Борис Яковлевич Эйфман написал эмоциональное
открытое письмо по поводу собственного неноминирования на высшую петербургскую театральную премию "Золотой софит".
На всякий случай скопирую сюда (вдруг, Борис Яковлевич надумает подправить на своем сайте):
Руководству, номинационному совету,
экспертному совету по музыкальным театрам премии «Золотой Софит»;
театральной общественности Санкт-Петербурга и России;
петербургским и российским ценителям балетного искусства
Открытое письмо
5 августа был обнародован список номинантов «Золотого Софита» - награды, именующейся «высшей театральной премией Санкт-Петербурга». В опубликованном перечне - крупные и небольшие театры нашего города, чьи творческие достижения для экспертов очевидны.
Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в этом списке нет. Как не было его среди номинантов премии и в прошлом году. Наверное, потому, что созданное нами за эти сезоны, по мнению организаторов «Софита», не является значимой и достойной частью театральной жизни Петербурга. Наших спектаклей «По ту сторону греха» и «Реквием», выпущенных в 2013-2014 гг., словно и не было. Как и тысяч российских, немецких, итальянских и иных зрителей, рукоплескавших этим балетам.
Я многократно подчеркивал, что не работаю ради наград и титулов. Могу и сейчас подписаться под этими словами. Мой наиболее строгий критик - я сам. И ни одна грамота или статуэтка не избавит меня от тлеющих внутри сомнений - как и не породит новые. Но рядом со мной - артисты. Десятки молодых глаз, горящих справедливой жаждой профессионального признания. Рядом те, кто на протяжении 10-12 месяцев ежедневно работает по 7-8 часов, проходя через далеко не метафорические пот, кровь и слезы. И в этом каторжном труде рождается спектакль, который смотрят (сидя в мягком отделанном бархатом кресле) критики, театроведы и всевозможные иные судьи.
Приходите к нам в балетный зал, уважаемые эксперты, взгляните артистам в глаза и объясните, почему масштабные спектакли с оригинальной хореографией, потрясшие балетоманов и критиков России и Европы, столь демонстративно не замечены Вами. Почему просто проигнорировать Эйфмана уже недостаточно и надо лишать заслуженного поощрения его танцовщиков. Расскажите, откуда взялась эта внезапная профессиональная слепота. Неужели все дело в пошлой необходимости отрабатывать бесплатные билеты на премьеры отмеченных вами театров?!
Я переживаю за своих артистов. Но едва ли не досаднее то, что некогда уважаемая и авторитетная премия окончательно выродилась в местечковый клуб «для своих», где царят клановость и непрозрачность. Не знаю, является ли столь печальная ситуация прямым следствием бездумного подражания «Золотой Маске», перенимания и доведения до абсурда присущего национальной театральной премии комплекса проблем. Возможно, есть и другие причины. Однако необходимость кардинального реформирования «Золотого Софита» сегодня очевидна. Городу нужна премия, реально способствующая развитию петербургского сценического искусства, оказывающая поддержку молодым творцам. «Софит» должен выхватывать своим лучом новые таланты из тьмы безвестности и освещать их дальнейший путь. Петербургская культура мертвеет без свежей крови. Смешивая же в списке номинантов имена мэтров и молодых художников и механически распределяя между первыми дежурные награды, «Софит» тормозит столь необходимый процесс смены поколений в искусстве.
Считаю невозможным для себя и своего театра любое дальнейшее участие в «Золотом Софите» в его сегодняшнем виде. Отдельно подчеркиваю абсолютную несправедливость и необдуманность действий организаторов премии, исключивших номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» и «Лучшая женская роль в балетном спектакле». Решившиеся на подобный шаг не понимают и, видимо, никогда не поймут, сколько физических и душевных сил вкладывает танцовщик в создание сценического образа. В то же время выражаю надежду на преображение премии. Предпосылки к этому есть. В частности, не может не радовать появление отдельной номинации для балетных спектаклей малой формы, поощряющей молодых талантливых хореографов.
Нынешнее же состояние «Золотого Софита» ввергает в уныние. Прогнило что-то в этом театральном королевстве. Если решительные перемены не последуют, то в следующий раз за обладание «Софитом» Мариус Петипа будет бороться с Фредериком Аштоном, а Джордж Баланчин - с Роланом Пети. Светлая память моим выдающимся коллегам и искренние пожелания успехов в соискании высшей театральной премии современного Санкт-Петербурга.
Художественный руководитель
Санкт-Петербургского государственного академического театра балета,
Народный артист России,
Лауреат Государственной премии России
Официальные комментарии я дала каналу "Культура", они только что прозвучали (в сокращении, но таков формат). Ну а в своем журнале меня никто не ограничивает ни во времени, ни в интерпретации событий.
В последнее время мода даже возникла на написание открытых писем в связи с несогласием с решениями номинационных советов и торжественного объявления о неучастии в различных театральных конкурсах. В прошлом году Московская оперетта почувствовала себя оскорбленной тем, что ее спектакли не были номинированы на "Золотую маску". По этому поводу директор написал
открытое письмо и отказался от дальнейшего участия в конкурсе. Почин Московской оперетты на региональном уровне продолжил Борис Яковлевич Эйфман.
Причина появления открытого письма Бориса Эйфмана: экспертный совет не включил в номинационные списки спектакли его театра - "
По ту сторону греха" (редакция старого спектакля "Карамазовы") и "
Реквием" на музыку Дмитрия Шостаковича (этот спектакль теперь идет первым отделением перед гениальным "Реквиемом" на музыку Моцарта). Творец обиделся: "Меня игнорируют! Меня не любят! Ко мне предвзято относятся!". Действительно, легче придумать "теорию заговора" про неведомые силы, которые специально "отбраковывают" их спектакли, чем спокойно и без творческой истерики принять коллегиальное мнение экспертного совета. А, забыла еще один классический прием: надо обвинить экспертный совет в некомпетентности, местечковости, клановости и закрытости.
Закрытость - да, имеется: обсуждения спектаклей в ходе заседаний экспертного совета не выносятся в открытый доступ, это наши правила внутреннего распорядка. Впрочем, мнение многих членов экспертного совета секретом не является: все они - журналисты, критики, искусствоведы, имеющие ученые степени и являющиеся рецензентами периодических изданий (это заодно к вопросу о компетентности). Каждое решение принимается отдельно по каждому спектаклю. Каждый спектакль обсуждается, о нем идет дискуссия, по каждому спектаклю проводится голосование, которое исключает возможность проникновения в КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ решение экспертного совета личной неприязни какого-нибудь критика, "такой сильной, что даже кушать не могу" (с).
Претензии Бориса Яковлевича глобальны, как и его искусство:
Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в этом списке нет. Ну и далее на тему: "Доктор, меня игнорируют!" (с)... Кхм! Тот же самый экспертный совет (в том же самом составе), а затем и жюри Золотого софита в 2012 году отдало все четыре (!) балетные премии (лучший спектакль, лучшая мужская роль, лучшая женская роль, лучшая работа художника в музыкальном театре) коллективу Бориса Эйфмана. Да и вообще, едва ли кто из хореографов может превзойти Бориса Яковлевича по количеству "Золотых софитов" - он и его артисты получали эту премию в 1996, 1997, 2001, 2002, 2003, 2005, 2007, 2010 и были номинированы в 1998, 2003, 2007 годах. Но едва экспертный совет предпочел его спектакли постановкам других авторов, как премия тут же выродилась в местечковый клуб «для своих».
Тысячи российских, немецких, итальянских и иных зрителей, рукоплескали этим балетам. Уважаемый Борис Яковлевич, можно ли развить тему про "иных зрителей"? Я чрезвычайно заинтригована, разъясните, пожалуйста, выродившемуся члену экспертного совета - кто подразумевается под этим определением? А по поводу аплодисментов: экспертный совет не ориентируется ни на бурность и продолжительность оваций, ни на количество проданных билетов. "Ласковый май", знаете ли, вообще стадионы собирал... А уж какие бурные овации мы слышим на съездах "Единой России"... Каждый член экспертного совета выражает свою оценку, из этих оценок и складывается коллегиальное мнение.
Отдельно подчеркиваю абсолютную несправедливость и необдуманность действий организаторов премии, исключивших номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» и «Лучшая женская роль в балетном спектакле». Тут, простите, Борис Яковлевич, скажем корректно, лукавит. А если говорить прямо: он сообщает абсолютную неправду, ибо вот они - номинанты 2014 года:
Лучшая женская роль в балетном спектакле
Ирина Перрен в балете "Белая тьма". Михайловский театр
Виктория Терешкина - Сильвия, балет "Сильвия". Мариинский театр
Анастасия Соболева - Лиза, балет "Тщетная предосторожность". Михайловский театр
Лучшая мужская роль в балетном спектакле
Виктор Лебедев - Колен, "Тщетная предосторожность", Михайловский театр
Алексей Кузнецов - Ален, "Тщетная предосторожность", Михайловский театр
Владимир Шкляров - Аминта, "Сильвия", Мариинский театр
Леонид Сарафанов - Филипп, "Пламя Парижа", Михайловский театр
Городу нужна премия, реально способствующая развитию петербургского сценического искусства, оказывающая поддержку молодым творцам. «Софит» должен выхватывать своим лучом новые таланты из тьмы безвестности и освещать их дальнейший путь. Ну да, "Софит", вместо того, чтобы поддержать молодого творца Бориса Эйфмана, подсунул культурному сообществу престарелых Антона Пимонова и Константина Кейхеля, решивших поразвлекаться на пенсии сочинением балетов (их спектакли были номинированы в разделе "Лучший балетный спектакль малой формы"). Однозначно: появление в списке номинантов "Софита" имен Пимонова и Кейхеля,тормозит столь необходимый процесс смены поколений в искусстве.
По поводу мягкого, отделанного бархатом кресла замечу: ну так и нечего арендовать императорские театры! Вместо Александринского театра снимите сарай с деревянными скамейками где-нибудь в деревне Гадюкино, и не будет критик себя чувствовать виноватым фактом нахождения в мягких бархатных креслах. И, чу, вижу: вот входит в театральный зал Борис Яковлевич, он несет под мышкой утыканную гвоздями фанеру, кладет ее на сиденье кресла, садится на гвозди - истинный творец не позволит своему седалищу нежиться на мягком, отделанном бархате кресле!
А еще я очень благодарна и признательна (без всякого ёрничанья) Борису Яковлевичу за следующий пассаж: является ли столь печальная ситуация прямым следствием бездумного подражания «Золотой Маске»... . Проработав один год и в Экспертном совете "Золотой маски", я ни разу не усомнилась в компетенции моих коллег, и могу сказать только самые восторженные слова о профессионализме всех, работающих там. Лучшего комплимента в адрес "Золотого софита" Борис Яковлевич и сказать не мог! Спасибо!
А вообще-то меня очень тревожит состояние Бориса Яковлевича. В 2000 году он признался, что
критики питаются его кровью. В 2014 году он уже философски замечает: Петербургская культура мертвеет без свежей крови...
Приготовлю-ка я, на всякий случай, осиновый кол...