В Мариинском театре состоялся гала-концерт артистов балета, посвященный 85-летию Нинель Александровны Кургапкиной. Официальную часть церемонии исполнил о.и. зав. балетной труппы (уже лет 5 и.о!)Ю.В. Фатеев, который сказал, что Нинель Александровна закончила хореографическое училище имени Вагановой, между тем как именем Вагановой училище нарекли спустя 10 лет после выпуска Кургапкиной.
В первом отделении давали первый акт "Дон Кихота" с Терешкиной и Шкляровым. Первый сюрприз ожидал сразу при поднятии занавеса - когда настало время выбегать Китри, на сцене выключили свет, и на неподнятый тюлевой занавес начали проекцию старой записи "Дон Кихота" с Кургапкиной, как раз с первой вариации. Оркестр п/у Репникова подыгрывал, и, к моему удивлению, оркестр звучал достаточно медленно - я никак не могла поверить, что запись идет в таком неторопливом темпе. Все же потом разъяснили, что запись действительно дали в замедленном воспроизведении, потому что иначе бы изображение получилось сильно деформированным - вот так быстро танцевала Нинель Александровна. Честно говоря, во время демонстрации кадров мне даже жалко стало Терешкину, потому что представила - каково ей будет сейчас выйти и станцевать вот эту же вариацию? Но спектакль продолжился как ни в чем не бывало: когда кино кончилось, занавес поднялся, и на месте, где только что остановилась Нинель Александровна, стояла Виктория Терешкина. Что и говорить - акт был станцован ею великолепно! Бурление, брожение, азарт, восхитительная хаотичность танца - это было одно наслаждение для глаз и сердца! Очень хорош был Владимир Шкляров с прической пай-мальчика, выдавший в своей вариации драйв и прямо-таки ножевые ранверсе. Еще мне очень понравилось взаимодействие партнеров: Шкляров после вариации не убегал за кулисы, а ждал Китри, и заводил ее кастаньетами, и она также - по окончании своего соло "вызывала соперника на бой". Финальное похищение Китри опять "станцевала" Кургапкина: ее партнер, скрытый кордебалетом, сделал три "змейки"-пробежки вдоль рядов танцующих, продемонстрировав похвальный пример современным танцовщикам, которые, как только поднимают Китри в воздух, бегут к противоположным кулисам кратчайшим путем.
Во втором отделении танцевали ее ученицы - последний выпуск Нинель Александровны из Ленинградского хореографического училища. Он состоялся 25 лет назад (!), в 1989 году, а я помню, будто это было вчера. Три ученицы Кургапкиной, которые выступали, приехали из разных стран, где сейчас и танцуют: почти у всех из них карьеры прошли вне стен Мариинского театра.
Дуэт из балета "Сладость забвения" (Ольга Мельникова и Иржи Бубеничек) - что-то русалочье, плавающее, отменно лирическое (хореография Дэвида Доусона). "Encounters" (хореография Кшиштофа Пастора) танцевала Ольга Волобуева и Приит Крипсон: это, по контрасту, было нервным, истерическим и долгим. Прима Гамбургского балета Джона Ноймайера Анна Поликарпова и Ллойд Риггинс танцевали загадочный дуэт "Весна" из балета "Времена года": нечто вроде танцевального диалога с аутичным клоуном. Все три балерины, я бы не сказала, что находятся в блестящей физической форме - все-таки 25 лет на сцене - однако эмоционально их выступления прозвучали. Это был, скорее, концерт-прощание: ее последние ученицы прощаются со сценой, а заодно можно оценить вклад Нинель Александровны в европейский балет через ее учениц.
Другие номера дивертисмента. Миленькое "Детское па-де-де" на музыку Чайковского (хореография Марата Газиева), сочиненное для учеников Академии Русского балета, в котором остроумно обыгрывается школьная программа, и в котором (при желании) можно найти отсыл к трудному военному балетному детству Нинель Кургапкиной, которое пришлось на эвакуацию: девочка танцевала с куколй, мальчик упражнялся с оружием, а из ружья почему-то целился в дирижера. "Арлекинаду" исполнила Надежда Батоева и Алексей Тимофеев - веселенько, задорненько. Па-де-де из "Корсара" танцевали Олеся Новикова и Кимин Ким. Олеся - балерина очень чуткая, но сегодня показалось, что она словно была чему-то озабочена, что ее что-то тревожило, вне сцены. Кимин порхал аки бабочка, очень увлекательно. Завершали вечер госпожа Лопаткина и Андрей Ермаков "Trois gnossienes" Ханса ван Манена. После вечера хореографии ван Манена, показанного в программе "Dance Open", где была представлена аутентичные "гносиены", в этом номере, прежде каком-то дистиллированном, увиделась история м и ж, их путь к друг другу, напряженное ожидание желаемого прикосновения и очень чувственный дуэт.
После поклонов вновь стала танцевать Нинель Александровна - знаменитый "Венский вальс". Зал взрывался аплодисментами. Из ложи напротив, где сидел господин Цискаридзе, в одну из пауз донеслось: "Гениально!"..