Хочу оставить заметку про еще один гобелен (шпалеру) из Фландрии под названием "Охота на Единорога". Рассматривать детали можно просто так, но интереснее попытатся немного разобратся в символике эпохи.
Охотники в лесу в поисках единорога
Единорог прежде всего символизирует лунное женское начало, целомудрие, чистоту, девственность, совершенное добро, достоинство, силу разума и тела, неподкупность, но это еще не все, и не столь уж все однозначно....
В средние века единорог ассоциировался с идеей девственности Марии и Воплощения Христа (в бестиариях Иисус Христос именуется «единорогом духовным», который «снизошел в утробу Девы»). Считалось, что только девственница может поймать единорога за рог и укротить его. Согласно старинному греческому трактату «Физиологус» («Физиолог») (II-III в.), единорог, положивший голову на грудь Девы Марии, символизировал Воплощение Христа. Кроме того, рог этого мифического животного воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры единорога символизировали смирение Христа.
алтарь Доминиканцев (Retable des Dominicains de Colmar), созданный ок. 1480 года художниками круга
Мартина Шонгауэра.
На левой половине панно представлена сцена охоты на единорога, которая в данном случае объединена с символами Благовещения. Это относительно редкий иконографический вариант, получивший распространение в XV веке: сочетание Благовещения и образов сокровенного сада (hortus conclusus) с такими популярными в светском искусстве сюжетами, как «Охота на единорога» и «Дева и единорог». Ангел Благовещения, архангел Гавриил, изображен с четырьмя гончими псами, символизирующими христианские добродетели: Истину, Милосердие, Мир и Справедливость (обозначены латинскими надписями veritas, misericordia, pax, iusticia). Он трубит в охотничий рог и провозглашает приветствие Деве Марии (слова на бандероли): Ave Maria gratia plena Dominus tecum («Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою»). Трубящий в свой рог архангел и его собаки преследуют единорога, который находит убежище на груди (коленях) Девы Марии, сидящей в запертом саду. Припадание единорога к лону Девы Марии символизирует непорочное зачатие и обретением Христом человеческой плоти. Соответственно, такой вариант охоты на единорога стал считаться аллегорией Благовещения и Воплощения. В некоторых вариантах художники даже изображали, как Младенец Христос спускается к матери по лучу света от Бога-Отца или же едет к ней на спине единорога. Тридентский собор 1545-63 гг. запретил изображать единорога в качестве аллегории Христа и непорочного зачатия (вероятно, из-за известного эротического подтекста этого символа).
«Провансальский бестиарий» согласен с тем, что священная охота - назидание христианам, но аллегорию понимает совершенно иначе: единорог там персонифицирует дьявола, а сцена охоты показывает, что чистота души девы превозмогает зло. Кстати, во многих версиях единорога не ловят, а убивают на месте. И отсекают рог. Словом, смысл поучения рассматривается по-разному (есть и еще трактовки), но и с библейскими притчами такое случается. Главное, что во всех вариантах охота остается священной...
Средневековые миниатюры, картины, гобелены указывают на то, что единорог символизирует чистоту и девственность и, в то же время, силу и меч. Часты изображения единорога в виде ножа, где сам единорог рукоять, а его рог - лезвие. Всякий зверь в бестиариях получал христианскую интерпретацию. Единорог олицетворял единосущность Отца и Сына. Они едины, и рог един. Единорог в то же время применялся как символ ртути (Меркурия), зла и иногда смерти.
В позднем средневековье он "вписался" в систему рыцарской придворной эстетики как спутник и верный слуга Прекрасной Дамы. Впрочем, от восхищения женской властью над сердцем мужчины до поношения бесовской силы ведьм один шаг - единорога превратили в эмблему похоти... В куртуазной литературе отныне он обозначал Попранную Верность (в этой роли он встречался во всяческих светских «Бестиариях любви» - любимом чтении французской знати). Более тонкие умы подмечали, что чистота чистотой, но дева-то обманула, предала доверившегося ей единорога-рыцаря!
The hunt of the unicorn
München Bayerisches National Museum BNM Email Jungfrau mit dem Einhorn (Emailmedaillon) Paris, um 1320/1330 7,0 cm
The hunt of the unicorn Oxford MS Ashmole 1511 fol-14v
Сцен ловли единорога (она называется также «священной охотой») тоже описано немало: «Оказывается, свирепого зверя можно смирить и даже поймать. Для этого в лес, где обитает единорог, следует направить непорочную деву (желательно красавицу). Зверя волнует аура непорочности либо вид обнаженной груди. Привлеченный истинной чистотой, единорог приблизится к деве, и если она его приласкает и поцелует в рог, мирно уснет, положив свой грозный рог ей на колени. Теперь он беззащитен, и охотникам вольно убить или отвести ко двору правителя, дабы показывать заморским гостям». Здесь аллюзия на непорочное зачатие девы Марии очевидна. Несколько, странно то, что дева после этого ловит единорога и приводит к царю,,,, В другом изложении, святой дух, действующий через архангела Гавриила, - это охотник, а единорог - младенец Иисус. Так чуть понятнее, но ненамного. Однако у этой легенды есть "оборотная сторона": если единорог встретит блудницу (хотя бы Марию Магдалину!), он пронзит ее рогом, и это будет не только акт возмездия за поруганное целомудрие, но и... акт греховного, дьявольского прелюбодеяния, ведь рог единорога, кроме всего, является фаллическим символом. Сильный и физически здоровый зверь ассоциируется с сексуальной мощью мужчины, самца, но (опять же двойственность!) из-за своего стремления к уединению (а согласно легендам, единорог -- животное-одиночка) он же является символом монашеской жизни, воздержания. И таких противоречий в трактовке образа единорога еще много!
При желании по тегу " охота на единорога" можно найти большое количество кровожадных мужчин и пропорциоальное им число коварных красоток , и истязаемых редких зверушек.
http://www.flickr.com/photos/28433765@N07/3328122891/in/photostream/Но мы вернемся к шпалерам...
Обнаружение единорога
Нападение охотников
Единорог защищается
Убийство единорога и продажа его замку
Мистическое воскрешение и приручение единорога Девой
(два фрагмента одного поврежденного гобелена)
Пленение единорога
Примечательно, что мы видим именно воскресшего единорога с кровоточащими ранами на теле. Наряду с единорогом, мы видим и такой традиционный символ девственности и непорочного зачатия, как ограда или стена, отсылающая к мотиву запертого сада (Hortus conclusus) («вертограда заключенного»), еще одному символическому обозначению Девы Марии. В искусстве позднего Средневековья и Ренессанса Мария часто изображалась в прекрасном саду, окруженном забором или стеной. Это замкнутое пространство использовалось в качестве аллегории ее «запертого» лона, которое осталось незапятнанным, а также символа того, что непорочная Мария, как стеной, защищена от греха. Одной из разновидностей этой темы в живописном творчестве является изображении Девы Марии с Младенцем в окружении роз (характерным примером является картина Мартина Шонгауэра «
Мадонна в беседке из роз»).Ну и на десерт неподражаемый Гюстав Моро эротические взаимоотношения девушки и единорога довел до художественного совершенства.
Он не солгал нам, дух печально-строгий,
Принявший имя утренней звезды,
Когда сказал: «Не бойтесь вышней мзды,
Вкусите плод и будете, как боги».
Для юношей открылись все дороги,
Для старцев все запретные труды,
Для девушек -янтарные плоды
И белые, как снег, единороги
(Н.Гумилев)
http://Дева и единорогhttp://www.slovarik.kiev.ua/symbol/e/129780.htmlhttp://ksenijacerce.kibla.org/3hortus_en.htmlhttp://www.unicornlady.net/christianity/christianity.htmlhttp://anomalia.kulichki.ru/text/908.htmhttp://www.mishanita.ru/2010/07/07/8706/ http://bellezza-storia.livejournal.com/55914.htmlМария и Единорог:
алтарь в Эрфуртском соборе (начало XV в.),
анонимная гравюра (1450 г.),
резной алтарь из церкви монастыря Дамбек (Dambeck) (1474 г.) (ныне в церкви города Зальцведель),
эрфуртский алтарь в музее Klassik-Stiftung в Веймаре (ок. 1490 г.),
алтарь в церкви Санкт-Севери в Эрфурте (ок 1470 г.),
расшитый антепендиум (завеса для алтаря) из церкви Гельнхаузена (конец XV в.),
иллюстрация из голландского часослова (ок. 1500 г.),
резной алтарь из собора в Любеке (1506 г.),
алтарь из церкви местечка Мария-Гайль (Maria Gail) около австрийского города Филлах (1495/1505 г.),
антепендиум из церкви Св. Креста в швейцарском Лахене (конец XV в.), а также поздний
антепендиум в Епархиальном музее немецкого города Лимбург-на-Лане (1617 г.).