Прошло более четырех недель после смерти мамы. Наверное, теперь я смогу более-менее спокойно рассказать о том как я ее похоронила в Италии (спойлер: для нас - дорого, по итальянским меркам - не очень). Не вижу ничего аморального и неестественного в рассказе о похоронах: смерть и погребение - то, что нас не минует. Горе, чувство отчаяния и стресс, которые владеют нами в этот период, переносят эти ощущения и на рассказы о похоронах, сообщая им едва ли не чувство чего-то "неприличного". Но, повторюсь, я ничего неприличного в рассказе о похоронах не вижу: этот нелегкий опыт мною пережит. Опять же: хотите - читайте, не хотите - не читайте.
Хронология событий.
15 октября (четверг) в Италии в госпитале умерла мама.
17 октября (суббота)
я прилетела в Италию.
18 октября (воскресенье) я встретилась с маминой соседкой, она отдала мамины банковские карты, которые были у нее на руках. Карты были уже заблокированы, и я совершенно не понимала: как и на какие средства я смогу организовать прощание с мамой. Просто ходила по центру Милана, молилась в Дуомо. Спасибо подруге Анне, которая совсем недавно тяжело переживала уход своей мамы, она мне скинула адреса каких-то ярмарок, лишь бы я только не сидела одна, запершись в своем горе. Я бродила по каким-то выставкам цветов, по ярмарке антиквариата, по историческому центру города, лишь бы не возвращаться в отель и не остаться одной.
19 октября (понедельник). Поехала в госпиталь в каком-то небольшом городке под Миланом. Прежде всего, встретилась с врачом, синьора Мария Кармен рассказала о последних днях мамы, она была при ее кончине, и сразу же позвонила мне. Наша беседа была очень душевная, после которой напряжение наконец-то прорвалось, я смогла выплакаться...
Я ничего не знала: с чего надо начинать, куда обращаться. В морге сказали, что надо взять справку о смерти в местном муниципалитете, т.к. все сведения об умерших отправляются туда. Со справкой мне надо обращаться в похоронное агентство, которые все организуют. На мою просьбу посоветовать к кому обращаться - сказали, что они не имеют права кого-то рекомендовать, и им антикоррупционное законодательство запрещает давать какие-либо координаты похоронных агентств.
Т.к. я не знала где находится муниципалитет, куда мне надо было идти за справкой, то на парковке госпиталя спросила у подъехавшего водителя куда мне надо идти, а он предложил меня туда подбросить, если "синьору не смущает мой фургон". Фургон меня ничуть не смущал. Лишь потом, когда я уже села и мы поехали, я поняла, что это был фургон похоронного агентства, который ранее привез в морг гроб. Мы познакомились, Раньеро оказался одним из владельцев похоронного агентства. На мой вопрос о максимально экономном варианте похорон, т.к. банковская карта заблокирована, а моих денег очень немного, он ответил, что для оплаты похорон банки разрешают снять средства даже с заблокированной карты. Меня это устраивало, я не собиралась обзванивать агентства в поисках бюджетных вариантов, раз мне на пути попался Раньеро, значит, так оно и должно быть. Когда Раньеро привез меня к муниципалитету, оказалось, что рабочий день там закончился (итальянские официальные инстанции имеют весьма своеобразный график работы: с 8.30 до 12.00), справку о смерти в понедельник я получить не успела.
В агентстве все достаточно быстро и профессионально подготовили, они взяли на себя обязанность получить документы о смерти. Мы составили смету. Некоторую сложность вызвало получение разрешения от банка на списание средств с заблокированной карты. Чтобы его получить мне надо было:
1. Взять в муниципалитете у нотариуса свидетельство, что я признаюсь наследницей.
2. Поехать с этим свидетельством в Комо в головной офис.
3. Там оформить документы, по которым потом произойдет списание.
Сложность представляло расписание работы итальянских официальных инстанций: они работают до 12.00 - 13.00. Т.к. в понедельник они уже были закрыты, у меня оставались только вторник и среда (в четверг я уже улетала обратно). Т.е. во вторник мне надо было сначала ехать под Милан за справкой, потом возвращаться в Милан и ехать в другую сторону в банк за разрешением. И я очень признательна директору филиала банка, нам удалось дозвониться до него лично, он дал разрешение не ехать мне в Комо, а привезти документы в миланское отделение, откуда их переправят к нему, и подтвердил директору похоронного агентства, что организация похорон будет оплачена с маминого счета без проблем. Для меня это было большим облегчением: на похороны мамы средства были, и призрак бесплатного захоронения для бедных (в случае отсутствия денег на счете) растаял. В результате, уже в понедельник было назначено прощание с мамой на среду. Это был идеальный вариант: напомню, что я улетала в четверг днем.
20 октября (вторник). В этот день я получила у нотариуса документ, что являюсь единственной наследницей, съездила в банк, отдала все документы для оплаты похорон, купила маме одежду. Самым тяжелым в этот день было то, что я так и не смогла добиться открытия маминой опечатанной квартиры, чтобы взять оттуда одежду, документы и фотографии. Целый день, начиная с 8 утра, я звонила по выданному телефону с просьбой прислать сотрудника и открыть квартиру, но никто так и не перезвонил и не пришел.
21 октября (среда). В этот день состоялось прощание и отпевание.
Утром я привезла в морг вещи. Сотрудники морга одели маму и сделали ей легкий макияж. Их работа была чрезвычайно тактичной и очень деликатной, мама выглядела совершенной красавицей. Я осторожно попыталась узнать сколько надо заплатить, на меня замахали руками. Свою работу они сделали абсолютно бесплатно, никто у меня не просил никаких денег за "грим", "одевание", "вынос тела" и "на помин души".
Да, странно писать об этом, но для меня было очень важно увидеть маму такой спокойной, умиротворенной и невероятно красивой. Я сидела рядом с ней больше часа, говорила с ней, просила прощения, рассказывала разные истории, пела... Я очень благодарна и рада, что мое с ней прощание было таким единоличным, без какой-либо суеты, когда мы с мамой были наедине, и когда у меня была последняя возможность сказать ей то, чего мы, увы, не говорим, когда наши близкие живы...
Потом приехали сотрудники похоронного агентства, гроб перевезли в Дом прощаний. Там священник Русской Православной церкви, у которого мама в свое время исповедовалась и причащалась, провел отпевание. На прощании была только я, священник и еще одна девушка, проживающая в Милане, которая навещала маму и через которую мы держали связь. Затем гроб отвезли в крематорий. Урну получали уже без меня (кремация состоялась 27 октября), также без меня урну отвезли на кладбище и там установили в колумбарии, а мне прислали фото.
Что вошло в счет за похороны:
1. Сбор документов
2. Гроб
3. Катафалк (мерседес), на котором гроб перевезли из морга в Дом прощаний, а потом в крематорий
4. Услуги похоронной команды - двое мужчин в траурных костюмах, которые переносили гроб
5. Аренда зала в Доме прощаний
6. Цветы на гроб
7. Урна
8. Место на кладбище
9. Благоустройство захоронения (ниша в колумбарии, мраморная табличка).
Похороны обошлись почти в 3500 евро. Для меня это запредельная сумма, которой у меня не было. Только потому что, когда мама была в госпитале и она не пользовалась банковской картой, за несколько месяцев там скопилась ее пенсия по инвалидности, на которую и было организовано прощание.
Пока я приняла решение захоронить прах в Италии: кремация состоялась уже после моего отъезда, на перевоз урны в Россию нужен немаленький комплект документов и опять же, оформление и оплата перевозки "груза 200". К тому же, сейчас возможность приехать в Италию по очевидным причинам отсутствует.
Выезд из Италии принес новое парадоксальное знание, озвученное молодым пограничником:
похороны матери в эпоху коронавируса не являются абсолютной необходимостью, а относятся к категории "туризм".
На 40 дней соберу маминых подруг в Петербурге на поминки.