Как работали гиды-переводчики в эпоху СССР и Перестройки. Выпуск № 3

Jan 25, 2014 12:00



Не так давно, по весне, в группе гидов-переводчиков возникла ностальгическая тема о том как работали раньше гиды-переводчики. Ведь в СССР въездной иностранный туризм находился под жестким контролем государства, и гиды-переводчики работали, что называется, "под колпаком", и их курировали всевозможные отделы и "искусствоведы в штатском". Нахлынули воспоминания, и наши старшие коллеги рассказали много интересного. Я, по своей склонности накапливать добро в сундучки, эти рассказы скопировала и систематизировала. Предлагаю вам почитать эти истории.

Краткое содержание выпусков:

1. Прием, обучение, стажировка.
2. Зарплата и социальные гарантии. Организация работы.
3. Гостиницы. Транспорт и парковки. Питание.
4. Гиды и КГБ. Обзорная экскурсия по городу. Работа в музеях.
5. Продажа дополнительных экскурсий. Поездки по стране.
6. Покупка сувениров. Как работали без мобильных телефонов. Чаевые и подарки. Взаимоотношения с туристами.

Гостиницы


Марина Е. Интересно, что когда туристы покупали тур в Ленинград, они могли выбрать только класс проживания - первый (с удобствами в номере) или "тур" (с одним туалетом и душем на этаже для всех). При этом туристы, заказав и оплатив "туркласс", могли - по никому неизвестным мотивам и обстоятельствам - попасть в "Европу" или "Асторию", а могли в мотель "Ольгино" или "Карелию" (это еще если повезет...).

Хочу добавить к своему посту по поводу гостиниц. Возможно, кто-то из молодых гидов удивится, узнав, что туристы, купившие самый дешевый тур с проживанием в номерах так называемого "туристического" класса, могли запросто очутиться в "Европейской" (так тогда назывался нынешний "Гранд-отель Европа") или в "Астории". Дело в том, что до реконструкции (а я рассказываю про 70-80-е годы, хотя это относится и к более "древним" временам), в "Европейской" и в "Астории" было полно номеров без удобств, вот они-то и подпадали под категорию туркласс". Были там, правда, и номера первого класса, с туалетом и ванной в каждом номере, и даже номера "люкс", но их было не так много. Для меня до сих пор остается загадкой - кто и на каком основании посылал группы иностранных туристов на поселение либо в "Европу", либо в "Ольгино". Из типичного разговора гидов тех времен: "Какой у тебя Hotel? - Да хотел-то "Европу", а попал в "Выборгскую"...

Транспорт и парковки.

Ирина Ч. Существовали парковки автобусов, т.е. куда вошел, там и вышел. Перед Эрмитажем автобусы парковались прямо на площади, надо было найти свой автобус среди 30-40 одинаковых автобусов. Аналогично во всех пригородах, была единственная парковка, где все и стояли. Хуже, если кто-то терялся, но люди сами старались не теряться. Перед ППК автобусы стояли вдоль Кронверка. Честно, автобус ни разу не ломался, с туристами работали самые лучшие автобусы на тот момент.

Владимир Б. Веселее было на Московском вокзале: встречаешь свою группу, оставляешь ее у главного входа, а сам, кабанчиком бежишь через дорогу (у Октябрьской),где стоит 30 одинаковых автобусов марки ТАМ и 30 Икарусов, ну и начинаешь метаться, выискивая свой по номеру. Плохо если фирма ошиблась и сказала тебе не тот номер, в конторе никого нет, звонить бесполезно (утро). В этом случае, бегаешь и спрашиваешь у водителей, не на твою ли они группу (все водители знали номер референса группы и страну). В Пулково было легче; рейсов было крайне мало (помню, что после 20.00 было две строчки на табло Москва 20.25 и она же 22.25) Парковались спокойно прямо перед терминалом Пулково 1. Можно было стоять хоть боком, хоть криво, хоть как угодно. Можно было спокойно найти автобус заранее. В терминале, кстати, можно было курить ВЕЗДЕ, народу не было вообще и казалось, что аэропорт огромный). В ППК, кстати, лихо подкатывали на автобусе прямо ко входу в собор.

Марина Е. Автобус каждый день подавали другой, надо было с утра подойти в бюро обслуживания и узнать его номер. А потом бегать по всей парковке и его искать. Шофер тоже был каждый день новый. В этом плане потрясающим исключением была Москва - там группе сразу выдавали так называемый "лобовой" - то есть, номер, привязанный к данной группе на все время ее пребывания в столице. Это было просто супер!!! Жизнь облегчалась до дальше некуда...

Питание

Ирина Ч. Питание - всегда полный пансион в гостинице, на обед возвращались в "Прибалтийскую", например. Еду заказывали сами, выбирая из нескольких вариантов. Иногда организовывали выездной обед. Как-то все успевали. Нормальный тур - 3 дня, все вечера заняты, фольклор, балет, прощальный ужин в «Садко» в «Европейской» гостинице с шоу. Помните, еще была практика "сухого пайка" для гида. Полагалось трехразовое питание, но как-то не хотелось приходить еще и на завтрак или оставаться на ужин. Так, вместо завтрака и ужина можно было взять продукты домой. Оформляли почти официально через марочницу в ресторане, можно было взять масло, кофе и пр. Тоже добавка к зарплате.

Марина Е. Питание было возможно только в своей гостинице (других ресторанов практически не существовало, кроме как при гостиницах), так что приходилось всегда возвращаться на обед в свою гостиницу. Но пробок тогда не было, так что это была не проблема.

гид-переводчик, гид-переводчик в СССР

Previous post Next post
Up