Наши маяки: Нобска

Oct 22, 2020 22:36

(Из серии заметок о маяках, изученных в летнем парусном путешествии По ту сторону мыса.)

Должен сразу признаться: у меня заняло много лет, чтобы открыть для себя город Фалмут на Тресковом мысе, входящую в него «деревню» Вудс-Хоул и прекрасную велосипедную дорожку длиной в десять миль, которая кончается в Вудс-Хоул у паромного терминала. Собственно, с дорожки всё и началось: мы с батюшкой выехали на неё во время очередного велосипедного путешествия по Тресковому мысу, потом заночевали в Вудс-Хоул, сплавали на на пароме на остров Виноградник Марты… В общем, открыли для себя эти места, и вполне они нам понравились.

После этого открытия я там бывал многократно, и каждый раз я нахожу время, чтобы либо проехать на велосипеде, либо пройти пешком милю из Вудс-Хоул до маяка Нобска. Он стоит на холме - прекрасное место, чтобы смотреть на закат, и на каждый закат здесь собирается небольшая группа воодушевлённых зрителей.







Вид с маяка Нобска
Потом солнце заходит за Вудс-Хоул, короткие летние сумерки превращаются в ночную темноту, мы c батюшкой возвращаемся вдоль моря и вдоль пляжей, и маяк начинает мигать за нашей спиной: одна белая вспышка каждые шесть секунд.




С моря я его тоже много раз видел: с паромов, направляясь из Вудс-Хоул на Виноградник Марты и возвращаясь обратно. Но, конечно, когда до него доходишь самостоятельно и под парусом, испытываешь совершенно другие ощущения. Для пассажира с билетом на плановом паромном маршруте маяк - всего лишь часть пейзажа. Он им любуется. Он его фотографирует.

Когда же до него добираешься самостоятельно - особенно в первый раз, особенно на относительно медленной парусной лодке - маяк становится тем, чем он должен быть: путеводным знаком. Я был очень рад его увидеть. Он внушал спокойствие и уверенность.



Маяк Нобска, вид с пролива Нантакета
В начале девятнадцатого века в деревне Вудс-Хоул базировался довольно большой китобойный флот. Кроме того, если помните наше обсуждение «дыр» (holes), Вудс-Хоул был тогда (и остаётся сейчас) критическим перевалочным пунктом между Сарычёвым заливом, Виноградниковым проливом и проливом Нантакета. С учётом всего этого, необходимость маяка была очевидной, и мыс Нобска оказался очевидным местом: холм на берегу, рядом с Вудс-Хоул и видимый со всех сторон. Сам по себе Вудс-Хоул находится в юго-западном углу Трескового мыса. А мыс Нобска, оказывается - его самая южная точка.

И вот в 1828 году федеральное правительство купило за 160 долларов четыре акра земли на мысе Нобска и построило там первую инкарнацию маяка. Конструкция была типичной для ранних маяков Трескового мыса: деревянный дом смотрителя с восьмиугольной фонарной комнатой на крыше. Мы с вами уже встречались с одним таким экземпляром раньше - на фотографии первоначального Эдгартануского маяка.



Первый маяк Нобска (отсюда)
В течение большей части девятнадцатого века американские маячники (смотрители маяков) должны были считать все суда, проходящие мимо их маяков. Эти записи дают историкам много данных для анализа, а нам позволяют ввернуть какое-нибудь большое число в рассказе о маяке. Например, за один день в 1864 году мимо маяка Нобска прошло 188 судов (из них 175 шхун).

В 1876 году было построено новое здание маяка - сорокафутовая (12 м) чугунная башня красно-коричневого цвета. Она стоит там до сих пор, только теперь уже покрашенная белым.



Второй маяк Нобска (отсюда)



Маяк Нобска в конце девятнадцатого века. На скалах перед ним виден противотуманный колокол (отсюда)
Как почти во всех маяках, которые мы исследовали (за примечательным исключением (Дёрбиевского маяка в Салеме), рядом с башней маяка Нобска всегда был дом смотрителя. В 1907 году рядом построили второй дом - для помощника смотрителя и его семьи. Позже оба дома соединили в один большой особняк.




Этот особняк повлиял на дальнейшую судьбу маяка. В 1985 году, когда маяк был автоматизирован и необходимость в маячниках отпала, командующий местным подразделением Береговой охраны (сейчас оно называется сектором Юго-восточной Новой Англии) сделал особняк своей резиденцией. Таким образом маяк Нобска оказался как бы под защитой Береговой охраны, которая совершенно не спешила от него избавляться.

Однако прошло много лет. И башне маяка, и зданию понадобился капитальный ремонт, и тут Береговая охрана решила, что всё-таки проще будет избавиться от них чохом. В 2016 году их передали городу Фалмуту. Сейчас и башня, и особняк находятся в распоряжении специально для этого созданной неправительственной организации «Друзья маяка Нобска». Башню они уже отремонтировали, и в последнее время водили туда туры, но потом напала пандемия, и это дело приостановили. (Я там ещё ни разу не был; терпеливо жду, пока пандемия волшебным образом рассосётся.) Теперь «Друзья» ремонтируют особняк и планируют сделать из него музей.

В отчёте о нашем июльском плавании я подробно рассказывал о сложном и замысловатом фарватере Вудс-Хоула. Когда мы подходили к нему со стороны пролива Нантакет, то сменили несколько галсов перед маяком Нобска, чтобы правильно нацелиться на фарватер. Маяк стоял там как указатель, как закладка новой главы нашего путешествия.

Мы приняли решение проходить через Вудс-Хоул, и я заступил за штурвал. По мере того, как мы проходили коварный фарватер, я оглядывался время от времени, чтобы убедиться, что нас не сносит течением на скалы.

И каждый раз, когда я смотрел назад, я видел маяк Нобска, который в ответ одобряюще смотрел на меня. Я знал, что он прикрывает мою спину.



Маяк Нобска: вид назад во время прохождения Вудс-Хоул

This entry was originally posted at https://bluedrag.dreamwidth.org/363913.html. Please comment there using OpenID.

photo, sail, lighthouse, buzzards-bay

Previous post Next post
Up