Музей Академии художеств

Apr 19, 2012 23:35

Ах, любимая и уважаемая Ассоциация профессиональных гидов-переводчиков! Спасибо за организацию такого чудесного экспресс-курса! Поясню: несколько дней назад Ассоциация разослала членам приглашение пройти учебный семинар в музее АХ с последующим получением разрешения на проведение экскурсий для иностранных туристов. Время свободное у меня было - отчего ж не пойти?! Вряд ли, конечно, мои туристы дойдут до этого музея - для трех-четырехдневных туров в Санкт-Петербург у них и так хватает достопримечательностей. Но как знать, как знать!

Занятие на 4 часа, методическая часть и основная характеристика коллекции и наиболее значимые экспонаты. Превосходные экскурсоводы-научные сотрудники: Валерия Львовна Щербань и Антонина Альбертовна Шаханова. Прекрасное представление материала, в строгое научное изложение вкраплены изящные юмористические блестки, методически безупречно. И еще напоследок снабдили методической информацией и буклетами. Спасибо вам большое!

Краткий конспект с фотками (не обессудьте за качество) - фотографировала для себя, чтоб помнить.

Итак, музей АХ - первый художественный публичный музей России (петровская Кунсткамера - не в счет, так как в ней направление естественно-научное). Основана АХ Иван Ивановичем Шуваловым в 1757 году, он же стал первым Президентом, в 1758 году основан музей. В 1764 Екатерина II дала АХ Устав и Привилегии - АХ получила официальный статус. Учились 15 лет, брали с 5-6, в соответствии с учением Дидро о воспитании "естественного человека": в изоляции от окружающего мира, вдали от родственников (примерно тот же принцип действовал и в Смольном институте благородных девиц). Кстати, выпускники АХ получали статус дворянина, что тоже было немаловажно и бумагу на свободу передвижения по стране. Музей АХ обладал великолепными коллекциями, большинство в конце XIX века оттащили в открывающийся Русский музей императора Александра III, потом большевики продолжили ревизию. Ну и для полноты "исторического эксперимента" раскокали бесценные слепки, сделанные с подлинных античных статуй. Обучение.

Разделы музея: слепки (33 зала), живопись (8 залов), архитектурные модели и 2 парадных зала.

ЖИВОПИСЬ
Рассказывать об истории формирования музея (что дарили) и работы русской художественной школы. Дарили меценаты картины и слепки. Шувалов подарил 101 произведение европейских художников. Сегодня в коллекции музея осталось одно. В первом зале обращаем внимание на картину Якоби "Дарение Екатериной II Устава и привилегии". Картина большая, изображены важнейшие персоны в истории АХ: Бецкой (в синем камзоле), слева от Екатерины II на заднем плане братья Орловы, наследник Павел Петрович, он же стал первым почетным членом АХ, княгиня Екатерина Дашкова (в розовом). Исторические "неправильности" полотна (так и создавалось оно век спустя): на картине изображена картина Г. Рени "Аврора", которая появилась позже, также не могла быть выставлена картина выпускника АХ Угрюмова, который еще не закончил это учебное заведение.



Портрет императрицы Марии Терезии. Она была союзницей России во время 7-летней войны. Подарила свой портрет. В АХ этот портрет служил учебным пособием: как надо писать портреты.



В следующем зале - картина Андреа Челести "Избиение младенцев" - единственная из 101 картины, подаренная музею И.И. Шуваловым.



Картины Анжелики Кауфман - дар Екатерины II.

"Спящий младенец Сервий Тулий". Сюжет таков: спал младенец, как водится, невинным сном. Вдруг у него появился огонь на голове (наверно, няньки забыли кепкой прикрыть), мамаша встревоженная бежит с кувшином воды, но добрые дяденьки ей говорят: "Мамаша, постойте, ведь это знак богов! Не мешайте транслировать послание!". Хотя они, может быть, просто яичницы хотели, пока огонек есть. Мамаша послушно остановилась и любовалась огнем на собственном ребенке. Опосля младенец проснулся, был весел и здоров. А потом, когда вырос, стал императором Рима.



"Узнанный Ахиллес" - сюжет античный. Мама Ахилла не хотела, чтоб сбылось предсказание, что он погибнет на войне, и спрятала его среди девочек. А Одиссею хитроумному маловато героев на войне было, решил он Ахилла распознать. Прикинулся купцом, притащил украшений, барышни в восторге, а одна за кЫнжал схватилась. Тут-то его и опознали. Конец истории про Ахиллеса все знают.



Небезызвестный по Царскому Селу Гроот. Он в АХ возглавлял мастерскую, где специализировались на изображении зверей и птиц. Представленная картина - его копия с произведения Снейдерса, представляющего аллегорию папского правления. Эту картину надо показывать с осторожностью моим итальянцам-католикам. Попугай в красном - конечно, Папа римский, остальные птички - его кардиналы, священство и чиновники. Обращаем внимание, что на картине не изображено ни одной певчей птицы, что недвусмысленно выявляет мнение автора о католической церкви.



В следующем зале - картины, бывшие в собрании Уорпола, часть осела в Эрмитаже, непонравившееся Екатерина II скинула АХ. В XVIII веке придавали особое значение историческому жанру. Главный критерий - чтоб народу на полотне было побольше.

"Курий бросается в пропасть". Сюжет из истории Рима, объясняющий наличие одной из луж на территории античного города. Случилось как-то у древних римлян большое бедствие: возникла глубокая пропасть на территории Форума. Стали судить-рядить как исправить, постановили: отдать богам самое ценное, что у них было. Стали выяснять - чем же пожертвовать (интересно, сегодня кого бы туда закинули?). Пришли к выводе, что самое дорогое, что у них есть - это честь и доблесть. Посему, самый доблестный воин переоделся в праздничные одежки и с вместе с конем бросился в пропасть, которая немедленно затянулась. В ХХ веке на месте этой пропасти была какая-то лужа (не то пруд), но сейчас все высохло, но римские гиды показывают там ямку и проникновенно рассказывают про Курия.



Две картины Луки Джордано. "Ринальдо и Армида" и "Купание Вирсавии" демонстрируют два подхода к реставрации. На первом виртуозная живопись, тончайшие лессировки. На втором - верхний живописный слой был снят учениками, которые решили попробовать силы в реставрации. В общем, соскребли 50% картины. Так и осталась "Вирсавия" в назидание как не надо реставрировать.




В следующих залах представлена русская школа

Краткий курс эволюции от Иванова к Брюллову.

У Иванова: пропорциональное письмо человеческого тела; треугольная композиция; центр обозначен, выделяется цветом и светом; опирается на три классических цвета. Брюлло - то же самое + эмоции.

Вот пример работы ученика Брюллова: в центр помещаем фигуру в сложном ракурсе, на лице изображаем страдание, добавляем горы и фигуру орла = "Прометей". Сложность работы: сочетание плоскостного и перспективного письма. Грудь написана в плостной манере, пузо - в перспективной, левая нога - плоскостная, а правое колено дано в перспективе. О как!



Обычно в Академии раз в год выдавалась одна Большая Золотая медаль. И лишь однажды эта традиция была нарушена. В год, когда выпускались Репин и Поленов. Они написали картины на тему "Воскрешение дочери Иаира". Репинская - в Русском музее, Поленовская здесь. В картине интересен принцип кинематографической перспективы: фигуры слева, "покадрово" повторяют уже сделанные движения Христа.



А вот Репин - нерадивый ученик : - ), не удалось справиться с программой ("Ангел смерти"), долго переделывал, но работу долго не принимали. Висит в напоминание, что и гении не учились только на "отлично".



Работы на рубеже XIX - ХХ веков. "Натурщик" - непарадный ракурс (очень хорошее определение!). Кстати, и Валерия Львовна в кадр попала.



Коллективная работа: "Постановка натуры в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств". В конце XIX века в АХ были нововведения: в число студентов стали принимать женщин, стали позировать женщины-натурщицы. На переднем плане - Ольга Остроумова-Лебедева. Репин считал ее своей лучшей ученицей-женщиной, и очень сокрушался, что она со временем перешла в книжную графику.



СЛЕПКИ
Самая большая коллекция, 33 зала. Как делались - в Европу отправляли формовщиков. Они делали гипсовые слепки с оригиналов, везли эти куски в Россию (громоздно, но необходимо), а затем здесь по этим слепкам из гипса отливались статуи (до 10 экземпляров). Важно: что они все сделаны с оригиналов! Была отличная коллекция, но после революции большевики прилежно разбивали эти слепки. Тут - коротенечко, несмотря на обилие информации.



Архаическая Греция: прекрасная передача движения, но без эмоций. Кентавр душит лапифа, а тот бесстрастно вцепился ему в волосы:



Расцвет греческого искусства. Тот же сюжет: обратите, сколько эмоций появилось (правда, в волосы вцепляются с прежней страстью).



Галаты: уникальный пример, когда победители ставят памятники побежденным. История про доблестных галатов, которые предпочитают зарезать себя и близких, но не попасть в плен. На данной статуе галат изящно втыкает себе меч в шею. Была парная композиция - еще жена, которую любящий муж уже укокошил. Жену отлить не удалось. Но галат держит некий сверток с сервелатом - это и есть рука уже убиенной жены.



Древний Рим был знаменит своими впечатляющими портретами. Если греки делали скульптурные портреты, приукрашивая портретируемого, то римляне придерживались откровенного натурализма. Уж, извините, если не вышел рожей - то таким и останешься в веках. Никакого фотошопа.



Львиная тема (очень любопытная на улицах нашего прекрасного города!). Оказывается, все наши классические петербургские лёвушки - копии тех гипсовых слепков, сделанных с античного оригинала! Так что все наши львы происходят из Древней Греции.





А вот кабаны не прижились в нашем климате!



ОТДЕЛ АРХИТЕКТУРЫ
Лучшая в России коллекция архитектурных моделей. Фотографировать там было трудно. Констатирую только модель Смольного собора, сделанный в пропорции 1 к 62. Про него рассказали одну историю. В 2000 году был ураган в Петербурге (помню!), который сорвал с собора крест. Помню дыру в куполе, помню как стоял храм несколько лет без креста. Так вот, за три дня до этого урагана, приходят сотрудники музея в этот зал и видят, что с модели упал крест. Стали выяснять - как так, до макушки не дотянуться, кто совершил сей хулиганский поступок?! Ничего не выяснили, а через три дня поняли. Вот на теме Божьего промысла и завершу краткий рассказ о сегодняшнем экспресс-курсе в музее Академии Художеств.



Мир всем!

гид-переводчик, Академия художеств, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up