Международный день театра

Mar 28, 2012 15:05

Вообще-то он был вчера, но вчера сильно занята была, не успела написать.

Ничего здесь концептуального не напишу, просто несколько заметок из чтения театральных мемуаров, показавшихся мне интересными.

- что означает выражение "танцевать у воды"?
- где горят красные фонари?
- почему иногда говорят: "игра не стоит свеч"?

Танцевать у воды. На первый ответить, думаю, затруднений не доставит. Большинство ответит: потому что, как правило, в балетных спектаклях декорация изображает берег озера, реки или моря. Этим словом обозначали самых бесталанных артисток балета, которые танцевали в самой последней линии кордебалета. Практически верно. Но все же иногда действие и в горах происходит (например, в "Баядерке"). Дело в том, что в старых театрах пожары случались достаточно часто (вспомним пожары Петербургского Большого Каменного театра в начале XIX века и знаменитый пожар московского Большого театра в середине XIX века). Поэтому за сценой всегда был огромный резервуар-бассейн, наполненный водой. Поэтому-то артистов, танцующих в непосредственной близости от этого резервуара, и называли "танцующие у воды".

Красные фонари. Нет-нет, речь не об Амстердаме! В XIX веке, когда заменяли афишный спектакль, вывешивали у подъезда красный фонарь.

Игра не стоит свеч. Опять же, из XIX века, когда не было электрического освещения. Артистам, статистам и фигурантам перед спектаклем давали две свечки, чтоб загримироваться. Понятно, что мелкие служители сцены особым доходом не могли похвастаться, поэтому эти свечки они старались сэкономить и принести домой. А об артистах, которые играли из рук вон плохо или о незаметных статистах говорили, что ему и "зарплаты" в виде этих дву свечек много. Так и появилось выражение "игра не стоит свеч".

Надеюсь, продолжу как-нибудь когда-нибудь эту маленькую подборку театральных курьезов (и исторических анекдотов).

Театральные курьезы

Previous post Next post
Up