Мир всем! Я - Ольга, возраст: старший бальзаковский; мать двух малолетних детей; спортом не занимаюсь, диеты не соблюдаю, лишний вес присутствует; передвигаюсь общественным транспортом. Работ много, и все они разнообразны. Пишу, говорю, показываю, поучаю, исследую. 16 апреля мой выходной день как гида-переводчика. Это означает, что предстоит много беготни по центру города по офисам: сдать отчеты, получить документы, отдать документы... Приглашаю в весенний Санкт-Петербург: в исторический центр, на его периферию и в театральный зал. Всего-то 54 фотографии.
1. Когда у гида-переводчика выходной день, можно рано не вставать. Подъем сегодня довольно поздний: в 7.30, чтоб отвести детей в сад.
2. Муж в командировке в Константинополе, по этому случаю дети на ночь приползают в нашу кровать. Так и быть, побалую - подам утреннее какао в постель.
3. На окне распустился цветок, цветет он весьма редко, последний раз года 4 назад.
4. Утренний кофе в пасхальном натюрморте. Как съесть все эти яйца - ума не приложу. Куличи в нашей семье тоже успехом не пользуются. Одна надежда - на гостей!
5. Люблю пить кофе, почитывая какую-нибудь полезную (или не очень) литературу.
7. Никита уже выпил какао, умылся, оделся (почти), сидит, ждет сестру...
8. ...а Александра валяется в барских перинах и требует третью чашку какао - это ее стратегическая хитрость, чтоб отдалить процесс одевания и перемещения в детский сад и...
9. ... и не забыть погладить кошку. Знакомьтесь: Сяпа, а также Тварь Белая, Мормыся, Маруся, Машка (это краткий список ее имен).
10. Александра - девушка придирчивая, каждое утро она самолично выбирает пасту, какой будет чистить зубы.
11. Наконец все косы заплетены, Александра делает последнюю попытку отдалить выход из дома: просит почитать книжку, но уловки бесполезны.
12. Выходим из дома и идем в сад. Сад у нас недалеко, в соседнем дворе. Город просыпается и приступает к началу новой рабочей недели. Вот люди на детской площадке заняты делом: утром выпил, и весь день свободен!
13. Приветствуем Рексика - чей пес - неизвестно, но ошейник на нем надет, и местная детвора его обожает.
14. Вот и наш садик, обычный муниципальный, но очень хороший. Прошлым летом сделали ремонт, и у нас есть даже бассейн. Как раз сегодня у детей должны быть занятия, но мои пока отказываются ходить на эти мини-тренировки.
15. Интересно, кто это приехал в сад?
16. Вернулась домой. Как можно себе отказать в удовольствии выпить еще кофе в тишине с журналом и вчерашним пирожком?! Пирог называется tre pesci e un formaggio, что в переводе означает "Три рыбы и один сыр".
17. Неторопливо делаю домашние дела и выдвигаюсь из дома.
18. Давайте вместе дойдем до метро. От дома до метро мне недалеко, минут 7-10 спокойной ходьбы. Живу я на Черной речке, да-да, той самой, где состоялась трагическая дуэль А.С. Пушкина. Вот эта самая Черная речка по направлению к месту дуэли:
19. По этой набережной я шествую к метро.
20. В непосредственной близости к метро - чудом уцелевшая среди сталинско-хрущевской архитектуры прелестная дача Салтыковой. Здесь, несмотря на то, что у гида-переводчика выходной день, но профессиональная привычка "поговорить о том, что вижу" дает о себе знать. Наш район Черной речки был, начиная с XVIII века, загородным районом. Здесь, на островах в дельте Невы, строили дачи - аристократы и люди попроще. Пушкин снимал дачу в этих местах, совсем рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, где он крестил своих детей. Дача Салтыковой (строительство завершено в 1847 году) - одна из немногих сохранившихся построек середины XIX века в модном тогда "готическом" стиле. После революции здесь находились больница, профилакторий, школа, а во время строительства станции метро здание использовали под прорабскую. В 1980-х годах ее восстановили. Сейчас там находятся торговый дом "Бурда моден". Между прочим, здание это запечатлено в одной из серий нашего знаменитого фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
21. Если посмотреть внимательно на одну из вывесок, можно даже догадаться - какой именно серии.
22. Ну вот мы и дошли до метро.
23. Еду я до новой станции "Адмиралтейская".
24. Станция эта - самая глубокая в Петербурге, расположена на глубине 125 метров. Название - от находящегося в непосредственной близости Адмиралтейства, где в начале XVIII века на петербургских верфях строили корабли.
25. На выходе из метро обратим внимание на здание банка Вавельберга, построенного в начале ХХ в актуальном для того времени историческом стиле. Фасад чем-то напоминает венецианский дворец Дожей. С этим зданием (как и со множеством других), связана одна петербургская байка. Говорят, в день торжественного открытия банка господин Вавельберг отказался проводить церемонию, так как он обнаружил, что двери установлены неправильно: он должен ТОЛКАТЬ двери от себя, в то время как ему надо было ТЯНУТЬ двери на себя. Свой маленький "каприз" банкир объяснял следующим образом: "Я не хочу отталкивать деньги от себя, но желаю притягивать их к себе". Господа банкиры, проверьте-ка, в какую сторону открываются двери ваших банков?
26. Недалеко от одной из целей моего путешествия находится здание Городской Прокуратуры. Посмотрите внимательно на балкон - там еще празднуют Новый год.
27. Величественный Исаакиевский собор. Я, конечно, не буду помещать сюда открыточные виды. Посмотрим на один из портиков собора. Сюжет горельефа: Св. Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия и его супругу Флаксиллу. Художники всегда зависели и зависят от власти. Монферран планировал придать фигурам императора и его жены портретное сходство с императором Николаем I и его жены Александры Федоровны. Скульптор Витали начал реализовывать идею архитектора. Не забыли и государственных сановников - в числе посетителей Св. Исаакия царские вельможи. И Монферрана не забыли, он в левом углу с моделью собора. Пока строился собор, император Николай Павлович скончался, пришлось провести коррекцию скульптурных образов, чтоб можно было предположить в образах портеты нового императора - Александра II и его супруги Марии Александровны. Как бы то ни было, а одна из петербургских легенд гласит, что именно из-за этого портика архитектор Монферран впал в немилость у нового императора. Почему? Смотрим следующее фото.
28. Постаралась здесь укрупнить. Обратите внимание на все фигуры: они склонились перед святым. И лишь один Монферран гордо поднял голову. Понятное дело, недруги архитектора настучали императору: мол, дескать, архитектор занесся, ставит себя выше Вашего Императорского Величества. Александр Николаевич затаил обиду. И даже отказал Монферрану в его последней просьбе - быть похороненным в соборе, который он строил всю свою жизнь.
29. Бегаю по центру города из одного места в другое: забрать документы, получить документы. Тут ничего интересного. Милая вывеска:
30. Часы на Мариинском дворце (это значит, я пробегаю Исаакиевскую площадь).
31. Обожаю старый центр! Купол Исаакиевского собора виден почти отовсюду, создавая порой причудливые пейзажи. Еще бы - высота собора 101 метр!
32. Панорама Столярного переулка. Забыла чудную цитату из Достоевского об этом переулке!.. Смысл ее примерно такой: "В этом переулке 10 домов и 15 питейных заведений" (за точность цифр не ручаюсь). Пройдя сегодня по переулку, насчитала 8 мест, где можно остановиться и чего-нибудь выпить. Надо сказать, переулок имеет богатую литературную историю: он описан и у Гоголя, и у Лермонтова. Да и Родиона Раскольникова Федор Михайлович Достоевский поселил здесь.
33. Недалеко от Сенной площади расположена кондитерская. Пирожные здесь очень вкусные, не самые дешевые. Меня же в их ассортименте умиляет корзиночка "Бурдалю". Вот интересно, кто придумал это название? Нет, звучит красиво. На самом же деле, "бурдалю" - предмет обихода для справления малой нужды французскими дамами в "полевых" условиях. Название возникло от фамилии Бурдалю - был в XVII веке очень популярный и модный французский проповедник, чьи проповеди собирали огромное число парижан. Проповедовал он страстно, но очень долго. И дамы, чтоб не отлучаться из церкви по малой нужде, носили с собой специальные сосуды, "дневные вазы", чтоб облегчиться прямо на месте. Вот такое бурдалю:
34. Пробегаю Сенную площадь, здание Гаупвахты, где три дня провел под арестом Федор Михайлович Достоевский. Арест его был вовсе не тот, за который его приговорили сначала к смертной казни, а потом - к каторге. Здесь он в 1874 году отсидел двое суток за за одну из статей. Сам Достоевский говорил, что это были неплохие два дня в его жизни: его сосед по камере спал, а сам Федор Михайлович наконец-то смог погрузиться в чтение, не отвлекаясь ни на что другое и перечитать любимые им "Отверженные" Гюго.
35. Один из немногих дворников-славянинов нашего города, наверное даже последний.
36. В городском жилищном комитете, как и в городской Прокуратуре, о Новом годе не забывают.
37. Мое рабочее место, когда пребываю в статусе преподавателя.
38. Вид во внутренний двор на бывшие конюшни.
39. Чудная панорама из окон седьмого этажа. Вдалеке - колокольня Владимирского собора.
40. Академический коридорчик.
41. Домой возвращаюсь на метро. "Здесь каждый камень Ленина помнит...", а каждая надпись о нем говорит. Сколько раз в этих нескольких строчках упоминается имя Владимира Ильича и его производные?
42. Вернулась домой. Раз у меня сегодня выходной, так и быть, сделаю небольшой крюк и покажу читателям место дуэли. Памятник. Как говорил один из героев анекдота: "Странно, попал Дантес, а памятник поставили Пушкину". По бокам - гранитные барьерчики, которые, вероятно, установлены на расстоянии между стрелявшими: между ними 12 шагов.
43. Небольшой перерыв дома. Есть несколько вариантов:
- поработать над учебником (надо быстрее его заканчивать)
- поспать
- начать писать текст для этого сообщества (так как фотографии грузятся очень медленно). Решаю поработать для сообщества. Последующие два часа провожу за написанием этого текста и переработке фотографий (загрузила первые 30 фотографий). Параллельно, пока грузятся фотографии, навожу порядок в кухне. Кошка взыскующе смотрит на меня, отвожу свои бесстыжие глаза.
44. Времени - 17.30. Иду за детьми в сад. Кажется, дождь начинается.
45. Дождь не просто начинается - он льет, как из ведра. Давно Петербург не видел такого дождя: с прошлой осени. И, значит, этот дождь факт крайне позитивный - весна-таки пришла, ибо зимой таких дождей у нас не бывает. Убегаю из дома совершать трудовой подвиг (иногда я статьи пишу), предварительно оставив детей в добрые руки присмотрительницы-соседки, вновь еду на метро, дорогу вы уже знаете. Приезжаю на площадь Восстания. Времени - 18.15 (на башенных часах, если присмотреться). Про железную дорогу тоже могу рассказать один из мифов, но здесь не буду, ибо могут забанить. А вот в центре площади - монумент довольно банальный, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ничего особенного из себя не представляет, разве что единый блок гранита, из которого сделан обелиск. Петербуржцы ласково его называют "Стамеска" или (еще более ласково): "Мечта импотента". На тему обелиска в недрах моей памяти есть еще одна история. Дело было в конце 80-х годов на экзамене по истории советского искусства. В нашей группе была одна очень ответственная студентка, практически отличница, Наташа. А преподавательница ее почему-то невзлюбила И на экзамене она Наташу гоняла по всему курсу, а придраться было не к чему. Уж какие ей только картинки не подсовывали - фрагмент уха знатного сталевара Пупкина, левая нога памятника погибшему коммунисту в Мухосранске - Наталья на все отвечала. И тогда преподавательница задала последний вопрос: "А кто автор монумента на площади Восстания". Так как памятник установили недавно, и он еще не вошел в категорию шедевров (не вошел он и поныне), Наталья тут прокололась. На что преподавательница, сокрушенно вздыхая, сказала: "Ну, ладно, так и быть, поставлю вам удовлетворительно", что по тем временам являлось основанием для лишения стипендии на целый семестр. А фамилии авторов памятника я так до сих пор и не помню.
46. Спешу к концертному залу "Октябрьский". Там толпы народа - мечта любого продюсера: стопроцентный аншлаг.
47. Прежде чем войти в зал, полюбуемся еще на одно произведение советской монументальной пропаганды: скульптурная группа преред концертным залом. Кого вы бы разместили перд этим очагом культуры? Ха-ха, каких-нибудь творческих деятелей? Нетушки! Солдат, рабочий и колхозник. Все голые - вероятно, символ оголенности нервов при соприкосновении с прекрасным, к которому припадают все производительные слои советского общества. Рабочий возвышается над всеми, что демонстрирует главенство трудового народа в советской стране.
48. Вип-гардероб с вип-гардеробщицами. Все остальные выстаивают длиннющие очереди: гардеробщицы концертного зала "Октябрьский", несмотря на молодость лет, весьма неторопливы.
49. Ближайшие три часа я не фотографирую, так как послушно следую требованию администрации не производить фото- и видеосъемку во время представления. Если кому-то интересно узнать об эмоциональной составляющей этих трех часов, то можно прочитать
здесь. Перед уходом все же сделала фотографию происходящего на сцене.
50. Выхожу из концертного зала и пытаюсь сфотографировать время на телефоне. Но курок затвор кнопка вызова прислуги птички срабатывает медлено, экран за это время гаснет, рука дрожит, дождь льет, так что снимок получился импрессионистическим. Но время разобрать можно: 22.17.
51. Еще один пример монументальной пропаганды, теперь уже на станции метро "Площадь Восстания".
52. Возвращаюсь домой. Времени: 23.00.
53. Дети спят, разумеется, в нашей кровати, даже свет не успели выключить. Зайки мои, завтра я буду целый день дома, так что пообщаемся побольше!
54. Сервирую ужин. Ряженку по дороге не купила. Буду пить красное сухое вино.
Этот текст я пишу утром 17 апреля в 9 утра. Вчера ночью (в 2 часа), работая параллельно над двумя текстами, случайно нажала не ту кнопку и все написанное благополучно исчезло (оба текста). Вывод: за двумя зайцами гоняешься, успей хоть вина выпить! Так как вино я выпила, то потере текстов сильно не расстроилась, утром на свежую голову написала их заново.
Такой у меня был выходной день гида-переводчика. Если тема будет интересна, возьму как-нибудь вас с собой в туристический автобус, покататься по городу и посмотреть на нашу работу изнутри.
Мир всем!