"Шинель. Балет"

May 16, 2014 09:14

На театральной площадке «Скороход» состоялась вторая серия премьерного показа спектакля «Шинель. Балет». Полуторачасовое представление сочинили Максим Диденко (автор и режиссер), Иван Кушнир (композитор), Владимир Варнава (хореограф).



Пять артистов (Гала Самойлова, Илья Дель, Сергей Азеев, Евгений Анисимов, Ник Хамов) и семь музыкантов (весьма редкий для нынешнего камерного театрального проекта «живой звук»!) интерпретируют историю о Шинели как космогонический миф, рассказывая его то языком литургических песнопений, то воплями забористого рока, то «жалостливыми» песнями на мотив «По приютам я долго скитался…». Жанр спектакля хоть и определен в заголовке как «балет», на самом деле неопределим: в нем и буффонада, и мелодрама, и агитпроп, и античная трагедия, и мюзикл. Грубоватый сочный гротеск переходит в безысходную женскую тоску, политическая сатира рассыпается в элементах эстрадного шоу и выходит в абстрактное пространство театра абсурда. В постановке нет ожидаемого пушкинско-гоголевского Петербурга, с его улицами, туманами и привидениями, в нем вообще нет декораций - только кирпичная кладка стены и несколько металлических конструкций (художник Павел Семченко). Зато эти конструкции способны возносить на вершину блаженства или в буквальном смысле сжимать в тисках экономии несчастного Акакия Акакиевича, они материализуют понятие «иерархическая лестница», по которой карабкается вверх «одно значительное лицо» и служат порталом для перехода в иное измерение. В этом ином измерении бродят два неприкаянных городских маргинала Саша и Коля в мятых трениках и вязаных шапочках, у одного - знаменитые бакенбарды, у другого - длинный нос и хорошо знакомые усики. Их грустные клоунские репризы-перебивки словно выворачивают наизнанку классический миф о поиске русской литературой истины, которая весьма неожиданно обнаруживается на дне банки кока-колы.

Гоголевский текст на удивление легко переводится в текст танцевальный: ансамбли, соло и дуэты построены на самых незамысловатых и отнюдь не виртуозных па, но они дают потрясающе точные пластические образы. Первое соло Акакия Акакиевича оборачивается  танцевальным монологом Шинели, ветхой, расползающейся, прохудившейся - потрясающе точная балетмейстерская формулировка сгнившей жизни! Гала Самойлова, играющая роль главного героя, едина в двух лицах: она то является Акакием Акакиевичем, то той самой старой Шинелью, или, скорее она - Шинель, отождествляющая себя с Акакием Акакиевичем. В исполнении госпожи Самойловой прожиты все жизни, все варианты возможного развития событий, вынуты и вышвырнуты к ногам «значительных лиц» все эмоции. Здесь и горечь отвергнутой женщины, и жаркое желание простого бабского счастья, и лихорадочный трепет преображения в новую Шинель-невесту, и жуткое физическое умирание с последующим устрашающим переходом в знаменитый петербургский призрак и материализацией белой горячки…

А вечером, после спектакля я возвращалась домой и напевала под нос арию одного значительного лица: «Откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших! понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю» (текст Николая Васильевича чудесным образом был положен на рок-музыку!). На мосту через Черную речку, неподалеку от места дуэли Пушкина, встретила некоего маргинала, который попросил помочь перейти дорогу. Заодно маргинал доверительно прошептал, что является прямым потомком императора Николая II - не то сыном убиенного царевича Алексея, не то чудом спасшейся царевны Анастасии. Кого только не встретишь в Петербурге, во время начала сезона белых ночей, в городе танцующих Шинелей!

И чтобы два раза не вставать:

Дорогие балетолюбивые друзья! В "Балетной резервации" вовсю идет голосование по апрельским событиям (до завтрашнего дня). Вы еще можете внести свой вклад в победу Виктории Терешкиной, Сергея Полунина и Дианы Вишневой. Или же изменить предначертанный большинством ход событий. Ваше мнение нам важно!

Варнава Владимир, Диденко Максим, балет, "Шинель"

Previous post Next post
Up