"Generation П" и "Пирамммида"

May 11, 2011 14:42

На досуге мне выдалось посмотреть два фильма об одном времени. Фильмы об одном времени, но оба таких разных и таких похожих. Похожих на общую тенденцию снимать псевдоисторические и псевдобиографические фильмы, мотивационные баллады гениям и негодяям, словно из "Social Network". Так вот, в отличие от неё эти два фильма плохие. Очень плохие. Можете дальше не читать.



Однако если возьмётесь прочитать, а дальше даже будьте посмотреть, то будьте готовы к неожиданностям в их восприятии. Дело в том, что оба фильма получились до жути не настоящие и идеалистические.



Если вы всё-таки читали Пелевина и Generation „П“, то поздравляю, фильм полностью представляет книгу. Настолько точно, слово в слово, где я ещё никогда такого не видел. Режиссёр с невообразимой бережностью, словно как с благоговением к китайскому сервизу династии Хань относится к тексту, что позволяет актёрам и голосу за кадром лишь читать текст книги. Оттого характеры, словно вырезанные из бумаги того же романа - плоские и скучные, потому что играть буквы и страницы, наверное, сможет редкий актёр. Дело не в том, что фильм плох. Он красочен, ярок, с хорошими актёрами, саундтреком и операторской работой, но в нём нет фильма. То живое хулиганство Пелевина, стёб над девяностыми, цинизм и жесткая политическая и социальная сатира, именно живость - вот что есть в романе. А фильм мёртвый, он не живёт и не смеётся над тем, что происходило и происходит, он не безобразничает и не хулиганит. Он просто идёт ровно по книге.



Однако если же вы не читали книгу, то и тут вынужден вас разочаровать. К сожалению, авторы и актёры с некоторого момента понимают, что рассказать чуть более, чем за полтора часа, прочитать книгу ну никак не получится, и поэтому начинают мельтешить рекламными вывесками, скороговорками и смешением сцен. Нет, нигде не наврано, Татарский и вправду переживает за огурцом, Фарсейкин невозмутим, а Азадовский и вправду вроде как пчела, но всё-таки понять уже многим известную как минимум всуе концепцию орануса и виртуального правительства можно лишь поверхностно, совершенно не ясны переживания и стёб Че Гевары, приплитение Иштар в Расторгуево. Да, всё логично, но подковырки, мелкие петельки из ковра реальности, вытащенные Пелевеным не перенесены на современные рельсы. И проблема не в том, что фильм долго снимался, а в том, что авторы побоялись хулиганить, побоялись вручать Чубайсу помидоры, побоялись политической сатиры. Почему? Из-за страха расстроить теперешнюю власть, посмеяться над театром абсурда политиканов и социальных инженеров?



Фильм, показывающий свободу в несвободной постсоветской России. Наверное так, хотя эта роль должна была быть уготована "Пирамммиде". История г-на Мавроди (почему-то названного Мамонтовым) в отличие от пластиковых и глянцевых кадров из "Поколения П" оказалась очень живой, с глубокими переживаниями и терзаниями героев, со скотством, любовью и романтизмом. Да таким, которого, не поверю, не было в реальной жизни. Этот фильм - настоящее робингудство про заговорщиков, бизнес и наивных, но очень умных и расчётливых идеалистов, вундеркиндов и математиков.



Внезапно, г-н Мамонтов становится главным, хотя и противоречивым положительным героем. Хотя из-за его кристаллизованной идеалистичности гибнет его жена, а из-за метаний и последней веры в человечество и рушится весь план, он несёт добро и свет и обещает вернутся. Причём совершенно непонятна сказка о добре и зле на бизнес-джете в чёрном костюме на фоне общества и вкладчиков. Нет, скот он везде скот, и куда ты дёрни верёвочку - туда он и пойдёт. Но всё-таки я ещё не настолько молод или стар, чтобы не помнить настоящие купания в "мамонтовках", смех и отчаяние наивных людей, и абсолютное безразличие к идее и самому г-ну Мавроди. Кто выходил? Поддерживал его? Ну, наверное, фанаты есть во всём, но в 90ые были важна нажива, жратва и деньга, а не борьба за свои вклады. Деньги, бабки. Лавэ. А тут это настолько второстепенно, зло и эпизодично, что я несколько раз на протяжении фильма порывался открыть кошелёк и съесть пятитысячную купюру.



Фильм полон пафоса и идеализма, хотя не лишён здравых, но страшно спрятанных под политкорректностью идей. Идей, которые и в "Социальной Сети" сподвигали к желаниям жить и делать. Только у фильмов послевкусие плохое, горчат они российской реальностью, закрепощённостью и цензурой. Словно подачка дырявой, проеденной молью, шубы с барского плеча. Вот - она - говорите о свободе и критикуйте.



Эгей, мистер Путин и Дмитрий Анатольевич, быть может про вас тоже надо снять фильм, может даже посмертно о героизме какого-нибудь бизнесмена или борца с оборотнями в погонах? Долго ли нам ждать этого светлого дня? Слушайте, ну это смешно. Это смешно, ребята. Так же, как и заверения Лёни Голубкова.



Кино у нас снимают и снимают хорошо, несмотря на заверения о упадничестве в кинематографе, хотят говорить и делать. Да вот только... боятся и ласково целуют ягодицы цензуры.

кино

Previous post Next post
Up