"Большой балет", выпуск 3

Nov 05, 2012 02:02


Эпиграф:

Ежики плакали, кололись, но ели кактус

Причем, ежики - это несчастные (временами) члены жюри, вынужденные поедать конкурсный кактус.


Во вторник утром урывками посмотрела передачу об этом проекте. Вот жаль, что дирекция не послушалась Аллы Сигаловой! У нее был вменяемый и интересный проект: сделать несколько конкурсных дней по определенным темам. Ведь даже фигурное катание (когда там участвовали профессионалы и любители) трудилось по определенным специализациям - один тур посвящен кинокомедиям, другой - народной музыке и т.д. У Аллы Сигаловой была прекрасная концепция - один тур: все танцуют классику; другой тур - балеты дягилевской антрепризы, третий - классика ХХ века, четвертый - современная хореография. И все были бы в равных условиях. Я не понимаю: по какому принципу участники выбирают себе конкурсную программу, по каким критериям их обсуждают (хотя критериев явно два: нравится - не нравится). Конкурс напоминает соревнование по гимнастике, в котором победительницу надо выбрать после одного вида (на выбор участницы). И вот перед судьями выступает одна гимнастка на бревне, другая - в опорном прыжке, третья вообще с обручем крутится, а четвертая представляет вольную программу в синхронном плавании. Вот так и на проекте "ББ": одним сочиняют персональную хореографию, другие в вечной классике щеголяют, третьи берут уроки по скайпу. Стилевая какофония заведомо исключает объективную оценку. И если первые три номера жюри терпело-терпело, было более-менее добреньким, разводя всякие сюси-пуси, то потом уже озверело, когда исполнитель, претендующий на что-то, вышел в номере, где показал красивый костюм и неплохую партнершу.

Выплеснула. Плеснула себе пивка (ага!) - вообще-то предпочитаю брют (это я для тех, кто в гости ко мне соберется), но за неимением онаго... Продолжаю.

Александр Таранов и Ксения Барбашева. Фрагмент из балета "Сказ про Шута...", хореография А. Мирошниченко.

В таких случаях дипломатично говорят: как жаль, что я не видел целого спектакля, наверное, когда смотришь целостное произведение, это производит бОльшее впечатление. Какие-то танцевально-пародийные перепевы "Жар-птицы" и "Петрушки", единственный внятный эпизод - когда Шут пантомимой рассказывает жене о способах его "убийства" и воскрешения. Причем, танцовщик эпизод казней египетских (задушить, забить топором, расчленить и повесить) провел наиболее убедительно. Я бы дала по 10 баллов ради доверия балетмейстеру и полному подчинению его воли. Тем не менее, послушав мнения членов жюри, Блоха устыдилась - никогда не представляла себя такой нечуткой к современной хореографии, в то время как представленный фрагмент оказался выдающимся.

Ольга Смирнова и Владислав Лантратов. "Мелодия" на музыку Дворжака в хореографии А. Мессерера.

Советская идиллия о музе и поэте, в исполнении которой в эпоху развитого социализма сублимировалось отсутствие секса в СССР. Смирнова - слишком холодна и расчетливо, обозначила лиризм. Лантратов выглядел посимпатичнее, перенес штампы из "Шопенианы", "Жизели". Тем не менее, жюри билось в восторге и расточало похвалы. Одна госпожа Вишнева намекнула на недостаточную высоту.

Сергей Полунин. "Буржуа".

Ему даже по скайпу балетмейстер наказывал: "Не изображай пьяного!". Куда там! Образ плохого мальчишки на перевоспитании вновь преследовал господина Полунина, а в изображении пьяного и циничного создания он даже несколько переусердствовал. Выигрышный номер, современный материал, актерские данные соответствующие, но не получилось (с Блошиной точки зрения). Возможно, подвела самоуверенность. Впрочем, Блоха полагает: этот спад приведет к лучшему - Полунин станцевал хуже, чем в предыдущие два дня. Но т.к. он у Блохи в любимчиках, то Блоха даже рада этому провалу - будет интересно понаблюдать как танцовщик справится с выходом из штопора.

Андрей Ермаков. Фрагмент из балета "Жар-птица".

Вот тут-то и прорвало. Зачем этому мальчику понадобился дуэтный танец, в котором и мастерства партнерского не показать, да и актерского начала было маловато. Что за Палех на заднике?! Неужели в спектакле Мариинского театра такие аляповатые костюмы?! Терешкина тоже не показалась совершенством, ее героиня была капризна и надута. Деревянко просто вышел из себя, и я его очень понимаю. Наконец-то прозвучало то, что было в душе у члена жюри, незамаскированное дипломатическими реверансами о полезности и нужности участия в конкурсе.

Анна Тихомирова и Артем Овчаренко в "Колыбельной" Поклитару.

Удивительный номер. Эмоции вроде бы говорят, что это что-то гениальное, или близкое к нему, а разум пожимает плечами: "И о чем?" Что-то очень суровое, жестокое, вне лиричной концепции текста, и хореография - "утробная", с непременным неэстетичным подчеркиванием поз, некоей грубостью и физиологичностью. И ощущение тоски, боли и безысходности. Жюри плакало (в глубине души, где-то очень глубоко).

Кристина Андреева и Олег Ивенко. Дуэт из балета "Анюта".

После прошлого чрезвычайно успешного выступления в "Дон Кихоте" танцовщики стали продолжать разрабатывать линию инженю. Но гениальной инженю была Екатерина Максимова. Кристина же Андреева добросовестно скопировала порядок движений, но продожала радостно и застенчиво улыбаться на протяжении всего номера. Все же только Максимова могла наполнить хореографические банальности этого дуэта искренним чувством. И еще: ну тяжело Блохе смотреть на многократно повторяемые поддержки, когда партнерша опирается руками на плечи, ноги вытягивает в свечку, и юбка падает ей на голову, обнажая бедра и ягодицы... Ну неужели Анюта до того низко пала, чтоб так высоко вздымать ноги?.. Вот ведь ошибочное пристрастие хореографов: на кульминационный момент в адажио танцовщицу надо поднять вверх ногами, и повыше, повыше... Хорошо определил этот номер господин Мессерер: "монотонно". Припечатал.

Кристина Шапран. "Импульс".

Номер, весьма ясный и выдержанный. Блоха не нашла в нем каких-то концептуальных сложностей. Вероятно, круг на полу многое объяснял: попытка человека (совсем необязательно, что это заявленная хореографом женщина Востока в чадре) выйти за рамки воего бытия. Сначала это сделать страшно и боязно: героиня первую часть номера "бормочет" некоторые танцевальные заклинания-формулировки. Затем более решительно начинает проверять границы отведенного ей пространства на прочность. Центральный эпизод - замечательно сыгранный Кристиной - страх и неуверенность, сомнение, рожденное одиночеством. А в финале все оказывается очень просто: чтобы выйти за отведенные тебе пределы достаточно просто выйти из них. Там, конечно, накрутили концептуально про свободу женщинам Востока. Но дело, наверное, в каждом из нас - надо просто постараться выйти из своих границ, в которые мы сами себя поместили.

Лариса Люшина и Андрей Сорокин, pas de deux  из "Щелкунчика".

Явные аутсайдеры проекта, но они и не боятся себе в этом признаваться: мы приехали людей посмотреть, поучиться. Даже писать про этот номер нет смысла - очень по-ученически, немузыкально, со страхом ошибиться, сидящем где-то в подсознании. Как говорил Петипа, "ни грас, ни элевас". Мальчик будет даже поинтереснее партнерши - по крайней мере неплохо сделал жете по кругу, и даже залихватски подбоченивался во время исполнения этого па. Да, говорят, они Вайнонена танцевали? Вайнонена здесь было процентов 40-50.

Подвести итоги надо? Ой, вернусь к началу: хочу более внятной и понятной концепции в соревновании. Окончание будет как в анекдоте про кинорежиссера, пришедшего на съемочную площадку после бурной ночи:

- Сдавай! Ой, простите! Наливай! Ой, извините! Раздевайся! О... Камера! Мотор!

Люшина Лариса, Тихомирова Анна, Шапран Кристина, Смирнова Ольга, Ермаков Андрей, Барбашева Ксения, Андреева Кристина, Полунин Сергей, Таранов Александр, Поклитару Раду, Ивенко Олег, Овчаренко Артем, "Большой балет", Сорокин Андрей, Лантратов Владислав, балет

Previous post Next post
Up