XIII фестиваль Dance Open

Mar 06, 2014 17:47

Была на пресс-конференции. Ниже - материалы, фото представлены пресс-службой. На фестиваль идти обязательно! Билеты уже в продаже.

Фестиваль пройдет с 23 по 28 апреля 2014 года на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга

Основной акцент XIII сезона Международного фестиваля балета DANCE OPEN, все спектакли и концерты которого пройдут на сцене Александринского театра - современная авторская хореография.



Афиша включает рекордное число премьер. Фестиваль открывает программа, специально сформированная для DANCE OPEN актуальным хореографом современности Дуайтом Роденом и ведущим американским балетмейстером Джеем Ман Джу. Труппа Complexions Contemporary Ballet (США) представит три композиции, две из которых - европейские премьеры: Recur («Возвращение», 2013), танец-размышление о внутреннем мире человека, и Innervisions («Иннервижнс», 2013), современная и близкая по духу многим постановка на музыку легендарного Стиви Уандера, 23 и 24 апреля.



«Это не просто танец - это новый могущественный язык» Daily Progress

«Музыкальность, новаторство, замысел, постоянство, блестящее использование пространства сцены и повестовательность - все это делает Родена одним из лучших хореографов современности» Los Angeles Times

«Хореография Дуайта Родена подобна раскаленной лаве: неудержима и всепоглощающа» The New York Times

«Когда танцуют Complexions, становится ошарашивающее ясно, что мы живем уже в эпоху супер-танца» Dance Magazine

Программа, сформированная специально для фестиваля DANCE OPEN и объединенная под именем «INNERVISIONS», состоит из трех отделений. Откроет вечер Moon Over Jupiter («Луна над Юпитером», 2010) Дуайта Родена на музыку С.Рахманинова, в котором хореограф эффектно использует полифонический прием для визуализации многоголосия. Второе отделение - европейская премьера балета Recur («Возвращение», 2013) представляющего коллаж на музыку пяти композиторов. Постановщик Джей Ман Джу размышляет о том, что «события нашей жизни обретают значение, только когда мы мысленно возвращаемся к ним. Если они остаются с нами, то становятся частью нас самих. Если нет - от них избавляются». Завершит программу собственно Innervisions («Иннервижнс», 2013) - тоже европейская премьера. Эта светлая и радостная композиция вдохновлена мелодиями легендарного Стиви Уандера, чье имя до сих пор не появлялось на афишах хореографических спектаклей.

Ожидаемая петербургская премьера Magifique («Великолепие») на музыку П.И.Чайковского - работа известного хореографа Тьерри Маландэна в исполнении французской неоклассической труппы Malandain Ballet Biarritz. Сказочное восприятие мира глазами ребенка, отраженное и в сути, и в названии, где смешение слов magique («волшебный») и magnifique («великолепный») открывают зрителю новые грани смысла. Ценители балета смогут увидеть постановку 26 апреля.



Этот спектакль - подлинная балетная магия, роскошная интерпретация трех сказок Чайковского, искусно исполненная труппой Маландэн». El Diario Vasco, Испания

«Изобретательные игры и универсальный язык тела, который вобрал в себя классические движения и веселую свободу танца». Danser, Франция

«Прелестная суета милых фей, крысиных королей, волшебников разной степени вредности, отважных принцев, спящих красавиц и маленьких лебедей - хрупкий кусочек поэзии, покрывающийся нежной и грустной сетью трещинок, полуторачасовое размышление мастера Тьерри Маландэна о магии танца».Generalanzeiger Bonn, Германия

Этот балет, созданный на основе оркестровых сюит «Щелкунчика», «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», можно назвать мостом, перекинутым из прошлого в будущее, от реальности к воображению. Малыш Тьерри Маландэн, некогда очарованный сказками Чайковского, вырос в мудрого мастера, воссоздающего на сцене ощущения и восторги своего детства. Мы увидим на сцене их обоих - взрослого и ребенка, заблудившихся в зеркалах, в бесконечных отражениях, порождающих причудливые грезы и мечты, вызывающих к жизни тени детских грез и страхов, мечтаний и восторгов. Даже само название Magifique («Мажифик») - поклон мировидению ребенка: такого слова во французском языке нет, это искаженное смешение слов magique («волшебный») и magnifique («великолепный»). «Когда я был ребенком и видел что-то красивое, я говорил «мажифик», потому что не мог выговорить «манифик». И потому, создавая эту сказку, я выбрал «мажифик», как тайный шифр далекого детства» Тьерри Маландэн.

Malandain Ballet Biarritz - признанная современным балетным миром неоклассическая балетная компания, постоянно участвующая в крупнейших театральных фестивалях как во Франции, так и по всему миру. Один из немногих французских коллективов, имеющих статус национальной труппы. Созданный в 1998 году по инициативе Министерства культуры Франции и города Биарриц, коллектив сразу обрел неоспоримого лидера в лице Тьерри Маландэна, который быстро превратил труппу в одну из самых преуспевающих во Франции. Сегодня Malandain Ballet Biarritz является одной из самых востребованных европейских балетных компаний, давая ежегодно около 400 представлений по всему миру. Только в родном Биарицце более 10 000 зрителей ежегодно с нетерпением ждут его представлений. Труппа выпускает по одной премьере в год, зато каждая из постановок выдерживает свыше 100 представлений. Значительную роль в жизни труппы, в состав которой входит 20 танцовщиков, играет образовательная деятельность. Проводя посвященные балету публичные акции, открытые хореографические лаборатории, международные балетные проекты, Malandain Ballet Biarritz способствует не только развитию современной хореографии, но и укреплению межкультурных связей в Европе. Тьерри Маландэн - видный деятель искусств Франции, хореограф и танцовщик. Автор свыше 75 балетов, входящих в репертуар 26 театров Италии, Франции, Люксембурга, Германии, Нидерландов, Бельгии, Швейцарии, США, Сингапура, Венесуэлы, Египта, Туниса и Канады. Создавая свой собственный выразительный язык, Маландэн стремится сочетать классику и современность. Переплетая классические па с новыми движениями, перемежая хрестоматийные сюжеты с аллюзиями современности, он добивается совершенно нового звучания и формирует свой неподражаемый эстетический кодекс.

Пожалуй, одним из самых интересных событий фестивальной недели станет уникальный творческий вечер «Ханс ван Манен. Повелитель движения». В свою авторскую программу, также созданную специально для DANCE OPEN, мастер включил лучшие работы разных лет. Некоторые из них известны в нашей стране, однако, другие, как, например, одноактный балет Corps («Кордебалет») в России увидят впервые. Настоящим открытием и мировой премьерой станет одноактный балет в сопровождении арфы - это новое творение выдающегося голландского хореографа, которое сегодня даже не имеет еще названия и до Петербурга будет представлено только в Амстердаме. Насладиться творчеством Ханса ван Манена в исполнении одной из наиболее уважаемых и интересных трупп мира - Dutch National Ballet (Het Nationale Ballet, Национальный балет Нидерландов) - петербургские зрители смогут 27 апреля.



«Ханс ван Манен - это Пит Мондриан, Гарольд Пинтер, Версаче и Антониони от балета. Его неповторимый стиль - в смешении академической строгости и глянцевого изящества с чувственным зарядом» The Guardian

«Он никогда не бывает скучен ни самому себе, ни зрителю. В каждом его балете мы задерживаем дыхание - потому что видим и узнаем наши собственные переживания, нашу гордость, наши желания, страсти, одиночество, заблуждения, наш громкий смех, наши лучшие шутки и горькие слезы» Frankfurter Allgemeine Zeitung

«Удовольствие от созданного им взаимодействия линий - простого на вид, но идеально выверенного - это истинный рай для зрительского глаза» NRC Handelsblad

Главная интрига XIII сезона DANCE OPEN: труппа, стабильно входящая в топ-5 мировых лидеров современного балетного искусства, приглашает петербургских зрителей на уникальный вечер, целиком посвященный творчеству легендарного голландского мэтра. Программа, составленная лично Хансом ван Маненом специально для фестиваля DANCE OPEN, включает работы разных лет. Некоторые их них (например, «Три гносианы» или «Соло») уже известны в России и в нашем городе, другие - например, одноактный Corps («Кордебалет») - будут исполнены впервые. Особый подарок - новая работа мастера, балет под живую музыку арфы, премьера которого состоится в марте 2014 в Нидерландах. Петербургские зрители увидят эту постановку (с названием которой Ханс ван Манен еще не определился) одними из первых в мире. В Санкт-Петербурге также состоятся прощальные выступления прима-балерины театра Ларисы Лежниной.

Dutch National Ballet (Het Nationale Ballet, Национальный балет Нидерландов) был создан в 1961 году в результате слияния двух трупп. В разные годы балет возглавляли Соня Гаскелл, Руди ван Данциг и Уэйн Иглинг, а с 2003 года коллективом руководит Тед Брандсен. Сегодня Dutch National Ballet занимает лидирующую позицию в театральной культуре не только Нидерландов, но и мира. Статус одной из самых уважаемых балетных трупп планеты в немалой степени обуславливается постоянным сотрудничеством с выдающимися хореографами XX века и современности - Хансом ван Маненом, Уильямом Форсайтом, Каролин Карлсон, Фредериком Эштоном, Кристофером Уилдоном, Алексеем Ратманским и другими. Труппа гордится своей интернациональностью: она включает около 80-ти танцовщиков, представляющих более 30-ти стран. Большинство артистов Dutch National одновременно являются приглашенными солистами престижных балетных трупп мира.

Ханс ван Манен - один из немногих хореографов, которым удалось популяризировать современный танец как сплав классического балета, модерна и других направлений в технике движения. Будучи автором более чем 120 произведений, исполняемых в 40 труппах по всему миру, ван Манен пользуется заслуженной репутацией одного из наиболее авторитетных деятелей современного балета. Его нередко называли последователем Баланчина, однако же ему удалось создать свой собственный, узнаваемый творческий почерк. Характерные для ван Манена чистота линий и простота математически выверенных сценических композиций всегда рождаются из выбранной им музыкальной основы, однако сам этот выбор, как правило, чрезвычайно эклектичен. При всем богатстве эмоциональной палитры его произведений, герои ван Манена никогда не бывают сентиментальны, но главное - они абсолютно подчиняют себе зрителя, завораживая особенной, предельно отточенной красотой.

В разные годы Ханс ван Манен и Тед Брансен входили в жюри Премии DANCE OPEN. Фестиваль искренне гордится тем, что развитие этого сотрудничества позволило преподнести Петербургу столь изысканный хореографический подарок.

28 апреля Международный фестиваль балета DANCE OPEN традиционно закроет Гала мировых звезд балета в Александринском театре. Имена солистов говорят сами за себя: Иржи Бубеничек, Йон Вальехо, Сара Мишель Муравски (Земперопера, Дрезден); Джеймс Стаут, Игон де Йонг (Национальный балет Нидерландов); Мелисса Хэмилтон, Эрик Андервуд (Королевский балет Ковент-Гарден); Сильвия Адзони, Александр Рябко, Тьяго Бордин, Отто Бубеничек (Гамбургский балет); Мисти Копланд (Американский театр балета) и другие. В финальном концерте примут участие и российские звезды - Виктория Терешкина (Мариинский театр), Кристина Кретова и Семен Чудин (Большой театр).

«В афишах фестиваля не бывает “рядовых” имен и “случайных” номеров» Телеканал «Культура»

«DANCE OPEN -уникальный звездный форум. Гала дает возможность наглядно оценить уровень ведущих танцовщиков и балерин буквально всего мира » Дэвид Доусон, хореограф

«По концентрации звезд на квадратный метр фестиваль превосходит любые аналоги» Российская газета

«Гала являет собой практически энциклопедию балета, представляя абсолютное и актуальнейшее must see - и в смысле участвующих звезд, и в плане работ хореографов, включенных в программу» Dance For You Magazine

Гала DANCE OPEN, традиционно закрывающий программу фестиваля, в этом году впервые пройдет на прославленной императорской сцене - в Александринском театре. Как всегда, все участники Гала - звезды мирового балета, находящиеся на пике своего расцвета. Однако в этот раз DANCE OPEN представит Петербургу много новых имен, входящих в мировые балетные топ-рейтинги. Сред них - Мисти Копланд, Мелисса Хэмилтон, Игон де Йонг, Сара Мишель Муравски и другие. Кроме того, Гала включен в календарь Перекрестного Года России и Великобритании. Существенную часть вечера составят не только выступления солистов Royal Ballet, Covent Garden, но и работы британских хореографов - в частности, Уэйна Макгрегора и Дэвида Доусона. Оба эти хореографа не только представляют британскую культуру, но и признаны сегодня наиболее востребованными деятелями «радикальной хореографии» - таким образом, они представят актуальную линию Гала. Классика XX века будет представлена постановками Джона Ноймайера и Кеннета Макмиллана, а также Касьяна Голейзовского. Свою узнаваемую интонацию в переосмыслении академизма сумел найти Хосе Мартинес.

Фестиваль DANCE OPEN продолжает заложенную в прошлом году традицию реконструкции незаслуженно, на наш взгляд, забытых хореографических произведений. Успех «Вальпургиевой ночи» Леонида Лавровского, показанной на Гала 2013 года, вдохновил художественного руководителя фестиваля Василия Медведева на более сложный поиск. Балет «Синяя борода», поставленный Мариусом Петипа в 1896 году на музыку Петра Шенка, в послереволюционной России никогда не шел. Зрители Гала увидят большое классическое па из этого балета в исполнении солистов Большого театра. В настоящее время идет скрупулезная работа не только по восстановлению хореографического текста, но и по пошиву костюмов на основе эскизов Ивана Всеволожского - одаренного художника и одного из директоров императорских театров. Таким образом, несмотря на общую актуальную направленность XIII сезона, DANCE OPEN не отрекается и от пропаганды великой истории русского балета, которую последовательно осуществлял на протяжении нескольких лет.

Звезды российского балета также примут участие в Гала: с одной стороны, это Виктория Терешкина, Кристина Кретова, Семен Чудин, работающие в России, а с другой - Наталья Осипова, танцующая в настоящее время за рубежом, но по-прежнему остающаяся русской балериной.

Как и всегда, все участники Гала номинированы на V Санкт-Петербургскую балетную премию DANCE OPEN. Тайное голосование международного Жюри определяет победителей в 6 номинациях. Однако, у каждого зрителя есть возможность поучаствовать в выборе фаворита: опуская свой билет в специальную урну или проголосовав в группах www.facebook.com/DanceOpen и www.vk.com/dance_open, любой петербуржец сможет отдать голос за полюбившегося артиста. По единодушному мнению артистов и членов Жюри, «Приз зрительских симпатий» - всегда самая интригующая номинация Премии

Образовательная программа - неотъемлемая составляющая DANCE OPEN, особая миссия Фестиваля, ежегодно дающая возможность более чем 100 студентам хореографических школ из разных стран мира принять участие в мастер-классах лучших педагогов Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и мировых звезд. Мастер-классы DANCE OPEN пройдут с 23 по 28 апреля.

Наконец, завершит обширную программу Фестиваля Санкт-Петербургская международная балетная премия DANCE OPEN, которая в этом году отметит свой первый юбилей - пятилетие. Несмотря на относительную молодость профессиональной Премии, она уже получила признание экспертов как авторитетная и престижная. И действительно, среди номинантов - звезды только первой величины, а в жюри - мастера, чьи имена уже стали легендой.

«Трудно себе представить более бескомпромиссный подход к отбору номинантов. Эта позиция вызывает профессиональное уважение» Кевин Маккензи, руководитель American Ballet Theater

«Эта награда значит невероятно много для меня. Артисты, которые здесь участвуют - это высший мировой уровень, я ими восхищаюсь, я у них учусь. Для меня было бы великой гордостью даже просто станцевать среди них» Ольга Смирнова, Большой театр, «Мисс Выразительность» IV премии DANCE OPEN

В этом году отмечает свой первый юбилей - пятилетие - Международная балетная Премия DANCE OPEN, призванная отмечать наивысшие личные достижения солистов балета, соединение виртуозной техники и артистизма, вне зависимости от стилей, жанров и направлений танца. Ежегодно все номинанты Премии становятся участниками звездного Гала, традиционно завершающего программу фестиваля. Лауреатам вручается уникальный приз, памятный и символичный - хрустальная реплика скульптуры, созданной в 1913 году Борисом Фредманом-Клюзелем со слепка ноги Анны Павловой. За пять лет Премия завоевала несомненный престиж в мировом балетном сообществе. В первую очередь - благодаря предельно авторитетному составу Жюри: в разные годы в него входили Джон Ноймайер, Карла Фраччи, Иван Лишка, Кевин Маккензи, Властимил Харапес, Алтынай Асылмуратова, Артур Митчелл, Сергей Филин, Уйэн Иглинг, Денис Матвенко, Юрий Бурлака, практически ежегодно участвует Борис Эйфман. Бессменным Почетным Председателем все годы остается легенда мирового балета Наталья Макарова. Фестиваль гордится тем, что однажды поработав в Жюри, мэтры современного балета становятся друзьями DANCE OPEN. Так, например, решение Ханса ван Манена привезти в Петербург авторскую хореографическую программу было принято именно в ходе его работы в Жюри в прошлом году. Торжественная церемония вручения Премии пройдет 28 апреля в Мраморном зале Российского Этнографического музея.

Александринский театр, ключевой партнер XIII сезона DANCE OPEN - о сотрудничестве с Фестивалем:

«Александринский театр с особым чувством и значением принимает на своей сцене Международный фестиваль DANCE OPEN. Показ балетных спектаклей в одном из красивейших в мире, старинных, многоярусных театров всегда содержит изящный исторический оммаж. Ведь эту сцену по заказу Дирекции императорских театров специально для русской драматической труппы построил родившийся в России сын итальянской балерины, великий архитектор Карло Росси. Здесь нередко выступали и артисты императорского балета. Эффектный сюжет. Но по-настоящему объединяет старейшую национальную сцену России и сравнительно молодой, но уже очень успешный фестиваль DANCE OPEN общий взгляд на необходимую и чрезвычайно плодотворную и в драматическом, и в танцевальном искусстве связь традиций и новаторства. А также близкий подход к организации собственного художественного процесса, в котором наряду с лучшими произведениями мастеров, живой классикой мировой сцены есть место смелым, экспериментальным молодежным проектам и образовательным программам. Стоит отметить, что старт фестиваля DANCE OPEN в 2001 году и возрождение Александринского театра под руководством Валерия Фокина начались почти одновременно. Это были два амбициозных, сложных и в итоге очень успешных проекта. Конечно, возрождение национального драматического театра и создание балетного фестиваля - проекты очень разные по масштабам, задачам и структуре. Но оба коллектива добились успеха и явно не собираются останавливаться на достигнутом. В основу этих художественных и организационных побед положены талант, ответственность и трудолюбие, а это именно те качества, которые Александринский театр ценит в партнерах».

ван Манен Ханс, Маландэн Тьерри, Национальный балет Нидерландов, dance open

Previous post Next post
Up