Эпиграф:
Ежики плакали, кололись, но ели кактус
Причем, ежики - это несчастные (временами) члены жюри, вынужденные поедать конкурсный кактус.
Во вторник утром урывками посмотрела передачу об этом проекте. Вот жаль, что дирекция не послушалась Аллы Сигаловой! У нее был вменяемый и интересный проект: сделать несколько конкурсных дней по определенным темам. Ведь даже фигурное катание (когда там участвовали профессионалы и любители) трудилось по определенным специализациям - один тур посвящен кинокомедиям, другой - народной музыке и т.д. У Аллы Сигаловой была прекрасная концепция - один тур: все танцуют классику; другой тур - балеты дягилевской антрепризы, третий - классика ХХ века, четвертый - современная хореография. И все были бы в равных условиях. Я не понимаю: по какому принципу участники выбирают себе конкурсную программу, по каким критериям их обсуждают (хотя критериев явно два: нравится - не нравится). Конкурс напоминает соревнование по гимнастике, в котором победительницу надо выбрать после одного вида (на выбор участницы). И вот перед судьями выступает одна гимнастка на бревне, другая - в опорном прыжке, третья вообще с обручем крутится, а четвертая представляет вольную программу в синхронном плавании. Вот так и на проекте "ББ": одним сочиняют персональную хореографию, другие в вечной классике щеголяют, третьи берут уроки по скайпу. Стилевая какофония заведомо исключает объективную оценку. И если первые три номера жюри терпело-терпело, было более-менее добреньким, разводя всякие сюси-пуси, то потом уже озверело, когда исполнитель, претендующий на что-то, вышел в номере, где показал красивый костюм и неплохую партнершу.
Выплеснула. Плеснула себе пивка (ага!) - вообще-то предпочитаю брют (это я для тех, кто в гости ко мне соберется), но за неимением онаго... Продолжаю.
Александр Таранов и Ксения Барбашева. Фрагмент из балета "Сказ про Шута...", хореография А. Мирошниченко.
В таких случаях дипломатично говорят: как жаль, что я не видел целого спектакля, наверное, когда смотришь целостное произведение, это производит бОльшее впечатление. Какие-то танцевально-пародийные перепевы "Жар-птицы" и "Петрушки", единственный внятный эпизод - когда Шут пантомимой рассказывает жене о способах его "убийства" и воскрешения. Причем, танцовщик эпизод казней египетских (задушить, забить топором, расчленить и повесить) провел наиболее убедительно. Я бы дала по 10 баллов ради доверия балетмейстеру и полному подчинению его воли. Тем не менее, послушав мнения членов жюри, Блоха устыдилась - никогда не представляла себя такой нечуткой к современной хореографии, в то время как представленный фрагмент оказался выдающимся.
Ольга Смирнова и Владислав Лантратов. "Мелодия" на музыку Дворжака в хореографии А. Мессерера.
Советская идиллия о музе и поэте, в исполнении которой в эпоху развитого социализма сублимировалось отсутствие секса в СССР. Смирнова - слишком холодна и расчетливо, обозначила лиризм. Лантратов выглядел посимпатичнее, перенес штампы из "Шопенианы", "Жизели". Тем не менее, жюри билось в восторге и расточало похвалы. Одна госпожа Вишнева намекнула на недостаточную высоту.
Сергей Полунин. "Буржуа".
Ему даже по скайпу балетмейстер наказывал: "Не изображай пьяного!". Куда там! Образ плохого мальчишки на перевоспитании вновь преследовал господина Полунина, а в изображении пьяного и циничного создания он даже несколько переусердствовал. Выигрышный номер, современный материал, актерские данные соответствующие, но не получилось (с Блошиной точки зрения). Возможно, подвела самоуверенность. Впрочем, Блоха полагает: этот спад приведет к лучшему - Полунин станцевал хуже, чем в предыдущие два дня. Но т.к. он у Блохи в любимчиках, то Блоха даже рада этому провалу - будет интересно понаблюдать как танцовщик справится с выходом из штопора.
Андрей Ермаков. Фрагмент из балета "Жар-птица".
Вот тут-то и прорвало. Зачем этому мальчику понадобился дуэтный танец, в котором и мастерства партнерского не показать, да и актерского начала было маловато. Что за Палех на заднике?! Неужели в спектакле Мариинского театра такие аляповатые костюмы?! Терешкина тоже не показалась совершенством, ее героиня была капризна и надута. Деревянко просто вышел из себя, и я его очень понимаю. Наконец-то прозвучало то, что было в душе у члена жюри, незамаскированное дипломатическими реверансами о полезности и нужности участия в конкурсе.
Анна Тихомирова и Артем Овчаренко в "Колыбельной" Поклитару.
Удивительный номер. Эмоции вроде бы говорят, что это что-то гениальное, или близкое к нему, а разум пожимает плечами: "И о чем?" Что-то очень суровое, жестокое, вне лиричной концепции текста, и хореография - "утробная", с непременным неэстетичным подчеркиванием поз, некоей грубостью и физиологичностью. И ощущение тоски, боли и безысходности. Жюри плакало (в глубине души, где-то очень глубоко).
Кристина Андреева и Олег Ивенко. Дуэт из балета "Анюта".
После прошлого чрезвычайно успешного выступления в "Дон Кихоте" танцовщики стали продолжать разрабатывать линию инженю. Но гениальной инженю была Екатерина Максимова. Кристина же Андреева добросовестно скопировала порядок движений, но продожала радостно и застенчиво улыбаться на протяжении всего номера. Все же только Максимова могла наполнить хореографические банальности этого дуэта искренним чувством. И еще: ну тяжело Блохе смотреть на многократно повторяемые поддержки, когда партнерша опирается руками на плечи, ноги вытягивает в свечку, и юбка падает ей на голову, обнажая бедра и ягодицы... Ну неужели Анюта до того низко пала, чтоб так высоко вздымать ноги?.. Вот ведь ошибочное пристрастие хореографов: на кульминационный момент в адажио танцовщицу надо поднять вверх ногами, и повыше, повыше... Хорошо определил этот номер господин Мессерер: "монотонно". Припечатал.
Кристина Шапран. "Импульс".
Номер, весьма ясный и выдержанный. Блоха не нашла в нем каких-то концептуальных сложностей. Вероятно, круг на полу многое объяснял: попытка человека (совсем необязательно, что это заявленная хореографом женщина Востока в чадре) выйти за рамки воего бытия. Сначала это сделать страшно и боязно: героиня первую часть номера "бормочет" некоторые танцевальные заклинания-формулировки. Затем более решительно начинает проверять границы отведенного ей пространства на прочность. Центральный эпизод - замечательно сыгранный Кристиной - страх и неуверенность, сомнение, рожденное одиночеством. А в финале все оказывается очень просто: чтобы выйти за отведенные тебе пределы достаточно просто выйти из них. Там, конечно, накрутили концептуально про свободу женщинам Востока. Но дело, наверное, в каждом из нас - надо просто постараться выйти из своих границ, в которые мы сами себя поместили.
Лариса Люшина и Андрей Сорокин, pas de deux из "Щелкунчика".
Явные аутсайдеры проекта, но они и не боятся себе в этом признаваться: мы приехали людей посмотреть, поучиться. Даже писать про этот номер нет смысла - очень по-ученически, немузыкально, со страхом ошибиться, сидящем где-то в подсознании. Как говорил Петипа, "ни грас, ни элевас". Мальчик будет даже поинтереснее партнерши - по крайней мере неплохо сделал жете по кругу, и даже залихватски подбоченивался во время исполнения этого па. Да, говорят, они Вайнонена танцевали? Вайнонена здесь было процентов 40-50.
Подвести итоги надо? Ой, вернусь к началу: хочу более внятной и понятной концепции в соревновании. Окончание будет как в анекдоте про кинорежиссера, пришедшего на съемочную площадку после бурной ночи:
- Сдавай! Ой, простите! Наливай! Ой, извините! Раздевайся! О... Камера! Мотор!