Ну вот и отъюбилировали Петипа

Mar 13, 2018 21:31

Ох, наюбилировались!!! Петипа может быть доволен - начествовали его по полной!

Конференция в Академии русского балета получилась, как и все конференции, интересной, полнокровной, информативной, и иногда неоднородной. Были блестящие доклады на новых материалах, были доклады реферативного характера, были доклады из категории "Ах! и Ох!", когда у докладчиков горели глаза, всплескивались восторженно руки, смысл не улавливался, но было ужасно весело. Были и очень странные доклады в плане профессионализма: докладчик не в состоянии проанализировать прессу и, зачитывая цитату из газеты, скажем, "Бретонская правда", в которой говорилось, что Мариус Петипа показал новый балет в 1883 году, высказывает гипотезу: балетмейстер не то приехал с императорской труппой в Бретань, не то сам приехал в Бретань и поставил балет для местной труппы (а была ли она вообще в то время?), хотя речь шла просто о корреспонденции из России (прислал кто-то в "Бретонскую правду" письмо о новостях из России). Но все равно: не зря я три дня провела в самом прекрасном здании мира на самой прекрасной улице Вселенной! И опять же - замечательные, просто супер-замечательные книги выпустил издательский отдел Академии к юбилею Петипа - первое издание о некоторых эспонатах музея Академии русского балета (Елена Байгузина и Елена Адаменко) и заключительный том уникальнейшей "Хроники петербургского балета. Три века" под руководством Наталии Зозулиной.

Что я бы посоветовала улучшить уважаемым организаторам: может, стоит уменьшить число выступающих за счет увеличения времени для доклада. 15 минут это очень мало. Ну или объявлять 15 минут, но рассчитывать программу конференции, исходя из 20-23 минут на докладчика, не сообщая о некотором временнОм имеющемся заделе.  Нет, всё можно успеть, и я в любой тайминг уложусь по неистребимому воспитанию от Н.Л. Дунаевой, которая научила проговаривать заранее доклады, чтобы не нарушить установленный хронометраж. Надо 15 минут - расскажу за 15, дадут 30 - спою на 30 минут, дадут лекцию на полтора часа - будет вам история на полтора часа. Но, увы, не все так вежливы по отношению к организаторам, и могут, невзирая на тикающий секундомер, говорить 30 минут (и не всегда эти 30 минут бывают информативны, увы). Иногда начинается бурная дискуссия, которая "забирает" время другого докладчика. А в итоге страдают те, чьи сообщения в конце: потому что ближе к финалу дискуссию запретили практически вообще, т.к. нужно было отпускать переводчиков-синхронистов в строго определенное время, и поэтому вопросы было велено задавать по окончании мероприятия.

И вот второе. Ну не стоит, наверное, по окончании конференции сказать: "Спасибо за внимание! Все свободны!". У нас столько за три дня накопилось вопросов друг к другу, так хочется пообщаться. А тут - извините, здесь сейчас будет репетиция, просьба освободить вагоны зал... Именно поэтому организаторы большинства конференций и приглашают всех участников в финале на фуршет или совместный ужин. И именно это наше прекрасное общение по окончании всей научной части становится началом дружбы и укреплением наших профессиональных интересов. Как. например, это было в Бордо!

О, Бордо и Паскаль Мелани - это отдельная песня (можно посмотреть по тэгу Бордо)! И дело не в том чудесном ужине - вы можете себе представить великолепную французскую кухню в сердце Франции - но именно в том неформальном общении, которым мы насладились, как, впрочем, и высокой кулинарией! И получилось, что мы как-то растерянно вышли из Академии, хочется говорить, общаться. В общем, подхватили тех, кто был рядом, и пошли уже догуливать в близлежащее кафе. Встреча была наичудеснейшей! Разговаривали мы на смеси испанского, итальянского, французского, русского и английского! И все прекрасно поняли без какого-либо перевода.

Вот вам малюсенькие крохи с научного стола конференции:

- Пьерина Леньяни отличалась отменным аппетитом: в день спектакля она плотно завтракала, потом съедала обед из 4-6 блюд и запивала бутылкой кьянти. После чего приступала к своим знаменитым 32 фуэте (Валентина Бонелли Valentina Bonelli, Италия).
- жалко было до слез Петипа в последние годы жизни, когда его единственным собеседником был дневник, где он, 85-летний, пишет душераздирающие строчки: "Мама, дорогая мама, ты - единственная кто меня любил! Дорогая мама, я иду к тебе, прощай, жизнь!" (Паскаль Мелани Pascale Melani, Франция)
- благодаря этой женщине Петипа в итоге и оказался в России - драматичнейшая история как он с возлюбленной убегал из Испании и телеграммы с его описанием были разосланы по всем заставам Франции и Испании - на этой фотографии она 10 лет после того рокового побега (Лаура Ормигон Laura Hormigon, Испания). А уж после конференции (в кафе) мы услышали от Лауры об этом инциденте тааакие подробности, о которых в приличных домах не говорят :-)



- о литературных пристрастиях и методах чтения Петипа (Сергей Конаев, Москва)
- а какие обалденно сочные цитаты из париской прессы о Люсьене Петипа, Марии Суровщиковой-Петипа, Марфе Муравьевой нам зачитали! ("Петипа - император пируэтов") Завидую французам: в нашей стерильной обстановке 1840- 1850-х годов невозможно было писать что-либо критическое - ибо если ты критикуешь императорские театры, значит, ты критикуешь императора, поэтому и балетные реценззии были достаточно однотипными (существовало негласное распоряжение от цензоров в каком ключе следует писать балетные рецензии, например, нельзя говорить, что танцовщица плохо справилась с ролью, но надо писать: "Ей надо еще развиваться, в будущем она станет прекрасной балериной" (с). А французы не стеснялись в выражениях, оттого все доклады, построенные на французской прессе были настоящими сокровищами!!! С огромной признательностью к уважаемым коллегам - Эмануэль Делатор-Дестемберг Emmanuelle Delattre-Destemberg, Мариушу Водзицкому Mariusx Wodzicki, Бенедикт Жаррас Benedicte Jarrasse и Роману Фейсту Romain Feist.

Вот милая карикатура как Люсьен Петипа жонглирует балериной: обратите внимание как он высоко подкидывает танцовщицу в воздух.



Ну и скромно про себя, любимую. Доклад мой прошел отвратительно.



Я не рассказала ничего нового. Я грубейшим образом нарушила правила приличия и произносила слово "подарки", между тем как в уважаемом обществе не произносят слово "подарки", заменяя его - "подношения", я не привела Высочайшие подарки в определенную классификацию, я не сформулировала научную систему Высочайших подарков, я не систематизировала Высочайшие указы относительно правил проведения бенефисов и наград, я не отразила в своем докладе по какому принципу и как распределяли подарки от Высочайшего имени, я не назвала все инстанции, которые согласовывали подарки от Высочайшего имени, я не продемонтрировала чеки из магазинов, в которых покупали подарки, я не... В общем, по окончании моего доклада дама со строгим лицом и презрительно поджатыми губами (как выяснилось позднее - сотрудница музея Академии русского балета) меня отчитала, как нашкодившего котенка, который не в состоянии воспользоваться лотком. В своем выступлении, полном брезгливости ко всем таким "исследователям" как я, она продемонстрировала легендарую петербургскую высокую культуру дискуссии. После чего, на финальной фотографии она встала прямо в центр группы, включив таким образом себя в состав докладчиков международной конференции. Наверное, она очень крупный и знаменитый балетовед-петипавед, но я, по своему невежеству и дремучести, совершенно не знакома с ее научными трудами...


история балета, Академия Русского балета, Петипа Мариус

Previous post Next post
Up