Мог ли Нуреев упасть в обморок (3 раза)?

Mar 19, 2018 18:45

Вчера юбилей у Нуреева был. 80 лет исполнилось. В Институте сегодня торжественно открыли фотовыставку, кто хочет может приходить посмотреть (бесплатно) по понедельникам, средам и пятницам с 11.00 до 17.00 до 30 апреля (если только нет мероприятий в Белом зале). Торжественность придавали выступления друзей и балетных критиков, знавших и видевших Нуреева еще здесь, в Ленинграде в 1958 - 1961 гг. Я тоже выступила в качестве историка б[алета].





В своем сообщении я процитировала объяснительные, которые руководители Театра оперы и балета имени С.М. Кирова писали в КГБ по поводу "инцидента в Париже". Эти документы я нашла в Центральном государственном архиве литературы и искусства (СПб). Сами понимаете, впервые такое случилось, и трясли руководство по полной со всеми вытекающими административно-политическими последствиями. Так вот, три объяснительные - и три совершенно разных характера. В одной объяснительной (парторг) грозно клеймит предателя и описывает его невыносимый независимый характер. Главный редактор театральной газеты пытается понять и рассказать о травле, которую организовали Нурееву люди, от которых он зависел в театре. Приводит даже слова Нуреева: "Когда я танцую, в актерской ложе сидели специально посаженные люди, они демонстративно смеялись над каждым моим промахом". И самая трогательная объяснительная - от директора театра Коркина (можете даже не сомневаться - его, конечно, тут же уволили за развал идеологической работы в театре). Коркин пишет о Нурееве как о сыне, да, о непослушном, дерзком, но с некоторой отеческой заботой, если, конечно, можно такого ожидать в жанре объяснительного письма для КГБ. Он пишет о своих неоднократных беседах с Нуреевым, о вразумлениях. О своем протесте по поводу решения отправить его в Ленинград вместо Лондона. Но он уже ничего не мог сделать. И, описывая события, которые разыгрались в парижском аэропорту, директор театра пишет, что Нуреев, услышав приказ возвращаться в СССР, "трижды падал в обморок".

Вот эта фраза "трижды падал в обморок" вызвала некое подобие дискуссии. Был ли Нуреев настолько уничтожен новостью, что "трижды падал в обморок" или директор театра преувеличил его страдания? Наверняка директор, по свойственной людям искусства склонности преувеличивать, несколько гиперболизировал: в его объяснительной достаточно четко прослеживается стремление насколько это возможно создать положительный образ Нуреева, в который трехкратное падение в обморок очень даже вписывается. Но падения в обморок, свойственные более чувствительным барышням, не очень соответствуют образу Нуреева - дерзкому, нахальному, который не лезет за словом в карман и тут на тебе, обморок!.. Да и свидетели этой ситуации про обморок не говорили. Про то, что он плакал и был потрясен - да; про то, что он сложил пальцы решеткой, показывая, что в СССР его ждет тюрьма - да, но не про обморок.

Но вот вы, мои друзья, допускаете ли возможность падения Нуреева в обморок (даже самого малюсенького, одного и очень кратковременного) при получении им известия немедленно возвращаться в СССР? Вспомните: 1961 год, пусть даже Хрущев с его оттепеллью, но с КГБ шутки плохи. И кто, как не сын политрабобтника, знал что означает бесстрастное, сказанное "сопровождающим": "Нуреев, пройдемте!.." Унижает ли образ великого танцовщика факт потери сознания в этот решающий день?

СССР, Мариинский театр, история балета, балет, Нуреев Рудольф, КГБ, Институт истории искусств

Previous post Next post
Up