Вообразите ёмкость для воды. Что случится, если диаметр слива больше чем диаметр крана? Ёмкость опустеет. Может быть - если кран работал давно, а слив открыли недавно - какое-то время ёмкость будет не совсем пустой. Но это ненадолго. Всякий прирост в экономике может быть только в том случае, если ВОЗМОЖНОСТИ РАСТУТ БЫСТРЕЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Иначе говоря, если наполняется резервуар быстрее, чем вычерпывается. В народе говорят: «бочку с выбитым дном водой не наполнишь».
Современная Европа как раз и стала такой бочкой с выбитым дном. Люди, которые прожирают больше, чем доставляют, люди, которые вымирают быстрее, чем рождаются, люди, которые наращивают права при сокращении обязанностей - обречены всем ходом исторической логики…
Современный кризис Европы связан с двумя поколениями европейцев, погрязших в потребительском мышлении. Это мышление включает в себя две основные компоненты: жажду максимально-возможного потребления и полное непонимание связи между потреблением и производством. Дивы в рекламах американо-европейского типа, о чем бы не шла речь, уверенно заявляют «я этого достойна!», даже не думая чем-то доказывать или обосновывать свое утверждение.
Так и возник кризис, закат Европы: ведь её либерализм и рыночный интерес частного инвестора по определению ЛИШЕН ПОНЯТИЯ О БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ. Частный инвестор, безусловно, предпочтет взять миллион сегодня, чем миллиард через сорок лет, потому что через сорок лет он (в самом лучшем случае) станет очень старым. Прибыль же через 100 лет, какой бы колоссальной не была, даже самого сознательного инвестора не может заинтересовать в принципе.
Либерализм перевел всю экономику в режим спринтерского мышления. Суть его очень проста: «схватил - беги!». Что именно ты схватил, откуда оно взялось там, где ты его схватил, не является ли схваченное куском неделимой системы, которая погибнет из-за твоего «хапка» - все это для либерализма не важно. Мы - сказала себе Европа - спринтеры, бегущие через жизнь. Она очень скоро кончится ничем, и до этого очень скорого конца, обрубающего все концы, нужно успеть ухватить как можно больше потребительских наслаждений…
Цитата взята из
новой статьи Авагяна - простыми словами о по сути сложных явлениях в европейской экономике. А вот и цитата Е.Холмогорова в догонку, которая хорошо резюмирует, а как бы всё должно было быть по разумению автора, Запад гневно обличающего:
«Вспомним основное условие советского социального контракта, на котором, собственно, и стоял СССР. Это был обмен настоящего благополучия на благополучие будущих поколений. Проще говоря, от конкретных советских людей требовалось пожертвовать очень многим, ради развития страны в целом. В обмен на скудость жизни и дешевизну труда предлагалось счастье детей и внуков. Которое наступит, когда будут созданы материальные условия».
Это всё, как антитеза к моей прошлой статье -
В борьбе за это (очень рекомендуется к чтению для противовеса ко всему выше высказанному). Так мир и мечется между двумя крайностями: между жутким либеральным эгоцентризмом, и между самозабвенным самопожертвованием безличностных зомби, по своей воле спускающихся в утопию "светлого будущего" (которое, как сказано у Холмогорова, всенепременно "наступит, когда будут созданы материальные условия"). Уж второй век, ждёмс...