Фестиваль балета "Мариинский". Мой третий вечер. Бежар

Mar 28, 2012 00:37


Фестиваль, конечно, не делает пауз, как я. Посетив открытие и " Лебединое озеро", блоха решила зарыться в теплый свитер и подремать. Так как выдержать целиком культурный натиск она уже не в состоянии: блохи тоже устают. Хотя, бывали дни веселые, когда театр блоха посещала ежедневно, все рядовые спектакли, и, разумеется, премьеры. Вероятно, тогда наелась вперед. Теперь вот придирчиво выбирает по театральному "меню".

В этом году полновесных премьер на фестивале не было. Зато приезд труппы "Бежар Балет Лозанна" стОит многих премьер. Четверть века спустя после кармообразующего визита Бежара, хореограф вновь здесь. Но, увы, теперь уже сам Маэстро смотрит на свою труппу оттуда. Тогдашние гастроли Бежара были для Ленинграда культурным шоком, легкое эхо тех потрясений чувствовалось и сегодня на третьем ярусе Мариинского театра. Там открылась выставка фотографий Валентина Барановского, сделанных летом 1987 года, во время совместных выступлений Кировского театра и коллектива Бежара. Выступления в архитектурных декорациях. Баядерочные академичные "Тени" на Стрелке Васильевского острова. Там же мужские "Сиртаки". "1789 и мы" на фоне Михайловского замка. Екатерина Максимова и Владимир Васильев на россиевской пристани в Михайловском саду. Что-то китчевое в костюмах от Версаче в неопознанных интерьерах...  Народ истово ностальгировал. Эпизоды гастролей вставали в голове. Что до меня, то эти гастроил помню, и помню весь тот шум и культурные потряхивания, но на спектакли не ходила - потребности интеллектуальной не чувствовала. Бежар для меня тогда был абсолютно неформатен, мое целомудрие не прельстилось телесностью и чувственностью его хореографии, он для меня был сложен.

Не скажу, что стал легок и понятен и сегодня. Нет, конечно кое-какой опыт за 25 лет я все-таки получила, эстетические предпочтения сформировались и задубели. И Бежар для меня из абстрактно высокого явления мировой культуры стал признанным классиком, работами которого нельзя не восхищаться, которые проникают в тело и сердце.

"Что мне рассказывает любовь". Спектакль 1974 года на музыку III симфонии Малера (IV, V и VI части).

Для самого Малера в его Третьей симфонии "отражен мир... Вся природа получает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны". В каждой части композитору кто-то что-то рассказывает - лето, цветы, звери. Бежар берет вторую половину симфонии, наполненную философским смыслом и содержанием: IV. Что мне рассказывает ночь (человек). V. Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы). VI. Что мне рассказывает любовь... Эта программа в чрезвычайно концентрированном виде и выражает суть балета.

Первая часть балета, женский голос (музыковеды пишут, что это речитатив, но я воспринимала это как пение) ведет мелодию. Голос словно раздвигает пространство, словно луч прорезает темноту. Пластическое голосоведение отдано паре, которые исполняют чрезвычайно целомудренный и в то же время невероятно чувственный дуэт. Поэзия трепета и шороха выражена полутанцевальными намеками, тела лишь соприкасаются, каждый ведет свою мелодию.

Вторая часть - шутливая, солнечная, ребяческая. Под пение детского хора резвятся дети, словно возвещая начало нового дня, где таинственным рефлексиям нет места. Солист этой части - Масаёси Онуки - зажигает не по-детски в классически выверенных и безупречных заносках идеального классического танцовщика. Радостный пленительный танец, беззаботный хоровод, воспоминания о беспечном детстве, в которое нет возврата.

Третья часть балета - логический итог бытия. Постепенно разворачивается действие, заполняется действующими лицами, мужчинами и женщинами. Танец медитативен, порой возниает ощущение, что исполнители движутся в каком-то разреженном пространстве, они подолгу замирают, не теряя при этом энергии движения. Удивительные ощущения! Количество исполнителей увеличивается постепенно, словно новая музыкальная тема вплетается в ткань пластической симфонии тел. Это самая чувственная, одна из наиболее "бежаровских" хореографий, где его плотская телесность преображается возвышенной лирикой.

"Кантата 51" на музыку Баха, спектакль 1966 года.

Сюжет, а точнее, сюжетные намеки, из серии "вечных" - Благовещение, когда Ангел приносит Деве Марии весть о жизни весной. Сюжет этот трактован чрезвычайно радостно. Ангела - Масаёси Онуки сопровождают две смешливые девушки. Да и Ангел не производит впечатления строгого и торжественного посланника: он молод, танец его упруг, девушки беззаботно ему вторят. Может, это два крыла Ангела?

Танец главной героини мягок и нежен, как нежна любовь, пластический мотив - сложенные на груди руки, как часто изображают Мадонну ренессансные художники. Из этого мотива вырастает танцевальная мелодия смирения и доверия. В балете Бежара нет никакого изобразительно-повествовательного библейского сюжета, но есть душевный отклик балетмейстера на него: ликование небесных сфер, нежность материнства, удивительное ощущение вселенского покоя в весьма энергичной и энергетической хореографии.

"Там, где птицы", оригинальная музыка Citypercussion, хореограия Жиля Романа (художественный руководитель труппы Бежара в настоящее время).

В буклете фестиваля об этом спектакле рассказано наиболее подробно. Вероятно, хореограф Жиль Роман не доверяет пластике тел, но ему важно донести что его тревожило в момент создания этого балета. Спектакль этот создавался для гастролей в Китае, соответственно, надо было уважить хозяев и привезти что-то в китайском духе. (Мне это сразу напомнило китчевый номер с дебелыми матрешками в костюмах от Версаче, которые Бежар показал во время своих гастролей 1987 года). Художник Чень Шень Лай написал стихи (текст стихов не напечатали), поэтический ритм вызвал ассоциации с творчеством скульптора Марты Пан, которая в свою очередь в 1959 году вдохновила Бежара на создание балета "Равновесие". Эта долгая предыстория нужна была для оправдания и пояснения происходящего.

Как и положено ученику Бежара, балет Жиля Романа совершенно непонятен. Только если у Бежара непонятность побуждает работать фантазию, вызывает самые разнообразные ассоциации, то хореографию господина Жиля просто смотришь, и отмечаешь:
- вот сидит и качается, словно в наркотической ломке, мужчина
- вот он сидит перед огромным экраном, на котором высвечивается круг
- вот с обратной стороны экрана в круг входит тень женщины (театр теней)
- вот она вышла, в соблазнительном красном платье и танцует такой же соблазнительный дуэт
- вот на сцене дергаются пятерка молодых людей, дергаются весьма задорно, даже с юмором
- наконец экран убрали и увидели обещанную скульптуру, которой так долго интриговали

Сидящая рядом подруга прищурилась и сказала: "Ого, это там печень что ли?". Нет, моя дорогая, там другое, красное и с большой щелью в середине, откуда вылезает женщина (нет, это не ребро Адама!). Женщина и мужчина танцуют какой-то дуэт. Потом женщина уморила кавалера и он натурально помер. Потом пошли намеки на философию: явились 4 ангела, забрали утомленного путника, загорелся звездочками занавес, душа несчастного ожила и пошла по заботливо подставленным рукам вверх.

Вот, собственно, и все. А, все это господин Жиль в своей аннотации назвал "Рождение".

"Болеро", спектакль 1961 года.

Этот балет, думаю, надо по примеру одного из драматических петербургских спектаклей "Женитьбагоголя" называть "Болеробежара". Один из самых знаковых балетов ХХ века, абсолютно бессмертное произведение! 

Бежар, Мариинский театр, фестиваль балета "Мариинский", балет

Previous post Next post
Up