, уровнем ниже расположен промежуточный этаж с его проемом в стене под переход.
42
Приехали на уровень конкорса. На заднем плане видны эскалаторы, идущие с самого низа, на переднем - эскалатор, идущий с промежуточного этажа. Здесь справа тоже уставлены билетные автоматы. Вообще с билетными автоматами тут все довольно хорошо.
43
Вот они все эскалаторы, два слева и один справа. Интересная компоновка получилась, но это не просто прихоть архитекторов, это действительно грамотный подход к размещению различных входов и выходов под одной крышей.
44
Тамбур лифта на верхнем ярусе. Получается что у лифта три остановки, одна на уровне земли, потом на промежуточном этаже и в самом верху.
45
Еще билетные автоматы, чтобы никто не сказал, что билетных автоматов на станции мало. На самом деле - это правильное решение, все автоматы может быть никогда и не будут работать одновременно, но зато пассажиру не нужно будет стоять в очереди, чтобы купить или продлить билет - это удобно.
46
Далее перед входом в конкорс установлена линейка турникетов.
47
Она же с другой стороны.
Предлагаю на этом месте сделать паузу. А уже в следующий раз посмотреть, как эта часть вокзала выглядит в финальном варианте, посмотреть то, что было скрыто за строительным ограждением, выйти наверх на эстакаду. Ну и потом продолжим изучать новый вокзал, посмотрим конкорс и выход на другую сторону железной дороги. Обычно меня возмущает то, что транспортные объекты открывают не в полной готовности, но в случае таких крупных форматов, как вокзал, "все не так однозначно". Зачастую нельзя закрыть вокзал на реконструкцию так, чтобы он не работал какое-то время. Сразу же на этом месте разверзнется транспортный Ад, поэтому при разработке плана реконструкции вокзалов, всегда учитывают то, что эта огромная структура должна работать постоянно с минимальными закрытиями. Постепенно отключая старую инфраструктуру и подключая новую. Здесь абсолютно та же история. Поэтому вот эти все недоделки, которые мы увидели сейчас в момент открытия вокзала для работы с МЦД не нужно воспринимать в штыки, вокзал работает, пассажиры едут по своим делам, а рабочие продолжают работу по реконструкции. Ту же историю мы видели на Курском вокзале в Москве, на Белорусском, в том же Железнодорожном...
P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью, а также в других открытых источниках
Еще про Зеленоград-Крюково:
Часть 1. Юго-западная башня. Стройка. Часть 2. Северо-восточная башня. Конкорс. Платформа. Часть 3. Юго-западная башня. Финальный вариант. ЗЕЛЕНОГРАД - КРЮКОВО >>> МАЛИНО
НАЗЕМНОЕ МЕТРО