Различные слова об угрозах и обетованиях...

Apr 22, 2016 02:52

Хочется привести фрагмент из Григория Синаита, в котором преимущественно говорится о посмертной участи, о принципах воздаяния и собственно о различных видах и степенях наказания и вознаграждения.

Обращает на себя внимание уже заголовок сочинения (который, впрочем, может и не принадлежит автору, - не важно), где к числу "догматов" не относятся "угрозы и обетования", но они почислены в отдельную группу.
Кстати, что касается догматов... В "Символе веры", в этой "единой догматической формуле", вечность помянута именно как "жизнь будущего века" и сказано, что Царству Господа Иисуса Христа не будет конца. И ни звука о вечной смерти и вечных адских муках. А о мертвых сказано, что они наряду с живыми будут судимы и будут воскрешены.
Попробуем вчитаться в эти любопытные "слова" преп.Григория. На первый взгляд, это - ригористические категоричные утверждения. Но если приглядеться или, вернее, прислушаться, то может обнаружиться, что это не просто зазубренные вышкаленным суровой аскезой умом параграфы, четкие и строгие правила, твердые и однозначные решения вопроса, расставленные как какие-то зарубки или вешки на тяжком подвижническом пути аскета. Это где-то, можно сказать, вольные размышления Григория, его "сердца памятные заметы", совсем нечуждые сочинительства и импровизации, с оттенком и озадаченности и взволнованности перед столь трудным и таинственным предметом созерцания. Ну, во всяком случае, мне эти рассуждения показались не лишенными творческого подхода (и замечу, что под творческим подходом я не имею в виду стилизацию, которая там тоже, конечно, присутствует).
Вообще, чем дальше, тем всё чаще замечаю, что тексты отцов постепенно оживают для меня, как-то расцветают, перестают быть тем скучным засушенным, пыльным и полуистлевшим гербарием в золотой рамочке или в пудовом окладе, каким они нередко представляются поверхностному стороннему взгляду.

***
преп.Григорий Синаит.
"Различные слова о заповедях, догматах, угрозах и обетованиях, а также о помыслах, страстях, добродетелях"
перевод еп. Виниамина (Милова)
...
33. Вечные наказания различны, как и награды добрых. [Мучения] имеют место в аде, или, по свидетельству Писания, в земле темной и мрачной, в земле вечной тьмы (см.: Иов 10, 22), где грешники обитают до суда и куда возвратятся вслед за [конечным] приговором. Слова: да возвратятся грешники в ад (Пс. 9, 18) и смерть будет пасти их (Пс. 48, 15) что иное означают, как ни заключительное определение [Божие] и вечное осуждение.
34. Огонь, тьма, червь, тартар существуют [уже на земле] в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества, в неутолимой жажде чувственного наслаждения, в трепете и смраде зловонного греха. Эти залоги и преддверия адских мук еще здесь действуют в грешных душах и возникают в них вследствие [страстного] навыка.
35. Привычки к страстям суть задатки мучений, тогда как обнаружения добродетелей - [ключи] Царства Небесного. Следует заповеди считать и именовать действиями, а добродетели - навыками, подобно тому как и пороки благодаря их устойчивости называют привычками.
36. По вечности награды равны наказаниям, хотя многие кажутся неравными. Одним [людям] Божие правосудие воздаст вечную жизнь, другим - вечное мучение. Те и другие, хорошо или худо проходя нынешний век, по своим делам унаследуют возмездие. Количество же и качество воздаяния  будут сообразны навыкам и проявлениям страстей и добродетелей.
37. Огненными озерами являются сладострастные души, в которых, как в смрадных болотах, зловоние страстей питает неусыпающего червя распутства, необузданную похотливость плоти, [питает] змей, жаб и пиявок неистовых страстных влечений, преступных и гибельных помыслов и демонов. Такое [духовное] устроение здесь находит залог будущего мучения.
38. Как зародыши [адских] мучений незримо таятся в душах грешников, так и начатки [небесных] благ сообщаются и обнаруживаются в сердцах праведных чрез Святого Духа. Царство Небесное есть добродетельная жизнь, [равно] как мучение [адское] - страстные навыки.
39. Надвигающаяся ночь есть, по слову Господа, будущая тьма, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). Или, по другому изъяснению, это антихрист, называемый ночью и тьмой, или еще по нравственному толкованию это непрерывная беспечность [о спасении], которая, как беспросветная ночь, умерщвляет душу сном нечувствительности. Ночь [в прямом смысле этого слова] делает всех сонливыми и служит образом смерти от умерщвления. А ночь будущей тьмы опьянит страданиями мертвых и бесчувственных грешников.
40. Суд этого мира есть неверие нечестивых, по евангельскому изречению: Неверующий уже осужден (Ин. 3, 18), и определяется  судебными действиями Промыла в исправлении и обращении [грешников к Богу] и во взвешивании их добрых и злых намерений по [внешним] проявлениям согласно словам: «Да будут отвержены грешники, от чрева матери заблуждающиеся» (Пс. 57, 4). В отношении неверия, наказания и дел праведный суд Божий является [тогда, когда] одних наказывает, других милует, иных же венчает или предает мукам, так как первые - всегдашние нечестивцы, вторые веруют, но беспечны и потому наказываются человеколюбиво. Совершенные же в добродетелях и погрязшие в пороках получат [свойственное им] возмездие.
41. Если наша природа при содействии Святого Духа не сохранится незапятнанной или чистой, как следовало бы, то она ни теперь, ни в будущем союзе не может быть со Христом одним духом и телом. Всемогущей и соединительной силе Духа не свойственно для восполнения пришивать рубище ветхих страстей к новому хитону благодати.
42. Равное достоинство  в смысле образа во Христе будут иметь незаслуженно получившие и сохранившие обновление Духа, невыразимо переживая сверхъестественное обожение. Но никто не будет во Христе или членом Христовым, если еще здесь не сделается носителем благодати, имея в себе, по апостолу, образец ведения истины (Рим. 2, 20).
43. Царство Небесное подобно скинии, устроенной Богом. Оно [по образцу] скинии Моисеевой, имеет в двух завесах изображение [жизни] будущего века. В первую часть [Царства Небесного] войдут все освященные благодатью, а во вторую, как духовную, - только те, которые здесь, во мраке богословия, будучи как бы священниками, в совершенстве священнодействовали тремя силами души. Последние, имея ходатаем [Единого] от Троицы Иисуса, величайшего из священников и первого из священноначальников, проникнут в богозданную скинию и озарятся молниеносным сиянием.
44. Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там [в раю]. Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нем есть [лица] небесные и земные в смысле добродетели [и разные] видения и степени обожения. Иная слава солнца, иная луны и иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе, по словам апостола (1 Кор. 15, 41), несмотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе.
45. Как [почти] бестелесный и нетленный, тот мало-помалу становится сожителем ангелов, кто ум очистил слезами, душу воскресил здесь Духом, плоть покорил разуму и изменил свой по природе «глиняный» внешний образ в световидный и огнезрачный лик Божественной красоты, потому что нетление есть иссякновение телесной влаги и полноты.
46. Неописуемо преобразившись из душевного в духовное, нетленное тело без влаги и тяжеловесности останется [все же] земным, так что будет вместе земным и небесным по богоподобной тонкости. Каким оно было изначально создано, таким и воскреснет, чтобы быть сообразным облику Сына Человеческого вследствие совершенного участия в обожении.
47. Земля кротких есть Царство Небесное, или Богомужное состояние Сына [Божия], в которое мы вошли и входим, восприяв благодатное рождение сыноположения и обновление чрез воскресение. Также святая земля есть обоженная природа или, быть может, есть собственно очищенная для земнородных сообразно их достоинству земля. По другому пониманию, земля, составляющая наследство истинно святых, есть невозмутимая Божественная тишина сверхразумного мира. На ней [этой земле] поселится род праведных, не беспокоимый и не волнуемый ничем, существующим там.
48. Обетованная земля есть бесстрастие, от которого бьет ключом мед и молоко, то есть радость Духа.
49. Святые на небе таинственно вещают друг другу внутреннее слово, произносимое в Духе Святом.
50. Если не познаем, какими нас сотворил Бог, то не будем осведомлены и в том, как изменил нас грех.
51. Равны в отношении духовного возраста достигшие здесь полноты совершенства во Христе.
52. У кого труды - у тех и награды. Количество же и качество [наград] или то, каков их размер, покажут чин и состояние, в которых будут находиться [святые].
53. По нетлению и обожению святые, как написано, будут ангелоподобными умами и сынами Воскресения Христова (Лк. 20, 36).
54. В будущем веке ангелы и святые, говорят, никогда не перестанут возвышаться в умножении дарований и никогда не ослабнут в стремлении к добру, так как тот век не допускает [нравственного] ослабления и уклонения от добродетели к пороку.
55. Усовершившимся ныне мужем признавай того, кто в качестве залога воспринял подобие возрастов Христа. В будущем веке совершенным объявляет [человека] сила обожения.
56. Достоинство и обожение, равные со сверстниками, получит в будущей жизни тот, кто здесь [достиг] совершенных духовных возрастов в добродетели.
 

ГЛАВНОЕ, Предание

Previous post Next post
Up