Все еще разрозненные и несистематические заметки о нашем круизе 12-22 ноября.
21 ноября мы прибыли в Неаполь. Экскурсии там были стандартные: Помпеи и обзорная экскурсия по Неаполю. Потом была пара часов свободного времени. А т.к. экскурсия закончилась у театра Сан-Карло, знаменитейшего театра Европы, грех было не попытаться туда попасть. Тем более, через полчаса туда начиналась экскурсия. Билет стоил не то 5, не то 6 евро. Оно того стоило! Перед началом визита экскурсовод, узрев во мне иностранку, предложила дублировать свой рассказ и на английском (ради меня одной!), но мы справились и на итальянском.
Когда мы были в Неаполе, фасад театра закрывали леса. Так что это фото (и только это) - из интернета. Остальные - снятые на телефон.
Театр Сан-Карло был построен по приказу короля Карля VII и носит имя его небесного покровителя. Это был образованный король, кроме постройки театра, строил разные красивые дворцы, а также финансировал раскопки Помпей. Раньше на месте театра были торговые лавки, мотив их аркад можно увидеть на фасаде здания. Строил театр любимый архитектор короля. Торжественное открытие театра состоялось 4 ноября 1737 оперой Метасатазио "Ахилл на Скиросе". Сегодня Сан-Карло - старейший музыкальный театр в мире из действующих музыкальных театров. В 1816 году театр сгорел, но был восстановлен всего за девять месяцев, в 1817 году. В 1872 году впервые в истории музыкальных театров в теате Сан-Карло строится оркестровая яма (по просьбе Джузеппе Верди). А раньше оркестр делился пополам и находился на просцениуме, жался по бокам. После Первой Мировой войны Сан-Карло становится Teatro pubblico.
Бюст Джузеппе Верди в фойе театра. Композитор кажется почему-то очень сердитым.
В театре 1379 мест. Сначала театральный зал был в цветах династии Бурбонов - серебряно-голубой. После пожара зал отделали в цветах Савойской династии - золото с красным. Длина партера 28 метров.
Над сценой - герб (не помню чей). Под гербом, на арке, там где нимфы и музы волокут колесницу, - часы. Стрелки нет, т.к. часы водяные, перемещается циферблат. На час рука указует. Подтверждаю: мы в театре были около 16.00.
В театре потрясающая акустика, которая устроена по "старинным рецептам": на потолке очень туго натянут холст-плафон, который создает "эффект барабана". Живопись плафона изображает Минерву, которая вручает нобелевскую премию, "Золотую маску" коронует трех великих поэтов - Гомера, Виргилия и Данте, ей асисстирует Аполлон, подводящий к богине означенных поэтов. Вокруг, как водится, тусуются нимфы, гении и музы.
Императорская ложа. Театральная легенда рассказывает: накануне торжественного открытия театра Сан-Карло Карл VII пишел проверить театр. И удивился, не увидив коридора, который бы соединял его дворец с театром. Говорят, за одну ночь архитектор выстроил такой коридор.
Одним из элементов декора являются зеркала. Они присутствуют в каждой ложе. В XVII - XIX веках, до электрификации, они отражали свет свечей. Также по ним король следил за своими подданными: кто пришел в театр, чем они занимаются в ложах, усердно ли слушают оперу, или ведут всякие шуры-муры. Еще одна версия. По правилам того времени аплодировать можно было после короля. Король был в перчатках, и аплодировал бесшумно. А публике крутить головами на 180 градусов было неприлично. И как раз по зеркалам публика следила за реакцией короля, и, когда видела, что король аплодирут, начинала аплодировать и публика.
В 1899 году театр электрифицировали.
В фойе театра бюст знаменитого Карузо, которого здесь и освистывали... В общем, пылкие неаполитанцы сначала освистали гения, а потом ему памятник водрузили. "Cheidiamo scusa", говорят. Извинились, типа.
В другом фоей - буфет, театральный магазинчик и небольшая выставка афиш.
Я там купила духи "Teatro di San-Carlo. Prima", для торжественных театральных выходов. Уже обновила на "Королях танца".