живописец золотых видений

May 21, 2012 13:46

Когда-то эта картина в альбоме Лондонской галереи привлекла моё внимание среди множества других.
"Дождь, пар и скорость" Джозеф Меллорд Уильям Тернер.


Rain, Steam and Speed
1844; Oil on canvas, 90.8 x 121.9 cm; National Gallery, London,Joseph Mallord William Turner

фрагмент..

Позднее я заметила, что картины этого художника неизменно задерживают на себе мой взгляд среди многих других. Попытаюсь поделиться своими впечатдениями от знакомства.


Первые свои картины Тернер усиливал стихами любимых авторов или собственными.
Постепенно художник перешел от работы с акварелями к маслу, интересовался новейшими достижениями науки и активно применял их в своей работе. Тернер  счел своим долгом отозваться на приглашение академии читать в ее стенах курс перспективы. "Главное, к чему надо стремиться в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе", - говорил он в наброске к своей первой вступительной лекции. Настроен он был крайне серьезно, пытался включить в курс лекций все свои знания от  Плиния до современной оптики, но увы, таланта к педагогике у Тернера не было....Один из студентов  отмечал, что «его лекции трудно понять из-за крайней неразборчивости речи. Свои советы он излагает настолько туманно и загадочно, что разобраться в них совершенно невозможно».


Self portrait, age 24 
Джозеф Меллорд Уильям Тернер
Joseph Mallord William Turner
Удивительно, но Тернер был одним  из немногих успешных при жизни  художников, несмотря на свою независимость  суждений. Его манера письма вызывала в обществе раздражение, художника сравнивали с фермером с грязю под ногтями, в  неопрятной одежде. Все дело в том, что Тернер работал не только  кистью, но и  пальцами, специально не стриг  ногти, чтобы снимать лишние слои краски.



Невольничье судно
Slavers throwing overboard the Dead and Dying - Typhon coming on ("The Slave Ship")
1840; Oil on canvas, 90.8 x 122.6 cm; Museum of Fine Arts, Boston
Тернер выставляет семь своих картин в Королевской Академии и сталкивается с волной возмущения и негодования. В центре скандала оказывается картина "Невольничье судно". В основе этой картины - реальное событие. Капитан, перевозивший рабов, распорядился выбросить за борт всех заболевших холерой, так как по закону он мог получить страховку только за людей, погибших в море. Освободившись от живого груза, судно уходит от бури, а брошенные им рабы гибнут в волнах, терзаемые хищными рыбами, вода окрашивается кровью. В этой яркой смеси истории и фантазии, Тернер показывает, что искусство может показать самую суть проблемы, задеть людей за живое и не оставить безучастными к происходящему рядом с ними.....


фрагмент..



Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье, 1842.
Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон
Критика, конечно, не преминула обозвать картину "мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки". Тернер рассердился: "Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было". Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: "Да и видели ли они когда-нибудь море?!"


Последний рейс корабля «Смелый»
The Fighting "Temeraire" tugged to her last berth to be broken up
1838; Oil on canvas, 91 x 122 cm; National Gallery, London

фрагмент




Sunrise with Sea Monsters
c. 1845; Oil on canvas, 91.5 x 122 cm; Tate Gallery, London

Все же к концу 1830-х годов Тернер окончательно вышел из моды. В придворных кругах он никогда не пользовался успехом. Свобода и широта его письма разительно отличались от все усиливающейся мелочности и "вылизанности" картин подавляющего большинства преуспевающих викторианских художников середины века.  На ругань критики Тернер перестал реагировать. Ему больше не хотелось продавать наиболее значительные свои произведения - он делал их для себя и будущих поколений.


Восход солнца в тумане

... Он умер, потянувшись к окну, чтобы еще раз взглянуть на Темзу и на солнце. Доктор, присутствовавший при его кончине, записал, что "как раз перед девятью часами выглянуло солнышко и луч его упал прямо на него - такой яркий, как он любил наблюдать".


Ангел в солнечном свете

Современники Джозефа Мэллорда Тернера называли его живописцем "золотых видений, великолепных и прекрасных, хоть и не имеющих субстанции". Он задумал изобразить солнце, солнечный свет и солнечное освещение с такою правдою, какой до него в живописи еще не бывало. И он стал добиваться передачи солнца во всей его лучезарности. Он долго искал, но своего добился и высказал на холстах то, чего раньше его никто еще в самом деле не изображал.


На подходе к Венеции,1844. Холст, масло, 62 x 94 см Courtesy National Gallery of Art, Washington.

http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/turner/
http://www.centre.smr.ru/win/artists/terner/biog_terner.htm
http://www.intv.ru/v/KNqhrWkFPw&playNow=1(фильм на русском языке из серии "Сила искусства")
http://www.art-spb.ru/artspb116.html

картинки

Previous post Next post
Up