Мир всем! Я - Ольга, гид-переводчик из Санкт-Петербурга. Это прекрасная профессия, для нее учиться не надо, достаточно быть филологом, психологом, историком, искусствоведом, массовиком-затейником и отвечать на элементарные вопросы типа: "А где в Эрмитаже могила Чингис-хана?". В основном ездишь в автобусе, машешь ручкой: "Посмотрите налево, посмотрите направо!". Да, еще важно уметь рано вставать и быть всегда веселой, т.к. люди приезжают к нам в отпуск за положительными впечатлениями. Санкт-Петербург положительные эмоции дарит постоянно. Приглашаю вас в один типичный день гида-переводчика в субботу 4 августа. Сегодня мы посетим Величайший Музей мира. Под катом - 68 эпизодов из жизни гида-переводчика и Эрмитажа (могилу Чингис-хана мы не увидим).
1. 3 августа подъем достаточно поздний, в 7.15, т.к. встреча с гостями назначена на 10.00.
2. Из утренних процедур покажу лишь кофе: гид-переводчик - это вечный энерджайзер.
3. Нетипичное для итальянцев имя:
4. Суббота. 9 утра, кипит работа, в ближайшее время должны наконец-то открыть дорогу через железнодорожные пути у Старой Деревни:
5. Время: 9.08 - я в метро "Черная речка". Да, там, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Как в анектоде: "Странно, попал Дантес, а памятник Пушкину поставили". Голова нашего всего выглядывает из-за строительного заборчика (кругом стройки!)
6. Контрльное время: 9.29 - я на "Чернышевской".
7. Иду с опережением графика, можно пройтись пешком по Фурштадтской. Город еще спит. По субботам ранним утром на улицах только гиды и туристы.
8. ...и новобрачные... Дворец бракосочетания № 2 (в советское время известный как "Дворец на Петра Лаврова"). Было дело, и Блоха там блошилась, в смысле, замуж выходила (в браке пребывает и по сей день)...
9. Рядом, не отходя от кассы, не затягивая процесс, - Дворец торжественной регистрации младенцев "Малютка". Блоха обошлась без помпезности и своих блошат регистрировала по-старинке, в ЗАГСе, точнее, муж пошел и взял документ, без всякой торжественности. А вот когда Блоха была блошонком, то ее сюда затащили в связанном виде (фотография в семейном архиве есть) и зарегистрировали гражданином Советского Союза. Еще и медаль дали "Рожденной в Ленинграде".
10. Атланты олицетворяют мощь отцовского начала важную роль отца в воспитании подрастающего поколения.
11. Еще 25 минут бодрого шага и я на месте:
12. Строгий охранник спрашивает пропуск и, узнав что я - не гость отеля и у меня пропуска нет, отказывается меня туда пустить. А как же, бдительность - превыше всего. Отель - режимный, в непосредственной близости к Администрации города. Мало ли какие у меня намерения... Даже прыткой Блохе кордоны не пройти.
13. Но туристы мои - люди пунктуальные, они уже сидят в холле. Машу им рукой, они выходят.
14. Сегодня я работаю с семьей из 4 человек - муж, жена и двое детей: Беатриче и Джорджо.
- Мы хотим Эрмитаж на целый день.
- Легко! Эрмитаж по субботам как раз до 21.00. Идем? Всего-то пять километров.
- Неужели так далеко? Ведь мы заказали гостиницу в центре!
- Вы, конечно, в центре - вот, например, в непосредственной близости Смольный собор. Но сам-то город занимает площадь 600 квадратных километров...
- Мы поедем на метро?
- Запросто! 25 минутпешком - и мы у метро.
- А почему так далеко? Неужели радом нет никакой станции?
- Видите ли, рядом находится Администрация Санкт-Петербурга, неужели вы думаете, что слуги народа на работу на метро ездят? К тому же, метро рядом с ними чрезвычайно опасно: вдруг террористы подкоп сделают?..
15. В общем, мы вызвали такси. Пока оно добирается до нас, обозреем окрестности. Смольный собор, творение великого Растрелли. Кстати, площадь перед ним - одна из немногих в Санкт-Петербурге, носящая имя итальянского архитектора.
16. Рядом - площадь Пролетарской Диктатуры (да-да, осталось это название!) и здание Смольного института Джакомо Кваренги, где и располагается администрация Санкт-Петербурга.
17. На танках к нему не подъехать - заграждения.
18. В случае опасности из земли вырастут барьеры, как на железнодорожных переездах:
19. - А это кто? - вопрошает одиннадцатилетний Джорджо. Даю краткий курс истории ВКП(б). Для закрепления материала фотографируемся (чтоб Джорджо, когда вырастет, не забыл):
20. Тут нам позвонили, что такси поданы, и мы поехали в Эрмитаж. Буря, скоро грянет буря (искусствоведческо-развлекательно-познавательная).
21. Очередь очень даже маленькая. Но мы к ней не имеем ни малейшего отношения - ммы вошли, минуя всякие кордоны и очереди, т.к. билеты у нас были заказаны предварительно.
21. Итак, у меня здесь целый день. Начнем, пожалуй! Как водится, от истоков. Итак, Михаил Федорович родил Алексея Михайловича, Алексей Михайлович родил Петра Алексеевича (мы в галерее с портретами русских царей и императоров). Коротенечко, с шуточками-прибауточками минут на 30... О, вот уже и 11.10 (Эрмитаж открывается в 10.30). Мы как раз дошли до Малахитовой гостиной:
22. Продемся по экспозиции "Русский интерьер XIX - начала ХХ веков". Туристы очень это любят.
23. "Шоб я так жил!". Мой любимый интерьер - Библиотека Николая II. Любимый с точки зрения назначения. Я тоже ужасно хочу такие же просторы для личной библиотеки. А то книги выживают меня из нашей небольшой квартиры... Кстати, с дочерью архитектора Блоха имела счастье общаться. Великая была женщина (не по архитектурной части, по искусствоведческой).
24. Обожаю внутренню часть Эрмитажа! Вот один внутренний двор. Правда, смотрительница обиделась, что я его фотографирую: "Мало вам экспонатов! Обязательно надо снять что-нибудь неэстетичное..." А я считаю, что в Величайшем музее мира нет ничего неэстетичного, и в этих эрмитажных дворах-колодцах такое очарование!
25. - Гости дорогие, если Блоха сейчас не смочит горло, то вы ее больше не услышите по причине пропажи голоса.
Да, голос у нас - гидов-переводчиков - основной инструмент. Болтаем мы безостановочно, к концу сезона на горле мозоли возникают... Веер, кстати, тоже не для красоты: без веера в Эрмитаже делать нечего, ибо кондиционеры поддерживают необходимый температурный режим только для картин. Обычно за туристический сезон (3-4 месяца) гид-переводчик "снашивает" 4-5 вееров. Мой рекорд был поставлен в прошлом году: 7 вееров. В этом году как-то полегче - не фотографии лишь третий веер в сезоне 2012.
26. Ну, продолжим! А вот, кстати, самая большая в мире ваза! 28 тонн. Как заносили в зал? Да никак! Сначала втащили вазу, потом построили стены.
29. Возвращаемся через Египетский зал. Да, и у нас есть мумия... Рядом с мумией стоит табличка с просьбой не фотографировать. Уважим просьбу жреца Па-ди-иста, скончавшегося 21 век назад, и не будем фотографировать его бренные останки. И, словно одобряя наши мысли, грянуло "Буууум!". Гости встрепенулись, а я их успокоила: "Полдень. Стреляет пушка с Петропавловской крепости".
30. Второй раз поднимаемся по Иорданской лестнице Зимнего дворца (первый раз не сфотографировала). Обратите внимание на лампы. Понятно, что в XVIII - XIX веке лестница освещалась свечами. А вот как запихивали свечи и как они горели фитилем вниз?
Ответ: да никак не горели! Потому что эти лампы были спроектированы в начале ХХ века для электрических лампочек, но в стиле барокко XVIII века.
31. Прошли галерею прикладного искусства Средневековья. Вам эта собачка кого-нибудь напоминает? Умерьте вашу фантазию, собачка украшала камин XIII века!
32. Мы в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Висячие сады Семирамиды Севера.
33. Взгляд на часы - 12.30!
34. Подставка для зонтиков. Надпись "Выход" - не для нас. Мы легких путей не ищем!
35. Ага, если есть народ и не видно картин, - то это зал Леонардо да Винчи! Нам повезло: перед нами стояла всего лишь одна группа.
36. Так, первый оппортунист в наших рядах. Джорджо жалобно спрашивает: "А обед будет?". Будет, дорогой! Только отсюда надо выбраться. Спускаемся по Советской лестнице. Название отнюдь не от советской эпохи, а потому что по ней поднимались члены Государственного Совета.
37. Под лестницей из женского, пардон, туалета, открывается вид во внутренний дворик Эрмитажа. Окна выходят прямо на кошачий красный уголок. Там постоянно происходят хвостатые собрания. Сегодня коты, вероятно, разошлись по своим рабочим местам, осталась лишь председательница местного профсоюза:
38. Пересекаем Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа, где выставлены античные греческие вазы. Один из красивейших мозаичных полов в мире!
39. Далее - маршрут, по которому мы уже ходили: зал Колыванской вазы (самая большая ваза в мире), Египетский зал. По пути бросаем взгляд в еще один внутренний дворик:
40. И вот он - ЭРМИТАЖНЫЙ БУФЕТ!!!
41. Джорджо счастлив. Мы посидели еще немного. И вновь, в третий раз, поднялись по Посольской (Иорданской лестнице). К 14.00 народу в Эрмитаже прибывает.
42. Быстренько пересекаем Павильонный зал. Часами "Павлин" мы полюбовались часа полтора назад в спокойной обстановке, а теперь к ним не подойти:
43. Контрольное время: 14.00. Мы в Эрмитаже уже больше трех часов. Туристы молодцы, держатся!
44. Галерея Рафаэля - копия знаменитых лоджий Рафаэля в Ватикане. Ну не могла Екатерина II страну без присмотра оставить, и отправиться в путешествие за границу, а лоджии Рафаэля страсть как хотелось "живьем" увидеть. Что ж делать? Соорудить лоджии в северной столице! Что и было выполнено. Не буду обижать итальянцев рассказом, что наша живопись - копия рафаэлевских росписей, сделанная в XVIII веке, а то, что они имеют у себя в Италии - восстановлено в ХХ веке уже по нашей копии, т.е. итальянский оригинал - это копия с российской копии XVIII века...
45. Одиннадцатилетнего молодого человека без рыцарского зала оставить нельзя!
46. На лошадок поглазели - нас ждет живопись! В зале Рафаэля народу много:
47. Зал Тициана переполнен:
38. В зал Леонардо да Винчи лучше не соваться, но мы, к счастью, там уже были... После 14.00 в Эрмитаже - жаркое время. Самый актуальный в это время зал - со скульптурой Микеланджело, там воздух кондиционируется, создавая идеальную обстановку для фресок на стенах. Но и этот небольшой зал заполнен. Почему Микеланджело так любят китайцы?! Причем, они стоят там подолгу, минут по пять, при том, что на весь Эрмитаж они отводят минут 45-50.
49. "Скорчившегося мальчика" китайцы фотографируют во всех ракурсах и изо всех поз. В результате видим двух скорчившихся мальчиков. Коленка аутентичного, а не китайской копии - слева.
50. На китайцев посмотрели, пойдем итальянские виды узнавать. Каналетто для этого подходит идеально. "Прибытие французского посольства в Венецию". Если на картину смотреть справа, то дворец Дожей занимает половину полотна, а если слева - то только треть. Туристы присматриваются и примеряются.
Каналетто слева:
51. В процессе движения:
52. Папа-инженер дает научное обоснование эффекту перспективы:
53. Теперь давайте про зверюшек. Поттер (Паулюс - не Гарри!):
54. Что можно рассказать о собачке? Тут мы выявляем элементы "репрезентативного" портрета, т.е. парадного (а их мы уже насмотрелись предостаточно). И находим все элементы: и положение фигуры, и дворец-будку, и драгоценности короны (огромную цепь), и пейзаж, дополняющий рассказ. Вроде бы пес счастлив должен быть: все у него есть, и даже шикарный кусок мяса. А вот он не рад:
Тут, конечно, можно разводить философию о свободе-несвободе и о том, что никакой кусок мяса перед тобой не стОит радостей свободы... Добавлю только, что художник написал эту картину вскоре после женитьбы. Папа-инженер понимающе кивает...
Обожаю зал Рубенса! Там я чувствую себя желанной женщиной художника - куда ни кинь взор - сплошные мои формы. А так как Блоха - человек скромный, то "заливать" пост своими изображениями, пусть даже в интерпретации Рубенса, не буду. Кстати, зал еще хорош тем, что там много-много скамеек, на которых можно сделать привал.
55. В Ван Дейке наблюдали за руками - согласно одному из преданий, у Ван Дейка была любимая натурщица, женщина чрезвычайно страшненькая, но которую художник очень ценил. У нее были потрясающей красоты руки, которые живописец изображал на всех полотнах.
56. Тааак! Всего-то 15.00:
57. ...а Джорджо уже спёкся! Он жалобно скулит: "Я больше не могу" и эвакуируется. Наши ряды, как во время бегства Наполеона из России, стремительно редеют. За сыном устремился папа:
58. Ничего страшного. Мы, женщины, еще и не такое выдержим. Полчаса спустя, к 15.30:
59. ...добрались до Пикассо. Тут тоже можно посидеть и вспомнить один из анекдотов. Так и быть, расскажу:
Приехал как-то Пабло Пикассо в Нью-Йорк, вышел погулять с женой, и потерял ее в суматохе большого города. Пошел в полицию: так мол и так, жену потерял.
- У вас есть ее фотография, сэр?
- Нет, но я вам ее портрет нарисую.
Нарисовал. К вечеру, сверяясь с рисунком, в полицейский участок доставили 5 швейных машинок, 10 утюгов, 3 троллейбуса, 12 стиральных машин и один трамвай.
60. Дамы тоже как-то томно смотрят на Дворцовую площадь, а вид из залов импрессионистов на город потрясающий! Упросили они меня двигаться потихоньку к выходу. Но я их протащила еще по апартаментам Марии Александровны. По дороге нам встречались павшие бойцы, не выдержавшие схватки с Великим Искусством:
61. И целый отряд, судя по всему, без потерь, вышедший из окружения:
62. На выходе из Эрмитажа нас провожает смотритель:
63. Вижу, что гости благосклонно относятся к кошачьим, сердце мое окончательно переполняется к ним любовью (к туристам - к кошкам мое сердце давным-давно переполнено), показываю им свой самый любимый эрмитажный знак:
64. Ну что? Всего-то 17.00! Эх, халтура. "Хотим целый день в Эрмитаже!", а сами только шесть часов выдержали. А ведь для таких как они Эрмитаж по субботам продлил расписание аж до 21.00. Вот и делай добро людям!..
65. Как у нас хорошо! Вид на Каменный остров:
66. Возвращаюсь домой. Дорожные работы продвинулись, кучу песка убрали.
67. Дома!!!
68. Уж извините, вечер не фотографировала: тут все обыденно - дом, кошка, Олимпиада. Ладно, кошку покажу, а то она недовольна, что я внимание каким-то котам музейным уделяю, а ей нет (кстати, где она была утром, почему я ее не сфотографировала?).
Надеюсь, этот краткий визит в Величайший Музей мира вызвал у вас желание посетить его уже не виртуально. Ну, если не Эрмитаж, то что-нибудь еще. "Вы хочете экскурсий? Их есть у меня!" (с).