Главными задачами масс-медиа сегодня -
и одновременно тестом для журналистов на профпригодность -
становятся проверка фактов и создание общей картины реальности.
Само собой, когда мы сегодня говорим "масс-медиа",
имеем в виду не только официально зарегистрированные "средства массовой информации",
но и корпоративные издания, PR-проекты различных организаций, новые медиа и т.д.
Так что эти задачи стоят и перед PR-деятелями тоже.
На первый взгляд, это никакая не новость: от СМИ всегда ожидались и достоверность информации, и умение за деревьями видеть лес.
Однако каждый раз, увлекаясь то одной технологией, то другой, неизменно попадая под очарование новых машин
и с упорством брошенной любовницы возлагая надежды на новых героев, СМИ совершенно забывали,
каково их предназначение и зачем они вообще нужны.
Социологи же только мешали взять себя в руки. Их рассказы про клиповое мышление, трансформацию ценностей
и череду безумных поколений X, Y и т.д. смущали и без того падкие на броские эффекты журналистские сердца.
В итоге, пытаясь привлечь info-, edu- и прочими tainments свою целевую аудиторию,
СМИ напрочь отучили её не то что думать - читать.
Теперь плохо обоим - и Франкенштейну, и созданному им чудовищу:
оба хотят любви, и оба обвиняют друг друга во всех своих несчастьях.
Вместе с тем, сегодня, в эпоху глобального копипаста и бесконечного реферата действительности,
когда вся информация записывается и хранится, но именно того, что нужно, всё равно не найти,
когда всё можно отредактировать, исправить, и в памяти остаются уже не факты, а мемы,
когда развитые навыки самоцензуры заставляют краснеть цензуру традиционную,
ответ на вопрос - "а что же случилось на самом деле" - востребован как никогда.
И даже если сразу ответа нет, просто задать этот вопрос - значит, заставить думать,
искать, сомневаться, в том числе, и в самом себе, в своих убеждениях и аксиомах.
Ассанж, Навальный, Сноуден - все они сделали себе имя на простой проверке фактов.
Всё, чем они прославились, это вопрос - "а как всё было на самом деле"?
Какие ещё нужны примеры эффективности этой стратегии? Какие ещё "кейсы"?
А факты, сложенные в большую мозаику - это из разряда вечных ценностей,
это одно из самых чудесных зрелищ, открывавшихся осмысленному взору во все времена.
Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на то, как разрозненные части
образуют большую, пёструю и сложную картину реальности.
Трансформация ничего не значащего осколка в элемент единого целого -
это магическое превращение, составляющее суть познания и мыслительной деятельности человека.
Это превращение уже само по себе воспитывает и образовывает.
Проверка фактов и создание большой картины - сегодня это главные задачи, главные приоритеты для СМИ и всех,
кто занимается коммуникацией. Если вообще не единственное, о чём они должны беспокоиться.
Что же касается чисто технических вопросов, связанных с выполнением этих задач -
то сегодня для этого существует уже масса подходов и инструментов.
Управление знаниями, большие данные, конвергенция медиа, инфографика, краудсорсинг и т.д. -
всё это методы, направленные именно на формирование большой картины реальности,
на (вос-)создание широкого контекста. Ведь только в контексте и можно понять смысл конкретного знака.
Соответствующие технологии для визуализации, сбора данных и проч. - на расстоянии поиска в Гугле:
простые - вовсе в открытом доступе и бесплатно, посложнее - у специалистов,
но нужно только начать - аппетит и опыт приходят во время еды.
Были бы факты. Было бы желание.