Метро Неаполя. Станции Materdei и Museo

Apr 10, 2017 08:31



Продолжаем знакомиться с метро города Неаполя. Сегодня еще пара станций "желтой" линии - Materdei и Museo. Обе относятся к так называемым "станциям искусства". Это проект, которое запустило правительство города, чтобы сделать из станций метро точки общественного притяжения, сделать из них достопримечательности как для своих жителей, так и для приезжающих в Неаполь туристов. У нас в Москве к метро, к оформлению станций в первую очередь, очень ревностное отношение, если бы широкая общественность могла влиять на выбор художественного оформления новых станций метро, мы бы получили груду мраморного ампира, классицизма, помпезные панно, живопись топового художественного уровня, золочение и лепнину... Это все в наших головах осело на фоне роскошных послевоенных станций 50-х годов, а также последующим резким упадком архитектуры в стране, в том числе и на транспортных объектах. Борьба с излишествами в архитектуре по сути стала борьбой с самой архитектурной. За 60-е, 70-е годы не было создано масштабных архитектурных объектов, которые бы сегодня воспринимались, как памятники архитектуры. Последующие годы так и не смогли поднять зодчество в нашей стране на мировой уровень... именно это повлияло на сознание наших людей, которые теперь воспринимают те самые станции начала 50-х, как единственно возможный идеал. Это сильно мешает восприятию новых архитектурных течений и стилей нашими советскими и постсоветскими людьми. Именно поэтому, почти всегда наши люди в штыки воспринимают отделку станций метрополитенов других стран в том ключе, что "нам такого говна не надо, нам мрамор подавай". Этим людям трудно что-либо объяснить, но вот если вы к таким не относитесь, или если решили немного расширить свой кругозор, тогда предлагаю посмотреть как это делают у них.
1. Начнем со станции Materdei. Станцию спроектировал Алессандро Мендини и его архитектурное бюро. Materdei открыта в 2003 году. Она имеет один подземный вестибюль из которого лестничные сходы выходят на площадь Scipione Ammirato. Вестибюль подземный, на поверхности красуется только светопрозрачный фонарь, из него естественное освещение попадает в вестибюль. На выход турникетов нет, есть только такие механические, как в супермаркетах. Кстати разумное решение в плане экономии. Зачем на выход ставить полноценные турникеты как на вход - это же дорого. Автоматы по продаже билетов стоят в нишах. Так же стали наконец делать и у нас, например на новых станциях КСЛ. При таком размещении автоматы не мешаются на проходе и вообще такое решение говорит о том, что проектировщики подумали, прежде чем что то сделать - это всегда очень приятно. Стены вестибюля все отделаны мелкой плиткой. Титаническая конечно работа набирать такие площади такой мелкой плиткой.


2. Наклон спуска на станцию. Тут тоже отделка мелкой плиткой, как будто вы на дне моря. Соответствующее панно и над лестницей. На станцию ведут эскалаторы, а также лестница. Поглядите какая длинная.


3. Естественно есть и лифты. Хотя станция глубокого заложения, лифт все таки сделали, у нас так не умеют пока.


4. Эпическое панно. Итальянцы любят такую вот мозаику. Тут недалеко в Помпеях в домах богатых некогда жителей сохранились подобные по размаху панно. Опять же преемственность поколений. Автор этого панно Луиджи Онтани. Художник тут изобразил себя в роли Пульчинелла.


5. А на стенах все те же подводные мотивы. Какие-то водоросли наверное... В живую круто смотрится.


6. Отделка сводов - нержавейка, тут все довольно лаконично.


7. Еще немного интересного. Это деревянные (!!!) панели из вишневого дерева с вставками из стекла, стали и кораллов. Автор Доменико Бьянки. Тут шесть таких вот работ, по обе стороны от эскалатора. Что меня поражает, так это то, что все эти интересные элементы современного искусства не испорчены вандалами. Особенно это странно оттого, что наверху, в городе, все стены исписаны граффити.


8. В торце боковых залов платформенной части тоже стены заполнены мозаикой.


9. Станция Materdei - станция с классической для нас островной схемой, с тремя залами, включая центральный. По компоновке похожа на соседнюю Salvator Rosa тех же архитекторов, кстати. И это видно, такая же отделка сводов из нержавейки те же стеклянные панели в отделке стен станции. У торцевой стены центрального зала стоит такая вот причудливая хрень. Автор назвал свое произведение "Пятно. Не геометрическая форма №8" а ну теперь все сразу стало ясно. Фишка в том, чтобы привнести яркую ноту в довольно скромный интерьер станции. Ярче трудно представить. Когда станцию открыли композиция не была огорожена стеклом, но видимо побоялись, что креатив поломают и поместили его в стеклянную "банку".


10. Яркая тема продолжается и в отделке стен центрального зала, тот же автор - Соломон "Сол" ЛеВитт. Кстати на него, как на художника сильно повлияли русские авангардисты и конструктивисты, что заметно. Автор известный, его работы украшают многие музеи мира.


11. Интересно, что рисунки на стенах не симметричны. Очень ярко получилось.


12. Проходов между залами всего три. В середине платформы и в торцах.


13. Тут простое матовое стекло без рисунков.


14. А вот на боковых платформах снова крутота. На стекло нанесены картинки разных авторов. Вот креатив Дениса Сантчиара.


15. Вот это крутая тема. Портреты разных политических деятелей, деятелей искусства... довольно странная подборка от  Дино Скардони. На заднем плане видим контуры стран, которых представляют эти известные люди. Для тех, кто не узнал. Слева направа начиная с верхнего ряда: Пьер Паоло Пазолини - итальянский режиссер, Михаил Бакунин - русский идеолог анархизма, Фридрих Ницше - немецкий философ, Беньямин Вальтер - еще один немецкий философ, Луи-Фердинанд Селин - французский писатель,  Жанна Моро - французская актриса. Внизу: Ханна Арендт - еще один немец, основоположник теории тоталитаризма, Марсель Дюшен, Тото - итальянский комик, Жиль Делёз - французский философ, Мао Цзедун и наконец Дебор Ги - французский революционер. Такой вот странный набор.


16. В боковых залах каменные скамейки - круто. А вот реклама на путевых стенах - это конечно печально. Обратите внимание сколько времени вечером приходится ждать поезда - 9 (!!!) минут. Представьте подобное в нашем метро.


17. А вот интересное панно с изображением произведений промышленного дизайнера Джорджа Соудена.


18. Еще иллюстрации на тему известного дизайнера - Стефано Джованнони.


19. Еще немного итальянского дизайна - бокалы от Анны Джили.


20. Гоберт Глигоров - "Легенда о Бобе".


21. Ну и последняя порция картинок - Матильда Балатреси "Мина в цветке" из серии "Война и мир". Современное искусство оно такое.


22. На этом все, едем смотреть другую станцию.


23. Следующая станция - "Музей". Как следует из названия станция расположена рядом с музеем. С археологическим музеем Неаполя - одним из интереснейших местных музеев. Проектировать станцию доверили архитектору Гаэ Ауленте. Она известна участием в реконструкции крупнейших музеев Европы. Наземные павильоны отсылают нас к сооружениям из Помпей, и цвет, выбран соответствующий - помпейский красный. К сожалению местные вандалы внесли свои краски в оформление павильона.


24. Внутри все из стекла - довольно сильный контраст с внешним видом.


25. Смотрится очень светло и симпатично. Вход украшает копия одного из экспонатов музея - бронзовая голова лошади. Тут же мы видим схему линии 1. Схема так себе в плане дизайна.


26. Еще один вход  находится под зданием музея, тут копия очередного местного экспоната.


27. Станция "Музей" пересадочная, тут можно пересесть на линию "2" или на электричку.


28. Еще павильон.


29. Тут такая же отделка - сплошное стекло. Интересно сделано освещение.


30. Особенно круто смотрится вечером. Свет от светильников отражается от всех стеклянных поверхностей, многократно увеличивая количество источников света.


31. Спускаемся в вестибюль.


32. Внизу скучает Геркулес Форнезский, угадайте это копия скульптуры из какого музея?


33. Кроме скульптур стены украшают еще и фотографии этих самых скульптур от местного фотохудожника Доминико "Миммо" Джодис. В его фотографиях они получились очень динамичными за счет использования активных теней.


34. Поражает конечно, что все поверхности отделаны стеклянными панелями - это очень необычно.


35. Идем дальше. Два эскалатора и лестница посередине - типовое местное решение.


36. Было бы еще круто, если стеклянные панели подсвечивали изнутри, как это сделано в отделке перехода между станциями "Красногвардейская" и "Зябликово". Кстати есть ощущение, что идею могли черпать тут.


37. Спускаемся ниже.


38.


39. Платформенная часть. Тут все лаконично. Снова станция с центральным залом. Однако внизу никаких украшательств нет.


40. Станция очень получилась строгой и лаконичной.


41. Ничего лишнего, кроме рекламы.


42. Боковые залы тоже оформлены в том же минималистичном стиле. Путевая стена выкрашена в черный, и если бы не реклама, то единственным ее украшением были бы таблички с названием станции.


43. Реклама в метро везде действует раздражающе.


44. Ну а мы заканчиваем тут и едем дальше.


Про метро Неаполя:

1. Станции Vanvitelli и Salvator Rosa.
2. Станции Materdei и Museo.
3. Станции Dante и Toledo.
4. Станции Univercita и Garibaldi.

Еще про Неаполь и окрестности:

Неаполь. Замок святого Эльмо.
Метро Неаполя.
Помпеи.

museo, метроиталии, materdei, неаполь, метро

Previous post Next post
Up