Ст.м. Римская

Nov 10, 2022 22:23




Сегодня на обзоре у нас станция "Римская". Станция крайне интересная, у неё множество особенностей, которых нет у других станций, по крайней мере нет такой другой станции, где бы все эти особенности встречались одновременно. Во первых, название станции никак не связано с объектами на поверхности. Станция названа в честь итальянской столицы. В этом есть некоторая закономерность, так как Москву иногда называют третьим Римом. Станция открыта в 1995 году, когда еще мы дружили со странами загнивающего Запада, поэтому было возможно назвать станцию в честь столицы государства члена НАТО. Также на Люблинско-Дмитровской линии спустя год была открыта станция "Братиславская" , опять-таки названная в часть европейской столицы. Сейчас такое вряд ли возможно, но тогда была постсоветская оттепель. В разработке художественного оформления принимали участие итальянские архитекторы и само это оформление посвящено вечному городу. В оформлении станции впервые использовался религиозный сюжет, в одном из торцов среднего зала над проходом к эскалатору есть образ Мадонны с младенцем. Потом уже, спустя много лет, этот образ еще раз появляется в Московском метро на станции "Давыдково". Но там он не настолько трогательный и сильный, не производит такого впечатления, скорее кажется просто неуместным. Еще одной особенностью станции является то, что центральный зал совершенно очищен от всякого визуального мусора вроде навигационных лайтбоксов, ИНФО-СОСов, непонятных экранов и прочего барахла, которое в избытке стали ставить в последнее время. К сожалению сейчас эта гармония разрушена, но об этом ближе к концу. Эта чистота, также работала на правильное визуальное восприятие художественного оформления. Как архитекторам удалось это сделать, избавится от визуального мусора, ума не приложу. К еще одной особенности "Римской" можно отнести наличие на станции фонтана - это вообще уникальная история в метро. Вообще я прекрасно понимаю, почему подобные фонтаны больше не появлялись на станциях, текущая по стенам вода в метро - это не очень хороший знак в подземке, это обычно означает, что где-то нарушена гидроизоляция, поэтому фонтанов, скорее всего на станциях в скором времени мы больше не увидим.

1
Итак, давайте смотреть. Начинаем, как и всегда с поверхности. Около выхода 1, расположена станция будущего МЦД "Серп и Молот". Самого завода больше нет, нет теперь и старой станции электричек. Теперь здесь строят новую платформу, соответствующую всем современным нормам. Я приезжал сюда давно и пейзаж вокруг выглядел особенно апокальным.


2
Незаконные торговые центры, которые в избытке здесь были, снесли, и на освободившейся площадке возводятся сооружения новой станции.


3
Реконструкция прошла и на этой станции, и над выходом 1 сделали накрывашку. Что интересно, дизайн здесь не типовой со стеклами "Огни города", а с непрозрачной задней частью, такой павильон впервые появился (если я ничего не путаю) на станции "Чкаловская" дизайн вроде разработан какими-то итальянскими дизайнерами (про это немного ЗДЕСЬ).


4
Задняя часть отделана камнем, на котороый наклеены нержавеющие пластины. Наклеены, видимо, без особой тщательности, поэтому двух пластин на боковом фасаде уже нет. Такой дизайн павильона хорош там, где по близости есть дорога с сильным трафиком. Из под колес летит всякая грязь, которую довольно просто смысть с каменной отделки. Здесь же интенсивного движения нет, тут напрашивается полностью остекленный павильон.


5
Из подуличника здесь (как впрочем и из любого другого входа) можно попасть на две станции "Площадь Ильича" и "Римская", о чем нам сообщает табличка над входной группой, а вот ободок на трубе, к которой закреплена буква "М" говорит нам, что здесь есть вход только на "желтую" ветку, то есть на станцию "Площадь Ильича". А как вам названия станций, написанные практически без пробелов одним словом? =)


6
Позабавило и наличие двух флагодержателей один уродливее другого с разным количеством рожков для флагов. Я как-то уже рассуждал на тему для чего нужно столько рожков, и пришел к выводу, что максимальное количество - 5 штук нужно только на новых станциях, открытых 9 мая в полнолуние во время парада планет, в обычной жизни достаточно и 4 рожков для флага России, Москвы, Метро и на 9 мая для копии знамени Победы. Зачем здесь еще дополнительно 3 рожка... не знаю. Прикльно, что по периметру кровли идет протвоголубиная "щетка", видимо летающие крысы тут были довольно активны и гадили на головы ничего не подозревающим пассажирам.


7
Всякий раз после реконструкции у меня возникает вопрос, какого фига не установили лифт для удобства пассажиров?


8
Внутри довольно мрачно, как раз из-за отсутствия каких либо окон.


9
Так как естественного освещения нет, приходится "жечь" светильники. Видимо я попал тот период, когда их еще не установили по-человечески.


10
Откосы на дверях и сама дверь тоже ждут реконструкции.


11
А здесь внизу за поворотом находится вход на станцию "Площадь Ильича". Туда мы сходим в следующий раз.


12
Здесь прикольные створки, закрывающие конструкции гермозатвора. Хорошо, что их сохранили.


13
Выход номер 2. Здесь еще кипела работа, бытовой городок еще не убрали, не убрали и ограждение с плакатиком.


14
Павильон в принципе такой же.


15
Вид сбоку.


16
Те же нержавеющие пластины, наклееные на камень. Чтобы понять в чем с ними проблема, достаточно посмотреть на это место. В принципе приклеить нержавейку к камню возможно, такие клеи есть, но надо соблюдать технологию, тут же скорее всего либо применяли герметик не предназначенный для склеивания этих материалов, либо нарушили технологию, в любом случае пластина отходит и скоро отвалится. И это на павильоне, который только что закончили реконструировать! Стыд и позор.


17
Также на крыше 4 и 3 рожковые флагштоки (так это был не косяк отдельно взятого павильона, а системная ошибка). Панель козырька уже битая, выглядит страшно, рейка, которой подшит козырек вся в подтеках. Ремонт выполнен в лучших собянинских традициях! Обратите внимание на фото 14, на нем видно, что на палке для буквы "М" уже два ободка в цветах обоих линий, находящихся здесь станций.


18
К - качество. Наверное сейчас уже все доделано, но не факт.


19
К - красота. А еще обратите внимание на нержавеющую панель слева, она вся в рыжих пятнах. Нержавейка бывает разного качества, самая дешевая ржавеет. А вот посмотрите на ригель остекления, он чистенький и опрятный, потому что этот профиль с 99% вероятностью импортный и сделан из качественной нержавейки.


20
Внутри все так же. Стены в камне, света естественного нет, поэтому приходится включать освещение даже днем. Обратите внимание на потолок, он сделан в виде реек. Я ничего против самого материала не имею, но в наших условиях почему-то рейку на потолок не умеют вешать и выглядит она так, как будто её повесили еще в далеких 70-х и за 50 лет она деформировалась, покрылась пылью и потеряла свой внешний вид. На самом же деле с её установки прошло не больше года.


21
Информация по наземному транспорту в районе. Кроме того, что везде идет стройка, еще и трамваи не ходят.


22
Не могу не отметить эту роскошную ступеньку и пандус в пешеходнике. Здесь меняли покрытие в том числе и пола, так какого же фига нельзя было сделать пологий пандус для того, чтобы можно было спокойно подняться тем, кому трудно ходить по ступенькам? Забегая вперед, нужно сказать, что маломобильным в этом переходе будет не сладко, так как там есть еще ступеньки. Но конкретно в этом месте что мешало сделать нормально?


23
Ну хорошо, здесь еще не все доделано, но вы поглядите за облицовку, туда напихали какой-то мусор, провода скручены перекручены, это какой-то кошмар.


24
А мы плавно перемещаемся к выходу 3. Он расположен у небольшого сквера, который недавно привели в порядок.


25
И что удивительнее всего, выход не стали накрывать павильоном, не стали уродовать. Не знаю почему вдруг так решили, но решение очень хорошее. Уродливые павильоны, которые ставят повсеместно, город не украшают и не добавляют удобства пассажирам, вопреки словам чиновников.


26
Лестница здесь широкая, с пандусом, но как всегда можно посетовать, что нет лифта. Обратите внимание на полоски на стойке буквы "М". Желтая полоса почему-то толще салатовой, хотя так делают если основная станция находится на "желтой" ветке, а на "салатовую" надо добираться через "основную" станцию по пересадке, но здесь вы можете попасть на обе станции из подуличника, то есть по идее станции здесь имеют равнозрачный статус и полоски должны быть одинаковые.


27
На лобике, отделанном камнем для названия станции места не нашлось, поэтому ниже, уже почти в переходе повесили соответствующий лайтбокс. На лайтбоксе указан номер выхода, на предыдущих выходах никакого указания номера выхода нет, поэтому навигация для тех, кто идет с поверхности затруднена. Всё для людей. Забавно, что на павильонах используются устаревшие таблички вместо лайтбоксов.


28
Внутри пешеходников в основном все чистенько и аккуратно.


29
Лайтбоксы с навигацией, провода во верху в коробах, но сделаны они опять же аккуратно.


30
И последний выход, выход номер 4. Он уже предыдущего, но тоже без накрывашки. Посмотрите на заднем плане на доме следы ушедшей цивилизации, характерный след от буквы "М" и слова "Макдональдс".


31
Все что сделало Мосметро для подуличников после ремонта - это вернуло туда торговлю, Причем, как видно, товары, продаваемые здесь - это самое дно китайского алиэкспресса.


32
Честно говоря не понимаю, почему в процессе работ над подуличником, не спрятали провода. Ведь все эти потуги не имеют смысла, если внешний вид не стал лучше.


33
А как вам такое? Провода в процессе работы. Вот они так и висят в пассажирской зоне. Судя по тому, что свет горит, провода под напряжением. До них можно легко дотянуться, фиг знает есть ли в этом пучке оголенный провод, взявшись за который можно получить удар.


34
Провода, кстати стали прятать все чаще в нержавеющие короба, видимо те, кто принимал решение, думают, что нержавеющие короба смотрятся круче, чем пластиковые. На самом деле лучше всего смотрятся стены без коробов!


35
Перед коридором, ведущим к станции "Римская" на стенах мы видим название станции, причем выполненное из таких же букв, что и на путевой стене - прикольно.


36
То, о чем я говорил, еще одна лестница, маломобильным здесь не рады. Над лестницей потолок отделали реечным потолком, не знаю зачем это было делать, но ощущение, что потолок стал ниже и давит сверху.


37
Для колясок и велосипедов есть пандус, но хотелось бы, чтобы здесь появился лифт.


38
А вот как это место выглядело во время начала реконструкции. Без навесного потолка здесь по ощущениям потолок выше.


39
"Скоро здесь будет чисто..." Эту надпись, как мне кается необходимо внести в список запрещенных, так как почти все москвичи, при её упоминании вспоминают ужас, грязь, бардак и долгострой, который царил на "реконструируемых" станциях метро.


40
Возвращаемся в наши дни. Это уже поворот к вестибюлю, здесь тоже торговля.


41
Зал перед вестибюлем. На потолке рейка со светильниками, вдоль стены вендинговые автоматы.


42
Напротив самого вестибюля стоят автоматы по продаже билетов - очень правильное решение. В вестибюле мало места, а тут его полно, пусть лучше здесь образуется толпа в начале месяца, когда все стремятся продлить свои проездные.


43
Стенку между входными группами застеклили.


44
Тамбур на вход с 5 дверями. Если учесть, что эту станцию используют, как пересадочную с электрички, то пассажиропоток тут должен быть внушительным. А скоро платформу "Серп и Молот" реконструируют и пассажиропоток еще увеличится.


45
Рядом на колонне висит еще один аппарат для бесконтактного пополнения Тройки. Честно говоря не очень понятно, почему до сих пор эти аппараты не вытеснили классические железные ящики, рассчитанные на оплату наличкой. Это такой же атавизм, как кассир-человек. Хотя совсем их убирать не стоит, так как есть еще люди, не дружащие с безналичной оплатой.


46
С другой стороны стоит банкомат. Прикольно, что он находится по сути в подуличнике, который на ночь не закрывается.


47
Двери со страховочными тросиками вверху. В какой-то момент на двери стали устанавливать некачественные петли для экономии, верхняя петля ломается, дверь выпадает. Чтобы этого не происходило, вернее, чтобы дверь никого не ранила при падении, придумали эти тросики. Все что угодно, лишь бы не использовать качественную фурнитуру.


48
Актеры театра безопасности огородили себя загородками, видимо они не любят, чтобы вокруг них ходили люди. Поглядите на потолок, рейки повесили абы как, всё кривое.


49
Компоновка привычная. Напротив входа кассы, они здесь с левой стороны, потом линейка турникетов стоящая под углом.


50
Традиционно турникетов на вход больше, чем на выход, чтобы избежать пробок на входе.


51
Турникеты на выход.


52


53
Спускаемся на платформу.


54
Интересная отделка сводов в наклоне. Внизу на капотах установлены вот такие декоративные штуки.


55
Такой тип зонтов из реек, как я понял, не очень себя зарекомендовал, так как почти в каждом наклоне с такой облицовкой есть подтеки.


56
Спустившись, мы попадаем на территорию древнего Рима. Нас встречает Ромул и Рэм, вскормленные волчицей и по легенде основатели вечного города.


57
В эскалаторном наклоне установлено 4 нитки эскалаторов. Далее перед выходом на платформу установлен гермозатвор, все как всегда.


58
Так как эскалатор расположен не по оси станции, здесь устроили дополнительные ходки через пути.


59
В торце зала, над платформой установлена художественная композиция.


60
Классические каннелированные колонны с роскошными капителями, как отсыл к римской архитектуре. На одной из колонн сидят два мальчика. За их спинами находится фонтан, такой может быть не очень впечатляющий, но зато это единственный фонтан в нашем метро.


61
Это те самые Ромул и Рем.


62
В работе над оформлением станции, помимо архитекторов Метрогипротранса Льва Николаевича Попова и Натальи Вячеславовны Расстегняевой, участвовали еще и итальянские архитекторы. В частности они участвовали в оформлении художественных композиций. Скульптуры выполнил Леонид Львович Берлин. На самом деле очень круто получилось. Очень круто, что у нас был такой период в оформлении московского метро, когда была относительная свобода творчества и не было цензуры. Не только лощеное официальное искусство, не только какие-то политические и военные агитки использовались в оформлении, но и такие совершенно трогательные сюжеты. Сейчас мне трудно представить, чтобы на какой-то станции могла бы использоваться подобная композиций. Чиновничья цензура зарубила бы идею на корню. Сразу вспоминается недавняя история про станцию "Лианозово", где в качестве художественно оформления должны были появиться скульптуры детей, выполненные не в классической манере. Так как люди в большинстве своем у нас современное искусство не понимают и воспринимают в штыки, поднялся шум и в итоге скульптуры отменили к радости чиновников, так как это сразу же уменьшило расходы на отделку. А жители Лианозово остались без оригинального оформления своей будущей станции. Так им, дуракам и надо. Современное искусство конечно нужно двигать в массы, в том числе и вот таким способом, в качестве оформления общественных пространств и транспортных объектов. В Европе это распространенная практика, у нас этого немного, а сейчас и вовсе подобное под негласным запретом. Сейчас в моде патриотизм и понятное, простое искусство в классической манере. Чуть шаг в сторону и чиновники, принимающие решения, начинают ёрзать в своих креслах, боясь, что чересчур непонятное современное искусство может не понравится "глубинному" народу а вместе с ним и высокому начальству, и этого чиновника из-за какой-то картины или скульптуры могут выгнать с насиженного месте, поэтому чиновники перестраховываются, лучше отменить, чем потом иметь проблемы.


63
А буквально сегодня... скульптуры упаковали в черные мешки, как будто это мусор.


64
Выглядит жутковато. Но вроде бы карапузов отправят на реставрацию. Немного тревожно, посмотрим, что получится.


65
Ходки и вид на центральный зал.


66
Обратите внимание, что в центральном зале нет никаких рекламных стоек, ИНФО-СОСов и даже лайтбоксов навигации. Красота. Возможно это отчасти связано с тем, что здесь нет привычного пространства под платформой, и снизу заводить провода просто неоткуда. Как удалось избавиться от висящих лайтбоксов в центральном зале - загадка. Отсюда из торца видна также скульптура Мадонны с младенцем, и светильники по бокам в нишах зонтов очень удачно дополняют этот образ, ощущение, что свет исходит как раз-таки от образа Мадонны.


67
Вниз на платформу ведет лестница к большому сожалению для маломобильных пассажиров. Интересное решение, продублировать название станции на стенах в конце лестничного спуска. Также две таблички с названием станции есть и в противоположной стороне.


68
В оформлении платформенной части применили довольно большое количество разных отделочных материалов. В верхней части рейка, дальше идут стеклопластиковые зонты с нишами под светильники, с чьей-то легкой руки их, за характерную форму ниш, назвали "писуарами". Ниже пространство между колоннами отделано гнутыми рейками. Обычно большое количество разных материалов плохо сочетается, но здесь все смотрится вполне гармонично.


69
Давайте посмотрим теперь, как организована пересадка со станции "Площадь Ильича".


70
Три ходка ведут к эскалатору.


71
Над лестницей висят миниатюры с теми образами, что мы видим в оформлении станции "Римская". Вот Мадонна, которую мы увидим чуть позже в бОльшем размере.


72
Еще одна миниатюра с маской.


73
В зале, примыкающим к эскалатору на торцевой стене висит симпатичный горельеф с изображением двух ангелочков, которые очень похоже на все тех же Ромула с Рэмом.


74
С противоположной стороны эскалаторный спуск. Отделка потолкав этом помещении перекликается с отделкой станции, те же характерные зонты с нишами.


75
Эскалатор старый с классической отделкой под дерево, на своде рейка.


76
Спустившись нас встречает уже большого размера маска "Уста Истины"


77
Но безусловно главным украшением станции является скульптурная композиция в торце центрального зала над проходом к эскалатору на пересадку.


78
Это классический сюжет - Мадонна с младенцем. Не только библейский образ, но и понятный всем образ новой жизни. Мадонна здесь изображена не канонически, хотя лицо, как и принято в культовой живописи спокойное и не выражает эмоций, может быть читается только усталость. Наверное это один из самых трогательных образов в оформлении Московского метро. Занятно, что сюжет библейский, но тут нет ощущения, что это какой-то элемент религиозного искусства, каждый может воспринимать его так, как ему захочется.


79
По периметру написаны слова из молитвы "Аве, Мария". Sancta Maria, Mater Dei, ora pro nobis peccatoribus, nunc et in hora mortis nostrae. Amen.


80
Ну и немного о платформенной части. Поглядим на боковые залы. Стены отделаны камнем, над платформой отделка из гнутых реек в неё встроены круглые светильники, над путями классические зонты. Название станции есть как на путевой стене, так и на стене платформы.


81
Станция глубокого заложения, колонная. Небольшие в сечении колонны, да еще и со скругленными углами, добавляют станции простора, которого не почувствуешь на станциях выполненных по пилонной схеме.


82


83
Навигационные лайтбоксы размещены в проемах между колоннами.


84
Вот в таких интересных нишах.


85
Смотрите, даже убогий ИНФО-СОС разместили у колонны, чтобы он не портил вид. И все бы было хорошо, но пришли темные времена и на станции установили эти черные мониторы, непонятно зачем здесь нужные. Изгадить станции установкой разнообразного ненужного оборудования - это то, что руководители Мосметро, делают особенно хорошо. Ничего другого, похоже они делать не умеют.


86
Последний раз взглянем на центральный зал. Честно скажу, что изначально "Римская" не произвела на меня впечатления, я несколько раз здесь бывал, но как-то ни разу не ловил себя на мысли, что это красивая и интересная станция. Однако потом я сюда несколько раз приезжал поснимать и при более пристальном взгляде могу сказать, что мое отношение поменялось. Во-первых это скульптуры, они могут нравится или нет, но их появление в качестве художественного оформления станции столичного метро - это безусловно шаг вперед, проложивший путь современного искусства в нашу подземку. Также мне очень понравился простор платформенной части, за счет тонких колонн, высоких сводов и яркой подсветки. Еще очень круто сделаны своды и продольные элементы над колоннами. Простыми в общем-то материалами удалось сделать интересную форму и даже сделать некие отсылки к прошлому, когда станции оформлялись очень богато. Рекомендую приехать сюда пройтись и своими глазами посмотреть....


87
А мы едем дальше...


ЧКАЛОВСКАЯ <<< РИМСКАЯ >>> КРЕСТЬЯНСКАЯ ЗАСТАВА
Пересадка на ст.м. Площадь Ильича (Калининско-Солнцевская линия)

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро1995, метро, римская, люблинско-дмитровская

Previous post Next post
Up