И последняя станция Каховской линии - это станция "Варшавская". Удивительное дело. Не устаю удивляться этому уникальному участку. Сначала это было продолжение Замоскворецкой линии, потом три станции выделили в отдельную, Каховскую линию, а уже скоро это будет Большая кольцевая. Наверное никакие другие станции в нашем метро (да и вообще наверное в мире) не были в составе сразу трех линий за свою историю. UPD На самом деле нет, умные люди поправили меня, что были еще станции на участке ст.м. "Киевская" - "Александровский сад", которые тоже побывали на трех "ветках". К большому сожалению я не успел приехать на Варшавскую до того, как тут начали отдирать плитку путевой стены. Но с другой стороны так станция выглядит очень драматично. Станция открыта в 1969 году и стала одной из множества похожих колонных трехпролетных станций, которые строили на окраинах разрастающегося города. Архитектурные изыски запретили и в моду вошло прагматичное проектирование. Допускались лишь небольшие художественные элементы, чтобы станции уж совсем не были похожи друг на друга. Поэтому "сороконожки" не все на одно лицо, на каждой можно найти что-нибудь интересное.
Начнем с архивных фото. К моему удивлению, архивных фото удалось найти довольно много. Есть даже несколько фото со строительства. Вот начало строительства.
А вот уже работа кипит.
А вот уникальное фото с первого дня работы станции.
Еще интересное фото. Здесь у нас старые, еще стрелочные часы.
Еще прекрасное фото, смотрите какая красота. Как плиточка играет. =)
Но самое интересное, оказывается у станции был интересный выходной павильон. Я на станции "Варшавская" до того был от силы раз или два, и я уж точно не помню этого павильона. Смотрите, как тут даже, как сейчас принято говорить, был ТПУ, можно было пересесть на автобус.
Интересный павильон, как я понял в него было два входа.
Крутой навес, а теперь вместо него ТЦ.
А вот лестничный сход другого вестибюля. Смотрите, тут стены были отделаны желтой плиткой "кабанчик" или как такой тип называют в Европе - плитка "метро", именно потому, что многие старые станции европейских метрополитенов отделывались именно плиткой такого формата.
Еще интересные фото подуличника и вестибюля до нынешней реконструкции. Видите, в подуличнике плитку уже меняли, раньше тут тоже был "кабанчик".
Вестибюль. Еще старые турникеты с пирамидками, еще нет элементов театра безопасности.
Симпатичные решетки, закрывающие радиаторы.
Кассы. А эти загородки - это начало реконструкции.
Плитка приклеена на века, не оторвешь. То, чем сейчас облицовывают лестничные спуски не проживет по ощущениям и половины того срока, что продержалась плитка.
1. Ну а теперь посмотрим на все это своими глазами. Станция имеет два подземных вестибюля: восточный и западный. С последнего и начнем. Из него на поверхность выходят два лестничных схода. Теперь их накрыли типовыми павильонами.
2. Один павильон на одной стороне Чонгарского бульвара, второй на другой. Смотрите как заботливо обошли канализационный люк площадкой перед павильоном. Название станции наз входной группой теперь в виде стандартного лайтбокса. Честно говоря я готов принять эту всю новую навигацию, даже не смотря на ее косяки, но замена аутентичных букв на павильонах на эти лайтбоксы - это плохая идея. Тут название станции было на стенке над лестничным сходом, если кто не помнит.
3. Павильоны называются радость коррумпированных чиновников "Огни города". Вместо того, чтобы поставить прозрачные стекла, тут поставили триплексы с принтом, который имитирует дома с зажженными окнами. Стойки из черного металла здесь закрыли панелями из нержавейки. Опять же, можно было сделать каркас аккуратно и выкрасить стойки из стали в черный или серый и тогда стойки смотрелись бы не так массивно, и естественно в смете можно было бы вычеркнуть недешевую нержавейку.
4. Идея может быть и красивая с этим павильоном, но по факту, из-за рисунка внутрь попадает существенно меньше света, чем если бы стекла были бы прозрачными. Ну и конечно такие стекла дороже обычных. Вроде бы все сделано почти хорошо, но не удержались и повесили ИК излучатель перед выходом. По идее он должен греть площадку под ним, чтобы там не образовывался лед, но в данном случае излучатель висит явно для галочки, так как он перекрывает не более трети ширины проема.
5. Как всегда я отмечаю "прекрасную работу" (с) Д. Трамп. Да, делать капремонт и так пофигистски отнестись к протяжке кабелей, как мне кажется, это чуть ли не преступление. Такой вариант, кстати на всех станциях с подобными типовыми павильонами.
6. Внизу в подуличнике тоже прошла реконструкция. Плитку отодрали и облицевали стены теракотовыми панелями. Потолок подшили нержавеющими панелями и сделали освещение. Подшивка потолка, это дело хорошее, но ощущение, что пространство после этого сплюснулось. И еще, раньше тут была штукатурка и покраска белой краской, из-за чего казалось, что в переходе светлее.
7. Помню в начале 2000-х все подуличники были забиты палатками, торговавшими всяким барахлом. Потом прошла реконструкция и в подуличниках все вычистили и стало вновь красиво, но вот снова все вернулось на круги своя, палатки с барахлом вернулись. Теперь трусы и батарейки можно купить прямо в переходе.
8. Кроме того в подуличниках установили вендинговые автоматы. А вот это, как мне кажется, хорошая идея. Естественно тут поменяли всю навигацию на новую. Я совершенно не понимаю зачем в данном случае сделали такой длинный лайтбокс для названия станции
9. Заглянем в вестибюль. Он типовой для подобных станций - сороконожек. Все, кто живет на окраинах Москвы, знаком с его конфигураций, прямоугольный в плане. Слева или справа вход, заходишь и впереди окошко касс, а в стороне турникеты на вход, поставленные под углом, чтобы увеличить их пропускную способность. Кассовый блок подновили, сюда даже поставили фотохромные стекла, которые меняют свою прозрачность. Не знаю, стало ли комфортнее от ремонта кассирам, которые там работают, но выглядит все куда аккуратнее чем раньше. Раньше я помню (не на этой станции) внутри за стеклом можно было увидеть типичный советский казенный интерьер со стенами выкрашенными страшной масляной краской, старыми стульями и обязательными горшками с цветами. Это было такое окно в прошлое. Сейчас за спинами кассиров висит стилизованная схема метро и самим им выдали новую нарядную форму. Форма, конечно же, всегда преображает человека. Забавно смотрится "глобус метро" висящий справа. Он стандартного размера и вообще должен висеть на определенной высоте, так предписывает брендбук. Но тут внизу вентешетка, а вверху нержавеющий короб с проводами. Пришлось в нем делать вырез, чтобы влезла схема. Такие вещи всегда выглядят колхозно, так как обычно всё это можно отловить на этапе проектирования. Тут же, есть ощущение, что все делали уже по месту.
10. Что еще тут интересного. Потолок также подшили рейкой со встроенными светильниками, как в подуличнике. Такое решение так я уже говорил, привело к тому, что потолок стал ниже, а серый цвет панелей визуально опустил его еще ниже. Ну и подсветки надо больше, чем если бы потолок был белый, однако подвесной потолок помог решить извечную проблему с проводами, их спрятали за потолочные панели. Стены облицованы типовым керамогранитом "под мрамор". К сожалению архивных фото вестибюля я не нашел, но подозреваю, что тут на стенах был нормальный камень.
11. Вестибюли очень маленькие, как советские квартирки в панельках. Все очень бюджетно. Раньше при входе в вестибюль висели разменные аппараты, где можно было разменять мелочь по 5 копеек, сейчас в вестибюль пытаются запихнуть огромное количество всякого нужного и не нужного оборудования. На заднем плане это все видно: автоматы по продаже билетов, рамки металлодетекторов, оборудование для просвечивания ваших рюкзаков и чемоданов, а тут еще и зафигачили ИНФО-СОС. Как и "глобус метро", он пробил дно он не поместился в габаритах отделки и вылаз зе подвесной потолок. Такое тоже я уже видел несколько раз. А ведь всего то нужно, заказать производителю эту стелу на 20 см ниже. То есть иметь два типоразмера этого "нужного" во всех смыслах арт объекта. =) Но никто до этого до сих пор не додумался. Удивительные люди.
12. На уровень платформы из вестибюля идет лестничный сход и две нитки эскалаторов. Как я понял эскалаторы работают исключительно на подъем, спускаться пассажирам предлагается по лестнице. На самом деле для пенсионеров - это не самый лучший вариант, вообще в рамках реконструкции могли бы поставить сюда вместо лестницы еще один эскалатор.
13. Несколько странно смотрятся в холодном минималистично-офисном интерьере этот теплый, почти ламповый эскалатор с отделкой под дерево.
14. Вот как это выглядит с уровня платформы. Интересное дело с навигационными лайтбоксами на платформе, может быть обращали внимание, что через крепление к потолку протянут еще дополнительно стальной трос. Это страховочный трос на случай, если крепления вдруг сломаются (как????), в таком случае указатель повиснет на этом тросе и не упадет на головы пассажиров. Вообще товарищи из метро придумывают вот такие странные штуки после какого-то инцидента. Возможно где-то хреново закрепили крюки в бетоне они вылетели и указатель грохнулся на пол и после этого стали ставить этот страховочный трос. Это лишь мое предположение, какова на самом деле история я точно не знаю. Кстати страховочные тросы я видел еще на некоторых станциях на входных маятниковых дверях, они страхуют верхнюю петлю. Как я понял история там такая же, что-то когда-то упало.
15. Вернемся на поверхность. Посмотрим на входные павильоны другого вестибюля. Здесь у нас стоит большой ТЦ. Совсем недавно было очень модно строить большие магазины около выходов из метро. Эволюция этих торговых точек практически всегда была одна и та же. Сначала палатки или торговля с рук, потом появлялись более капитальные палатки, надстраивались этажи, а затем вырастал подобный ТЦ. Иногда торговый центр поглощал и сам выход из метро, как произошло в этом случае.
16. Кусочек старого павильона все же остался. Его конечно тоже подновили и выглядит он так как будто это был не ремонт, а искусственное состаривание. =) На козырьке нет никакого названия станции, то, что это вход в метро говорит только буква "М" на крыше. Причем, вариант еще добрендированный. Тут нет палки с полоской в цвет линии.
17. Внутри тоже реконструкция не сильно впечатлило. Представьте себе, что у вас старая квартира и вы решили делать ремонт, наняли рабочих, заплатили им кучу денег и получили такой аот интерьер. Жуткие провода на потолке, терракотовые панели выглядят так, как будто их нашли на свалке. Примете такую работу, подпишите акты? =) Но это делалось не для себя, а для людей, и люди не возмущаются, так как им пофиг! Это я еще застал павильон в приличном виде, вот
ТУТ можно посмотреть как оно было в 2017 году, после того, как эти панели повесили на стены. Кстати панели эти в отличии от вечной плитки, которая намертво клеилась к основанию, висят на подсистеме и довольно хрупкие. Достаточно стукнуть чем-нибудь и терракота превратится в черепки.
18. Справа в закутке видно, что в стене не хватает панелей, вместо них крашеный лист фанеры. В общем качество оставляет желать много лучшего. Я уж не говорю про цветовую гамму стен, как будто это фасад какого-нибудь провинциального ТЦ родом из 90-х, хотя может быть авторам "проекта" реконструкции и хотелось добиться именно этого эффекта... не знаю.
19. Естественно процесс "реконструкции" не предусматривал реального улучшения доступности станции. Тут не появились лифты с поверхности для маломобильных групп населения.
20. Из подуличника восточного вестибюля можно выйти в том числе и к электричкам станции "Коломенская" (вы серьезно??? А почему не "Варшавская" то?) поэтому в подуличнике стоят РЖДшные автоматы по продаже билетов.
21. Также в подуличник можно попасть.... из торгового центра, который находится на поверхности. Для этого достаточно спуститься на -1 этаж.
22. Судя по отделке эта территория принадлежит ТЦ, так как тут отделка стен отличается от того, что мы видели в подуличнике.
23. На этой станции навигация с использованием цифр дала сбой. На схеме мы видим два выхода номер 3, причем указатель ведет вас в этом случае в две разные стороны. Выходы номер 3 - это выход через павильон на поверхность и выход в магазин. Два выхода под одним номером - очень удобно. Также тут показан выход номер 4, хотя физических их 3 штуки. То есть по логике нумерация должна была бы тут быть не "3-4", а "3-7". Почему так путано сделали не очень понятно.
24. Вестибюль отличается от соседнего тем, что он зеркальный. Там вход был в правую входную группу, тут вход слева.
25. Зайдем и посмотрим.
26. Здесь все то же самое, повторюсь, вестибюли почти одинаковые. Единственное отличие в отсутствии тут нержавеющего короба по верху стен, но это, как я понял, просто недоделка, короб появится, так как видно, что по стенам идут провода.
27. Еще одно отличие вестибюлей в том, что от западного в восточному вестибюлю на поверхности есть уклон, поэтому получилось, что платформа с этой стороны заложена на меньшей глубине и это позволило сэкономить на эскалаторах, здесь на платформу можно спуститься только по лестнице. Удивительное дело, реконструкция тут идет никак не меньше 4-5 лет, а перила для пандуса до сих пор так и не установили.
28. Ну а теперь посмотрим на платформенную часть. Станция мелкого заложения, колонная трехпролетная. Архитектурных изысков тут ждать не стоит. Колонны квадратные в плане к верху расширяются, образуя своеобразные капители. Колонны отделаны камнем, причем оттенки тут можно встретить от такого янтарного до серого. Светильники на потолке повешены между бетонными ребрами, все очень просто и без изысков. Край платформы тут обозначен, как и на соседней "Каширской" асфальтовой полосой с ромбиками из плитки.
29. Сейчас плитку с путевых стен почти всю сбили и станция выглядит очень грустно.
30. Только в торцах удалось найти куски оригинальной плитки. Плитка тут оригинальной формы голубого цвета, со временем ее меняли похожей плиткой, однако другого оттенка, отчего выглядит это странно. Однако эти грани на плитке очень круто смотрятся, когда на них попадает свет от фар подъезжающего поезда, свет играет на них как будто это блики на поверхности воды. Да, помните архивное фото с часами, теперь тут электронные часы. Правда даже они уже история, сейчас повсеместно вешают обновленную их версию.
31. Существует миф о том, что плитка на путевых стенах плохо держится и из-за вибрации чуть ли не сама отваливается. Однако, если ее положить на совесть, то ничего с ней не произойдет на протяжении десятков лет. Вот тут видно, как плитка не хочет сдаваться и ее отколупывают перфоратором. Что тут будет на стенах вместо плитки пока не очень понятно. Может быть заменят на камень, как на ст.м. "Ленинский проспект".
32. Основной декоративный элемент на станции - металлические панно. Таким же образом оформлены и платформенные части ст.м. "
Каширская" и "
Каховская".
33. Тема панно - виды города Варшавы, в честь которого и названа станция. Хотя, формально, станция получила название в честь Варшавского шоссе, идущего на поверхности.
34. Я не был в Варшаве, поэтому не берусь назвать, что конкретно изображено на панно.
35. Но все это виды города 60-х годов. Как пишут более подкованные люди, некоторые объекты уже не существуют.
36. Сейчас станция выглядит довольно апокально.
37. Интересно облицовку колонн тоже поменяют или просто приведут эту в порядок?
38. Сама станция в связи с ремонтом закрывается раньше остальных станций Московского метро, она работает до 23-00. На плакатах на станции также есть информация про закрытие ст.м. "Каховская".
39. Удивительно, даже навигацию поменяли, теперь пишут, что посадки в сторону "Каховской" нет.
40. Вернемся сюда когда закончится реконструкция и тогда посмотрим, что тут сделают.
P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью, а также в открытых источниках на просторах интернета.
Еще про Варшавскую:
ВАРШАВСКАЯ до ремонта ВАРШАВСКАЯ. Часть 1 ВАРШАВСКАЯ. Часть 2 КАШИРСКАЯ <<< ВАРШАВСКАЯ >>>
КАХОВСКАЯ МОСКОВСКОЕ МЕТРО